Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ

Посещая православные храмы в разных странах, мне всегда были особенно интересны иконы с ликами неведомых в России святых. Навсегда запомнились увиденные в церкви под Лиссабоном - здесь, кстати, самый западный в Европе православный храм - средиземноморские лики местночтимых угодников со жгучими, под самые глаза, бородами и странными именами, выписанными византийской вязью. Особенно врезался в память воинственный облик св. Нуно, полководца, бившегося в VII веке на Иберийском полуострове с маврами.

Я столкнулся с местной святостью, как путешественник, но в полной мере соприкоснуться с западным культом святых пришлось моим соотечественникам поневоле, во время великого Исхода. Во Франции они открыли и приняли почитание св. Геневефы (Женевьевы), покровительницы Парижа, в англоязычных странах - св. Патрика, крестителя Ирландии. Церковные общины стали по своему почину включать в календари местных угодников. Первым, кто глубоко ощутил и дал точную оценку этой агиологической проблеме, стал святитель Иоанн (Максимович), написавший трактат о западных святых, чтимых русской диаспорой.

Думалось: неужели никто в православном мире не проникнется благочестивой целью собрать воедино эти драгоценные имена, жития? Ведь святые - это соль земли, "земные ангелы и небесные человеки". Можно представить мою радость, когда в одной из современных греческих книг о канонизациях я вычитал, что такой труд ведется и осуществляет его святогорец, иеромонах Макарий.

Познакомиться с о. Макарием, насельником Симоно-Петровского монастыря, известного своей ученостью, оказалось несложно. В одно из посещений Афона мы встретились, а позже вступили в переписку. Выяснилось, что задача у о. Макария была много шире - ему было дано послушание составить на французском языке современный Синаксарь, житийный свод, месяцеслов в порядке литургического календаря. Французский язык был избран не случайно, ибо о. Макарий - француз и некогда его звали Жераром, а вот агиологом он стал, естественно, помимо своей воли - так решил игумен. Послушание началось лет 15 назад: на краткий очерк об одном святом уходил день, о другом - месяц. В основание работы лег Константинопольский Синаксарь, тщательно отредактированный в XVIII веке св. Никодимом Святогорцем, к которому были привлечены новейшие источники - "Жития святых" о. Иустина (Поповича), Святцы и календари Поместных Церквей, благо Афон - международная столица Православия и в представителях разных наций недостатка нет.

Что касается западных святых, то о. Макарий очень осторожно, чаще всего на основании уже установившихся почитаний среди православных, включал в свой Синаксарь самые великие имена. Причем, останавливался он не 1054 годом - официальной датой так называемого разделения Церквей - а много раньше: на IX веке. Пользовался о. Макарий при этом и обильной католической агиологией, в том числе и исследованиями болландистов, любопытного монашеского ордена, который уже несколько веков собирает и публикует материалы исключительно о святых. Только вот, как рассказывал о. Макарий, принципы и результаты таких изысканий оказались разными. Болландисты со свойственной Западу рассудительностью установили строгий так называемый исторический принцип - если найдены древние документы о святом, значит, был такой. Если же не найдены - значит, и не было. При этом самый главный показатель святости - чудеса - не учитывался вовсе, как внеисторический. И вот, в результате многовековых поисков обнаружилось, что нет таковых документов ни о святом Георгии Победоносце, ни о св. Екатерине, ни о многих других великих угодниках. Католическая же церковь на основании докладов своих агиологов взяла и исключила из своих Святцев чтимые всеми имена. "Парадоксальный результат, - вздыхал сокрушенно о. Макарий, - взялись укрепить культ святых, а вместо этого навредили".

Вот таким образом, составляя Синаксарь, афонский агиолог попутно решал - действительно впервые в истории Православия - задачу соединения воедино святых всех поместных Сестер-Церквей, что было благословлено Вселенским Патриархом. Труд, в конце 80-х годов шедший к завершению, неожиданно расширился: русская и другие восточно-европейские Церкви, сбросившие иго государственного атеизма стали канонически утверждать уже существовавшие в народе почитания многих мучеников и подвижников. В одной лишь Румынии за несколько лет было причтено к лику святых около двадцати угодников Божиих.

С радостью рассказывал о. Макарий о своем необычном послушании: ведь изучение подвигов святых укрепляло и наставляло его самого. Со временем составление Синаксаря шло к концу, и о. Макарий не без сожаления удивлялся - каковым будет будущее послушание без ставших близкими сердцу житий? Что решит о нем игумен?

И вот только что в середине 1996 года вышел последний, шестой том нового Синаксаря. В него вошли дополнения, исправления и и общий указатель - 3911 имен. Пожалуй, впервые названо общее число православных святых. Мы можем, конечно, говорить, что это число нам известных святых. Все имена ведомы одному лишь Богу. Церковь это помнит и раз в году совершает память всех святых, ведомых и неведомых.

Агиологическое послушание святогорца Макария закончилось. Какой дальнейший его труд благословил игумен, мне пока неизвестно. Но ясно, что на лаврах о. Макарию почивать не придется - монашеский труд, как и молитва, не знает ни выходных, ни отпусков, ни пенсионного возраста.

"Православный Санкт-Петербург" № 55, 1997 г.

предыдущая    следующая