Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

13 ноября — День памяти священномученика Иоанна Царскосельского (Кочурова)

ОН МОЛИЛСЯ О НЕПРОЛИТИИ КРОВИ

Этот день - праздник для всех русских людей, в которых слово "новомученик" пробуждает светлую боль и великую благодарность к нашим подвижникам, отстоявшим свет Православия в годы, может быть, самого жестокого из нашествий. Отец Иоанн Царскосельский (Кочуров) одним из первых пал от рук захвативших власть богоборцев. Гибель его сравнима со смертью перво- христиан, растерзанных ненавистниками Христа под глумление обезумевшей толпы. Для верующих то было великое потрясение - многие впервые тогда поняли, какой силы несчастье обрушилось на Россию и какое испытание ожидает православных…

Впервые имя сщмч.Иоанна Кочурова я услышала, когда лет восемь назад приехала в Царское Село - побродить по его тихим тенистым улицам, погулять в парках, отдохнуть душой. Путь в Александровский парк лежал через центр, где чуть в стороне от разбегающихся в разные стороны дорожек я заметила огромный деревянный православный крест. Многие царскосельцы, проходя мимо, останавливались, крестились и, поклонившись в пояс, а то и до земли, продолжали свой путь. У подножия креста лежали живые цветы. Подойдя к кресту и также сотворив крестное знамение и поясной поклон, я спросила у одной женщины - кому поставлен этот крест? И она рассказала, что в годы советской власти в Царском Селе были замучены до смерти несколько православных священников и среди них - протоиерей Иоанн Кочуров.

О.Иоанн родился в Рязанской губернии в семье сельского священника о.Василия, знаменитого проповедника, очень любимого прихожанами. Семейное воспитание, основанное на традициях потомственного русского духовенства, предопределило вступление о.Иоанна на путь священнического служения, хотя, надо отметить, в XIX веке уже была возможность перехода из духовного в другие сословия.

Когда же в 1867 году Россия продала свои северо-американские владения Соединенным Штатам Америки, встал вопрос о том, чтобы Святейший Синод поддержал миссии в Северной Америке. Также стали думать о том, чтобы вместо Аляски начать служение в Калифорнии, поскольку там обосновались многие эмигранты из России и славянских стран, не имевшие никакого церковного окормления. Так 10 июня 1870 года была открыта русская Алеутская и Аляскинская епархия с кафедрой в Сан-Франциско.

И вот о.Иоанн Кочуров, рукоположенный в сан священника 27 августа 1895 года и получивший назначение заниматься миссионерской деятельностью в Америке, становится активным участником и подлинным подвижником православного движения в этих краях.

Церковь св.Владимира, в которую он прибыл служить, находилась в Чикаго, на первом этаже арендуемого Русской Церковью дома. К ней же был приписан Трехсвятительский храм в Стриторе. В совершенно чужой и по укладу, и по духу земле о.Иоанн, русский до кончиков ногтей, тяжко тосковал по России, но свой долг выполнял с таким усердием и вдохновением, что вскоре на земле, где только пробивались первые ростки Православия, ему удалось создать и крепкий приход в духе настоящей православной общины, и новый храм во имя Пресвятой Троицы, освященный святителем Тихоном, высоко ценившим подвижническое служение о.Иоанна. Утлый домишко, в котором жил пастырь, атаковали северные ветры, сырость и холод постепенно подорвали здоровье его жены, болели его дети, он сам страдал жестоким ревматизмом, но все это как будто только укрепляло его упорство. О.Иоанн открыл детские церковные школы при обоих храмах, организовал в одном из отдаленных приходов издательское дело, основал православное Общество Взаимопомощи Свято-Никольского и Трех-Святительского братства. А первого апреля 1897 года он был включен в состав Цензурного Комитета епархии. Его паства множилась, но сам он, отдавая служению все свои силы, не переставал молиться о далекой России и мечтать о возвращении домой. И вот в июле 1907 года его прошение было удовлетворено.

По возвращении на Родину о.Иоанна направили служить в Преображенский собор г.Нарвы, в котором православное население составляло меньше половины горожан. И в этом же году о.Иоанн был утвержден на действительную службу в местную гимназию, а также в женскую гимназию (по найму) в должности законоучителя. Так служил батюшка до мая 1912 года, но не состоял при этом в штате собора, а ведь его мечтой была именно пастырская, проповедническая деятельность. Это его заветное желание исполнилось через четыре года, когда в ноябре он был назначен вторым священником в Екатерининский собор Царского Села. Вскоре о.Иоанн стал одним из самых известных и любимых царскоселами проповедников. Как умел он говорить с паствой! Как слушали его проповеди! Еще живы и сейчас царскоселы, которым довелось слышать о.Иоанна, они вспоминают, с какой страстной убежденностью говорил пастырь о необходимости следовать заповедям Христовым, как бы немыслимо и невозможно это порой ни казалось, как нужно любить и прощать, и побеждать в себе даже малые ростки зла.

Но эта мирная жизнь и счастье проповедовать Слово Божие были дарованы ему ровно на год. Октябрьская революция, как смерч, разбила, разрушила, исковеркала жизнь миллионов русских людей, а лучшие из них были принесены в жертву безбожному режиму.

Что произошло на заре XX века с душою русского человека, если большевики, занявшие 15 ноября 1917 года Царское село, ворвались в Екатерининский собор и арестовали священников, обвиняя их в том, что они молились о победе защищавших город казаков, тогда как молитва батюшек была лишь о прекращении междоусобной брани, о непролитии крови? Отец Иоанн попытался вразумить творящих беззаконие, объяснить им нелепость и дикость их заблуждения. Но крещенные русские люди вели себя как варвары: они стали избивать священника, потащили его к Феодоровскому собору, потом несколько раз выстрелили в батюшку, потом, еще живого, долго таскали за волосы, терзали, добивали… Священномученик Иоанн Кочуров погиб не среди врагов иноплеменных - истязающие и глумящиеся над ним люди выкрикивали проклятия на родном русском языке. Те, кого он молил о сохранении разума, о неубийстве своих братьев, отняли у него жизнь и подарили ему венец мученика.

Мученическая смерть о.Иоанна вызвала глубокий отклик среди православных людей России. Через несколько дней после его отпевания и погребения в усыпальнице Екатерининского собора духовенство Петроградской епархии отслужило панихиду по убиенному пастырю.

В 1938 году Екатерининский собор был закрыт, а через год уничтожен… а в 60-е года в центре площади поставили памятник Ленину.

Но православный русский народ не забыл своего пастыря, одного из тех, кто вслед за Спасителем принял свой крест и, пролив свою кровь, искупил часть наших великих грехов. 2 декабря 1994 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых протоиерея Иоанна Кочурова, первого русского священника, принявшего в XX веке мученический венец во славу Господа. В 2007 году будет отмечаться 90-летие со дня преставления сщмч.Иоанна Кочурова. Мы верим, что пресвитер Царскосельский о.Иоанн и сейчас молится за нашу многострадальную Россию, за непролитие крови.

Пересказала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая