Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ХАМСКИЙ ГРЕХ

Г.Доре. Ной, карающий ХамаНаше время интересно тем, что направляет человеческое мировоззрение извращенным образом. Примеры? Сколько угодно! Так Великая Отечественная война 1941-1945 гг. теперь предстала в свете "ужасного волка СССР и бедной овечки Германии". Крепчает движение за установку совместных памятников нашим павшим воинам и погибшим фашистским захватчикам. Другой пример: на полном серьезе зазвучали смердяковские доводы, что, мол, нам, дуракам, и под шведами было бы лучше, и под французским "петухом" вольготнее. А если бы фашисты победили, то мы бы с Колем сейчас пиво пили, гамбургером закусывали…

Младенец порой кусает кормящую его грудь, дети бездумно наносят раны родительскому сердцу - по неведению, по глупости. Но случается момент и иного качества: "И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и вышедши рассказал двум братьям своим" (Быт. 9, 22). Иными словами, взрослый сын, сам уже будучи отцом, опозорил своего родителя, выставив его слабости на посмеяние. Что руководило им? Презрение к отцу? Зародыш фарисейства - "я не такой, я лучше"? А может, целый букет грехов: и осуждение, и непочтение, и предательство, и гордыня? А если одним словом - хамство.

Братья Хама поступили по-иному: "взяли одежду, и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего". (Быт. 9, 23). Меня всегда поражала емкая лаконичность Библии: "пошли задом" - да за этими двумя словами целый мир переживаний и нравственных требований! Во-первых, не пошли сначала проверить, поглазеть - "передом", а заранее отвернулись. Во-вторых, они не стали доставать из шатра отцовскую одежду, а взяли другую. В-третьих, отворачивались не просто из почтения, но также и щадя отца и его чувства, если бы он в момент их прихода вдруг проснулся…

Однажды я слышал, как уважаемый всеми академик трактует причины святости русских страстотерпцев Бориса и Глеба, с усмешкой поясняя: "Они ведь несчастненькие! А наш народ любит несчастненьких!" Мало ли историков, оперативно перекрасившись, малюют одним черным прошлое своей страны? Мало ли ненавистников русских традиций, видящих на Руси одно лишь "рабство"? Мало ли экономистов, угодливо потакающих чужим интересам? И, наконец, давно ли наша детвора беззаботно распевала: "Может, мы обидели кого-то зря? - / Календарь закроет этот лист./ К новым приключениям!.." и так далее.

Кстати, еще о детворе. Недавно в Саратове я испытал почти шок… от детской считалки! Помните, в наши детские годы: "На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей". А что я услышал теперь: "На златом крыльце сидели: мишки Гамми, Том и Джерри, Скрудж Мак-Дак и три утенка, выходи - ты будешь Понка"! Вот и на русском золотом крыльце вольготно и, по-видимому, не без участия "вредного совета" какого-то детского писателя, расселась всякая нечисть!..

Теперь оказывается, ругать свою мать, своего отца, свою историю, свое духовенство, свой народ, свою промышленность, свою армию, свою Родину, наконец, - модно и доходно! Модно - потому что с экранов и страниц нас учат вести себя именно так. А доходно, - взять хотя бы акцию примирения павших солдат Отечественной и погибших фашистов. Такие начинания хорошо оплачиваются Европой.

Это факт. Но, оказывается, существуют и безкорыстные хулители. Возможно, у них тоже болит душа от жизненного неустройства, от несправедливостей, от обиды за свое Отечество, погубленное бездарным правлением и нашими грехами. И это понятно. Душа болела и у Чаадаева, и у Пушкина. Только вот выводы они делали совершенно разные. Настолько разные, что одного назвали сумасшедшим, а другого - гением. Очевидно, сомнительные лавры Петра Чаадаева не дают покоя многим реформаторам. Их любимое выражение - "эта страна".

Мне довелось беседовать с молодым несостоявшимся офицером, который тоже обвинял страну во всех своих бедах. И на слова о том, что Родина - это наша мать, он запальчиво возразил: "Не мать, а девка подзаборная". Не правда ли, удобная позиция: обозвать больную мать продажной девкой, чтобы о ней не заботиться. Не дает мать желаемого, значит, плохая. Запад - чужой дядя, но он учит выгодно продавать, - выходит, хороший.

В припадке памятозлобия, гнева и уныния часто забывают, что слова Русь, Родина, Отечество - понятия абсолютные и бeзусловные, они святы и не требуют ни идеализации, ни осуждения. Родину, как и родителей, не выбирают. Да, Родину можно и опозорить, и прославить - но лишь своими делами, причем наша грязь к ней не пристанет. Поэтому, когда обвиняют Родину, свидетельствуют этим лишь о болезни своей души.

Да, ветхозаветный Хам жив, и живучи еще его плевелы, если "новая просвещенная элита" считает их своим духовным пастбищем…

"Православный Санкт-Петербург" № 65, 1997 г.

предыдущая    следующая