Из выступлений митрополита Иоанна (Снычёва) перед православной общественностью Санкт-Петербурга (1994-1995 гг.)

ЛИШЬ ЧЕТВЕРТЬ ПОСЕВА ВЗОЙДЁТ…

Для того, чтобы развиваться органично, человек должен трудиться и молиться, причём оба эти действия должны быть во взаимосвязи. Ни одно из этих действий само по себе не может привести ко спасению. Обязательно нужно, чтобы они взаимно дополняли друг друга. Если человек немощный и ничего не может делать, даже себя обслужить, то творение молитвы ему вменяется в труд. Но в обычных условиях человек должен и молиться, и трудиться.

Протестантский подход к вере предполагает, что можно спастись без труда, не имея дел веры. Православие же утверждает, что труд необходим. Возьмём простой пример: на столе есть пища, разрешено её брать. Но, чтобы напитаться, каждый должен подойти к столу и принять пищу. Труд необходим в земной жизни, он необходим для спасения души.

Грех уныния происходит от того, что внутренняя душевная пустота не заполнена духовным содержанием. Поэтому при обнаружении у себя признаков поражения унынием обращайтесь к духовному доброделанию.

Чрезвычайно актуальный и очень сложный вопрос о том, как помочь неверующим сродникам. Вспомним, что Христос принёс в мир разделение, в том числе и в семью (Лк. 12, 51-53). Но всё равно надо помогать сродникам в их воцерковлении. Как это лучше всего сделать? Прежде всего мы сами должны являть собою добрый пример благочестивой жизни во всех отношениях, а не в каких-то частностях. Близкие должны видеть, что Православие делает человека лучше. В то же время «не мечите бисер» (Мф. 7, 6), помните, что находясь в скотском состоянии, человек не способен понимать доводов православного. Для него чужды заповеди Божии, он живёт совершенно по другим законам. Поэтому излишне настойчиво излагая свои убеждения, вместо желаемой пользы можно вызвать гнев и ненависть. Кто будет виноват перед Богом в таком случае? Не исключено, что ваша вина будет даже больше, ибо вы невольно спровоцировали эту агрессию. Что касается конкретной помощи родителям в их воцерковлении, то лучшее средство — молиться за них.

В работе по воцерковлению близких нельзя забывать и о «сеятеле» (Мф. 13, 3-8 и 18-23). Из этой притчи следует усвоить, что многие посеянные зёрна гибнут, и только одна четвёртая часть людей способна воспринять Православие. А насильно верить никто никого заставить не может. Вера — дело сугубо добровольное, поэтому не следует настаивать, если человек не воспринимает доброго наставления. Но и осуждать не надо. На всё воля Божия. Самое правильное — молиться и уповать на милость Божию.

Если в церковный праздник умер безбожник, в его посмертной судьбе это ничего не меняет, так как первый вопрос к умершему всегда один: как он жил на земле. И тут уже ничего не изменишь. А вот благочестивый человек в таких обстоятельствах как бы получает дар Божий. Смерть в праздник — знак приобщения к Царству Небесному.

Наши дорогие усопшие сродники очень нуждаются в нашей милостыне за упокой их душ. Однако не всякая милостыня одинаково богоугодна. Желательно помогать тем людям, кого вы знаете, то есть известным вам бедным людям, которые действительно нуждаются в помощи. Особенно полезно помогать нуждающимся многодетным семьям, поддерживать боголюбивых людей, людей нестяжательных, которые не просят, но нуждаются. В то же время малополезно давать попрошайкам. Для таких желательно иметь мелкие монеты, из которых просящий милостыню вполне наберёт себе на хлеб, но у него не будет средств на водку и излишества. Милостыню знакомым желательно подавать скрытно. Например, повесив пакет с продуктами на ручку входной двери, позвонить и уйти, чтобы не видели хозяева.

Мы должны знать, что корыстное милосердие неприемлемо Богу. Милосердие должно быть безкорыстным. Когда за добрые дела нет даже слова благодарности, а человек реагирует за это со смирением и любовью, то миру является наивысший эффект милосердия. Поэтому если человек нуждается, следует дать ему, не требуя благодарности.

Пользоваться с целью личного обогащения деньгами, полученными без труда, — неправославно. То же можно сказать и в отношении различных денежных игр.

Немощи духовные бывают, конечно, и у священнослужителей. Но, строго говоря, с немощами священником быть нельзя. Это относится и к немощи курения, её не должно быть у священника.

Священник — это пастырь. Он пасёт овец Христовых — прихожан своего храма, прихода. Отсюда и слово «поп» — пастырь овец приходских, или другой вариант — пастырь овец православных. Но и наёмник тоже пасёт, но пасёт плохо. К сожалению, есть пастыри, служащие как наёмники, то есть плохо пасущие вверенное им стадо овец Христовых, больше обезпокоенные личным благополучием. К ещё большему сожалению, бывает и худшее, когда «пастырь» уподобляется волкам и расхищает стадо Христово. О сути этого явления нам говорит апостол Павел в главе 11 Второго послания к Коринфянам: для таких «лжеапостолов, лукавых делателей… конец будет по делам их» (2 Кор. 11, 13, 15). И всё же в большинстве своём пастыри нашей епархии стараются служить по совести, с любовью пасут вверенные им приходы.

Церковные православные Таинства даже у плохого священника действительны. И это великое отличие нашей Церкви, во главе которой стоит Христос. Поэтому не надо чрезмерно перестраховываться, если вдруг заметите что-то сомнительное в действиях священника: Таинства всё равно остаются Таинствами во всей полноте.

Можно ли править обществом без Бога? Нельзя, конечно. И светское государство, живущее без государственно-образующей идеи, ненормально. Везде нужен смысл, а государство по своей сути должно быть Богоугодным.

Капитализм — нехристианское, идолопоклонническое по своей сути мировоззрение. Социализм же без Православия тоже ничуть не лучше, ибо в основе своей несёт то же дикое состояние идолопоклонства.

События в Чечне — это дело рук тайных обществ, которые не желают прекратить свои злые дела. Поэтому надо нам молиться, чтобы Бог послал туда мир и смирил должным образом этих служителей адовых.

Не ропщите на рекламу — это искушение для живущих сегодня, равное по своей злой мощи искушениям, которые претерпевали мученики-первохристиане. Вдумайтесь: народ наш искушается не меньше, чем искушались мученики-первохристиане! Если мы будем это понимать, то достойно перенесём все искушения и уподобимся древним мученикам за веру Христову.

Разложение протестантского вероучения продолжается. Сегодня протестанты начинают искажать текст Нового Завета, чего раньше они не делали. Так что не стоит напрасно ждать возвращения протестантов к апостольской вере.

Заочно крестить в Православии нельзя. Так же нельзя крестить и мёртвых, так как для крещения должна быть проявлена добрая воля самого крещаемого человека. Бывают случаи крещения умирающих людей, которые по тем или иным причинам не смогли креститься в добром здравии, но желали это сделать. Если во время крещения такой человек не контролирует своё сознание, то должны быть какие-то свидетельства его желания креститься.

По церковным канонам миряне не только имеют право освящать святой водой своё жилище, но и обязаны это делать. Особенно, если нет реальной возможности пригласить священника для исполнения треб.

Народными средствами лечения пользоваться можно, но не колдовскими заговорами. При лечении болящих молитвы применять полезно, если это молитвы православные. Это относится и к боголюбивым простецам из народа, к бабушкам и дедушкам, имеющим огромный опыт лечения травами и другими народными средствами. А вот экстрасенсы, восточные целители, чудотворцы разного рода — это иное. Все они призывают неблагодатные силы. От них следует держаться подальше.

Скоро грядет Рождественский пост. Следует помнить, что в посту главное — очищение души, но и телесное очищение через постную пищу полезно. (Сам владыка Иоанн более тридцати лет страдал диабетом, но тем не менее перед службой воздерживался от воды и пищи.) Больным перед службой вкушать можно, но перед Причастием надо набраться терпения и отказаться от пищи и питья.

Если болезнь требует вкушения скоромной пищи, то разрешается её вкушать даже в Великий пост. Если человек работает на вредных работах, где положено молоко и другие продукты, то употреблять их разрешается в посту. Возвратясь домой, он может причаститься вместе с семьёй. Здесь действует как бы частичное послабление. Но главное в посту — лечить немощь духовную.

Господь говорит о нестроениях среди народа: «И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга» (Мф. 24, 10). Не то ли мы видим сегодня и среди нас, когда мы не можем иметь мира даже в семье, среди сродников? Это положение пока не улучшается, а, наоборот, даже ухудшается. Поэтому нам уместно готовить себя к наказанию Божию за содеянное, надо готовить себя на всякое время к Апокалипсису.

Нет оснований печалиться о судьбе русского народа. Да, сейчас мы в своей стране как бы не хозяева. Но вспомним, что еврейский народ почти пятьсот лет пробыл в Египте, а потом избавился от рабства и вернулся на родину. Что же нам-то горевать? Мы же на своей земле живём, а это очень важно. Надо верить и терпеть, работая. Другими словами, надо терпеливо работать по-православному. И Господь тогда всё устроит. Будем верующими людьми, будем терпеть, работать по совести, как прилично православным.

Из книги Владимира МИХАЙЛОВА († 8 апреля 2006 г.) «Встречи с владыкой Иоанном»

 

следующая