Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СВЯТЫНИ СЕРБИИ — ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Монастырь Св. Апостола Луки

Из Никшича мы направились в монастырь прп. Симеона Дайбабского, который учился до октябрьского переворота в Киевской Духовной Академии, а вернувшись в Сербию, основал свою обитель, подвизался в пещере. Сохранились фрески на стенах пещерного храма, сделанные самим прп. Симеоном, здесь же лежат его нетленные святые мощи. Сейчас в обители всего три монаха, но преподобный пророчествовал, что обитель в свое время расцветет и будет лаврой. Значит, есть у нас еще время на покаяние и надежда на расцвет православия среди славян. Можно с уверенностью сказать, что идея близкого конца света сегодня тоже зачастую используется во вред Православию. Мы, конечно, знаем о множестве пророчеств недавно живших святых о скорой кончине мира, но точное время конца света, по слову самого Сына Божия, известно "только Отцу Небесному" Мф.(24,36), а все святые дают нам пример мужества, трезвения и бодрости духа перед лицом самых страшных испытаний. В то же время в наши дни среди нас стараются распространить упаднический дух пораженчества, паники и оголтелого страха, а через таких "перепуганных" современными мировыми изменениями православных хотят скомпрометировать само Христианство и Православие как таковые. Не будем же, дорогие братья и сестры, малодушными, постараемся использовать даруемое еще нам от Господа время на покаяние и добродетельную жизнь во славу Бога и истинной веры Христовой.

Следующей обителью на нашем пути был Жупский монастырь Св. Апостола и Евангелиста Луки, где хранится частица его святых мощей. Здесь живут и молятся около 30-и сестер во главе с игуменией Евфимией. Рядом с храмом - могила новомученика, убиенного коммунистами иеромонаха Гавриила. Здесь сестры встретили нас так радушно, как ни в каком другом месте. Лишь только мы вышли из нашего мини-автобуса - все сестры стали подходить к батюшке и кланяться земно перед тем, как взять у него благословение. Затем нас провели в храм, где батюшка обратился к сестрам с пастырским словом наставления и утешения. При этом о. Иоанн распростер свои руки, а все монахини, наклонив головы, сбились в тесную кучку вокруг него, так что со стороны батюшка был похож на Пастуха, собравшего свое стадо, а сестры на цыплят под крыльями клушки. Дюрица, переводивший слово батюшки, в конце концов не выдержал и заплакав от умиления ушел в алтарь. "Я никогда не видел ничего подобного!" - сказал он позже.

Затем духовная общение продолжилось в беседе на внутреннем дворе монастыря, напоминая нам тот "синаксисе", который собрал сестер обители Ормилия. Сестры пели духовные канты, а за обедом спели русскую народную "Ой, калина, калина…". И хотя эта песня про любовь земную, но в данный момент она воспринималась как знак любви ко всему русскому, как знак нашего единства и любви во Христе. В устах монахинь слова и задушевная мелодия этой песни звучали как песня о любви "с большой буквы", о Любви к Богу и Его творению - человеку, ибо истинная любовь приобретается только через молитву, подвиг души, и именно она является целью монашеского отречения от мира.

Рано утром мы отслужили утреню и Божественную литургию и снова беседовали с сестрами, а также приехавшим в обитель еще раз пообщаться с батюшкой владыкой Иоанникием. Владыка был очень прост и непринужден, даже нисколько не смутился одеться и сфотографироваться в белой простецкой скуфеечке от мощей прп. Серафима Саровского.

В той святой обители мы также познакомились с заботливой благочинной монахиней Стефанией, рассказавшей нам о тяжелых испытаниях, которые пришлось перенести сестрам, когда они впервые пришли на это заброшенное место. Мать Стефания по благословению игумении несет особенное послушание, которое она исполняет с большим вниманием и любовью. Ей поручено воспитание двух русских девочек, родных сестричек Веры и Людмилы. Их отец погиб в недавних боях за свободу Сербии, а мать, оставив дочерей, уехала в Россию, где и погибла недавно в автокатастрофе. Девочки несут посильные послушания в обители, учатся иконописи, очень полюбили монахинь, а особенно мать Стефанию, которая стала для них старшей сестрой или, можно сказать, новой мамой, так что Вера даже подумывает остаться здесь навсегда, последовав примеру своей духовной матери.

Иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские)

предыдущая    следующая