Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Божье дело

«ЖАТВЫ МНОГО, А ДЕЛАТЕЛЕЙ МАЛО»

Четыре раза в неделю аудитории в митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры СПб наполняются учащимися. Пятнадцатый год ведутся занятия на Свято-Иоановских богословско-педагогических курсах. Об их деятельности рассказывает руководитель - протоиерей Александр ЗЕЛЕНЕНКО.

Расширение сети церковно-приходских воскресных школ, начавшееся в 1989 году в нашей епархии, вызвало потребность в образованных церковных педагогах. Но среди людей, живших церковной жизнью, таковых почти не оказалось, а педагоги общеобразовательных школ - люди, как правило, нецерковные, сами нуждающиеся в духовном просвещении и руководстве. Как говорил Господь наш Иисус Христов: "Жатвы много, а делателей мало" (Мф.9,37).

И вот в августе 1991 года в СПб Духовной академии и семинарии прошел Всероссийский съезд катехизаторов и законоучителей воскресных школ, на котором и родилась идея создать в нашем городе богословско-педагогические курсы. А уже в сентябре этого года, по инициативе духовенства епархии, педагогов и учащихся СПб Духовной академии, первые 45 человек - слушателей курсов заняли свои места за партами. Вскоре курсы приобрели популярность, пробудили интерес у педагогов и мирян. С каждым учебным годом усиливался педагогический состав, увеличивалось число учащихся, расширялся перечень изучаемых предметов.

Ныне обучение на курсах рассчитано на три года, а обучается ежегодно более 350 человек. Ведут занятия 20 преподавателей, половина из которых в священном сане, у многих научные степени, большой церковный и педагогический опыт.

В течение первых семи лет наши курсы именовались просто богословско-педагогическими. Но на выпуске 1998 года возникла идея: по традиции Русской Православной Церкви наименовать их в честь одного из русских православных святых. Провели опрос среди учащихся, и единодушно было принято решение именовать курсы в честь св.прав.Иоанна Кронштадтского, прекрасно сочетавшего пастырское, социальное и педагогическое служение. Из 53 лет священнического служения о.Иоанн Кронштадтский 32 года посвятил законоучительству: семь лет в училище и 25 - в гимназии. Через некоторое время это наименование было утверждено архиерейским благословением митрополита. С тех пор в дни памяти св.прав.Иоанна Кронштадтского - 1 ноября в день рождения святого, его крещения и тезоименитства и 2 января в день упокоения святого - мы на курсах проводим вечера памяти дорогого батюшки. Изучаем его духовное и педагогическое наследие.

А вообще за три года обучения учащиеся проходят сжатый курс семинарского образования по образцу дореволюционных учительских семинарий. Программа обучения включает четыре объемных раздела: исторический - Библейская история Ветхого и Нового Завета, История Древней Церкви и История Русской Православной Церкви, история епархии; богословский - догматическое, нравственное, основное, сравнительное и литургическое богословие; педагогический - история педагогики и теоретическая основа православной педагогики; культурологический - христианские начала Византийской культуры, иконография, церковнославянский язык, основы православной культуры, апологетика христианской культуры, духовные основы русской литературы.

Лекции по вопросам педагогики досталось вести мне как бывшему педагогу: в 1978-м я закончил пединститут им.Герцена и после службы в армии 12 лет преподавал в спортивной школе-интернате, будучи мастером спорта по спортивной гимнастике и акробатике. Конечно, готовясь к лекциям, я опираюсь на труды святых отцов, выдающихся педагогов, философов. Еще по завершении Духовной академии, защищая диссертацию: "Важнейшие принципы православной педагогики", работа над которой побудила обратиться к духовно-педагогическому наследию прошлого, я исследовал более 300 источников и среди них труды: К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского, пресвитера В.В. Зеньковского, свт. Феофана Затворника, св.прав. Иоанна Кронштадтского, Григория Богослова и Григория Нисского, Иоанна Златоуста… Изучал философов древности - Сократа, Аристотеля, Платона, осмысливая их мудрость с православной точки зрения.

Позднее, выступая в Москве на Рождественских чтениях, я поднял тему: "Рассмотрение педагогического принципа как церковно-педагогического канона". Поскольку в Церкви все канонично - иконопись, архитектура, церковное пение, чтение, даже колокольный звон… то и Церковная педагогика как искусство воспитания христианина должна иметь канон, правила, предуказывающие православным родителям и педагогам разумную меру в педагогическом деле. При этом остается простор и для творчества, ибо именно творческое начало не дает человеку оставаться на поверхности, подобно поплавку, а требует от него профессиональной глубины, глубины личности, способной к глубине Богопознания.

Конечно, упущения в духовном воспитании, накопившиеся за советский расцерковленный период, ощутимы: к нам зачастую приходят люди с другим мировоззрением, чуждыми Православию ценностями и стереотипами, с грузом безбожно прожитой жизни, с душой, покалеченной грехом. Приходится заниматься с ними с азов, поэтому возникла необходимость организовать в дополнение к основным курсам подготовительный, названный семинаром по основам Православия. Людям сначала нужно усвоить церковную терминологию, избавиться от атеистических штампов, - этим занимаются разделы оглашения и катехизации.

Много нужно знать нашим учащимся, потому что в дальнейшем, став катехизаторами и учителями в приходских воскресных школах, им придется общаться с людьми, отвечать на различные вопросы. А даже дети порой такое спросят, что не сразу найдешься, как ответить. Например: "А почему на куполе у крестика нижняя палочка скошена?", "А за что Христа распяли?", "А кто это сделал?", "А что у Христа над головой написано?", "А чьи это череп и кости внизу под Крестом?", "А кто такой сатана, и откуда он взялся?", "А как сатана в рай проник, чтобы Адама и Еву в грех совратить?", "А что было, когда Бога не было?", "А что означает: не прелюбы сотвори?"… Отвечать нужно сообразно возрасту спрашивающего и в соответствии евангельскому духу, а не что вздумается.

На нас лежит колоссальная ответственность за детей, поэтому православную педагогику можно смело определить как начальный этап на пути ко спасению, как закладку фундамента личности. Ведь если заложить плохой фундамент у дома - он неминуемо рухнет, так и здесь. Наша задача воспитать целостную личность, будущего христианина, семьянина, гражданина, защитника Отечества, имеющего национальное самосознание и достоинство, профессионала в выбранном деле, согласно полученным от Господа дарованиям. Таким образом, личность человека устроена иерархично и воспитание ее должно следовать этой иерархичности.

Где можно применить полученные на наших курсах знания? Предыдущий опыт показывает, что процентов десять наших слушателей обучаются для себя. 30 процентов - педагоги, преподающие в светских учебных заведениях, и они после окончания наших курсов продолжают трудиться на своем месте, но уже раскрывая свой предмет с православной точки зрения. Остальные либо становятся преподавателями воскресных школ в своем приходе (приходское духовенство с этой целью и присылает к нам на обучение самых способных прихожан), либо катехизаторами, то есть беседуя с коллегами по работе, родными и друзьями, знакомят их с основами Православия. А также на базе наших курсов уже работающие в воскресных школах педагоги могут повысить свою квалификацию по индивидуальной программе.

Кстати, некоторые наши бывшие ученики стали преподавателями здесь же на курсах - это учителя церковного пения, церковнославянского языка, апологетики христианской культуры, сравнительного богословия, иконографии… А 10 человек, закончив сначала курсы, а потом и Духовную семинарию и академию, стали священнослужителями Русской Православной Церкви.

В одном из помещений, где разместились наши курсы, есть икона прп.Серафима Саровского. Этот образ написал бывший наш ученик Николай Груздев - ныне о.Николай - настоятель храма свв.апп.Петра и Павла на ст.Карташевская и духовник подготовительного курса.

Сегодня, как никогда, важно осуществление преемственной связи от Церкви к народу Божиему через пастырей, педагогов и катехизаторов, о чем писал в свое время ап.Павел к Тимофею: "И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить" (2Тим.2.2).

Адрес: СПб, Александро-Невская Лавра, Епархиальное управление, отдел религиозного образования и духовного просвещения. Тел.710-35-73

предыдущая    следующая