Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

29 мая — день рождения Г.К. Честертона, английского писателя

ЛЮБОВЬ К ПОЭЗИИ КАК ПРИЗНАК ЗДОРОВЬЯ

Гилберт Кийт ЧестертонВо-первых, Гилберт Кийт Честертон — католик. Сейчас кому-то упорно хочется свалить все христианские конфессии в одну кучу, а потому — как здоровая ответная реакция — появилось мнение, что стыдно православному человеку прислушиваться к любым словам любого католика. Давайте все же прислушаемся к Честертону, потому хотя бы, что он, хоть и католик, а экуменистом не был никогда. Он сделал однажды свой выбор и честно стоял на нем до конца дней. В этой честности — немалая привлекательность Честертона.

Во-вторых, Честертон — прекрасный писатель и умный человек. Из этого с необходимостью следует, что в погоне за красотой и глубиной слова ему не раз приходилось невольно вырываться за пределы строгой конфессионности, замечать правду там, куда католики просто не догадываются повернуться.

И, в-третьих, Честертон — один из самых положительных людей ХХ века. Это само по себе заслуживает внимания: не так много в ХХ веке было людей глубоко и в то же время положительно мыслящих.

Теперь считается очень либеральным и смелым признавать, что чужой бог не хуже нашего. Вероятно, древние тоже считали себя просвещенными и смелыми, присоединяя к богам очага или города дикого Диониса, сошедшего с гор, или грубого Пана, вылезшего из леса. Ради этой широты взглядов они потеряли самое широкое всеобъемлющее представление об Отце, объединяющем мир… Бога принесли в жертву богам.

Одни писали, что христианство подтачивает семью, уводит женщин от детей и дома к уединению и созерцанию. Другие писали, что оно преступно сковало нас узами семьи… Христианство обвиняли в презрении к «женскому разуму» и тут же сами презирали его, заметив, что «только женщины» еще ходят в церковь. Вот еще: христианство порицали за восхваление бедности, за пост и власяницу, и сразу же ругали за раки из порфира и золотую парчу. Христианство винили в том, что оно сковывает половую жизнь, но Бредлоу и Мальтус считали, что оно сковывает ее мало… В одной и той же беседе один и тот же вольнодумец ругал христианство за антисемитизм и за еврейское происхождение.

Любящий жизнь свою погубит ее, а ненавидящий сохранит. Это не мистическая абстракция, а бытовой совет морякам и альпинистам; его можно напечатать в путеводителе по Альпам или в строевом уставе… Человек, отрезанный морем, спасется, только если рискнет жизнью. Солдат, окруженный врагами, пробьется к своим только в том случае, если он очень хочет жить и как-то безпечно думает о смерти. Если он только хочет жить — он трус и бежать не решится. Если он только готов умереть — он самоубийца и его убьют. Он должен стремиться к жизни, яростно пренебрегая ею.

Все пантеизмы, эволюционизмы и прочие вселенские религии основаны на том, что Природа — наша мать. Если вы в это поверите, вы, как ни печально, тут же заметите, что она скорее похожа на мачеху. Христианство же говорит, что природа нам не мать, а сестра. Мы вправе гордиться ее красотой, и Отец у нас один; но она над нами не властна, и, восхищаясь, мы не должны ей подражать.

Что человек и зверь похожи, давно известно, но вот то, что при этом они столь невероятно разные, — потрясающая загадка. Руки обезьяны не так интересны мыслителю, как то, что, имея руки, она ничего ими не делает: не играет на бильярде, на скрипке, не режет по мрамору, не нарезает себе мясо… Слоны не строят громадных храмов из слоновой кости, даже в стиле рококо; верблюды не рисуют верблюжьими кисточками даже плохих картин. Иные фантазеры говорят, что муравьи и пчелы создали лучшее государство, чем мы. У них действительно есть цивилизация, но это только напоминает о том, насколько она ниже нашей. Кто нашел в муравейнике памятники знаменитым муравьям? Кто видел в сотах портреты славных древних цариц?

Гордыня — столь сильный яд, что он отравляет не только добродетели, но и грехи… Скупец, стыдящийся своего порока, куда милей и понятней богача, зовущего скупость бережливостью или умением жить… Приступ физической трусости лучше трусости принципиальной; я пойму того, кто поддался панике и знает об этом, но не того, кто, умывая руки, разглагольствует о миролюбии.

Самоубийство не просто грех; это грех грехов… Убийца убивает человека, самоубийца — всех людей. Он хуже динамитчика, хуже насильника, ибо взрывает все дома, оскорбляет всех женщин.

Для оптимиста все хорошо, кроме пессимиста, а для пессимиста все плохо, кроме него самого.

Консерваторы говорят: оставьте все как есть и будет хорошо. Но это не так. Все будет плохо. Оставьте в покое белый столб — и он очень скоро станет черным. Хотите, чтобы он был белым, — красьте его снова и снова; другими словами, снова и снова восставайте. Если вам нужен старый белый столб, постоянно создавайте новый. Это — так, когда речь идет о предметах; это еще верней и страшней, когда речь идет о людях.

Погоня за здоровьем всегда приводит к нездоровым вещам.

«Не мир Я принес, но меч». Это изречение истинно, даже если принимать его впрямую, — каждый, кто проповедует истинную любовь, порождает ненависть… Поддельная любовь придет к компромиссу и к единству во взглядах, подлинная любовь всегда ведет к кровопролитию.

В самом раннем детстве мы не нуждались в волшебных сказках, достаточно было простых историй. Сама жизнь очень интересна. Ребенок семи лет, затаив дыхание, внимает повести о том, как Томми открыл дверь и увидел дракона. А трехлетний с восторгом узнает, что Томми просто открыл дверь.

Большинство поэтов были не только нормальными, но и чрезвычайно деловыми людьми, и если молодой Шекспир вправду стерег лошадей, значит, именно ему их доверяли. Воображение не порождает безумия — его порождает рационалистический ум. Поэты не сходят с ума, с ума сходят шахматисты; математики и кассиры бывают безумны, творческие люди — очень редко.

Много раз — при Арии, при альбигойцах, при гуманистах, при Вольтере, при Дарвине — вера, несомненно, катилась ко всем чертям. И всякий раз погибали черти.

предыдущая    следующая