Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Надежда

МИР НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ

Если бы этот пятилетний мальчуган мог говорить, он бы рассказал: "Меня зовут Илья. Когда у меня хорошее настроение, я улыбаюсь, пытаюсь произнести радостные возгласы. Двигаюсь только с помощью взрослых, а занимаюсь, сидя в специальном кресле, иначе падаю. Зато ручки у меня ловкие: беру предметы и крепко держу, могу перекладывать из руки в руку. Могу слово "хорошо" жестом показать". Вот они - маленькие радости, которых мы, здоровые люди, даже не замечаем, не ценим… У мальчика глубокое слабовидение и тугоухость, ДЦП и тяжелое нарушение координации движений, говорить не умеет, общается жестами, пантомимой.

Мы в детском саду № 53, где расположился Консультативно-практический центр по абилитации детей со зрительной патологией. Рассказывает замдиректора Людмила Александровна РУДАКОВА.

- Раньше в Петергофе был детсад для детей слепых и слабовидящих, но с нормальным интеллектом. Но изменилось время, изменилась страна, изменились родители, - они не желают сидеть изолированно дома с больными детьми - рвутся работать, но и не хотят сдавать малышей в интернаты. Возникла необходимость создать новый тип дошкольного учреждения, где наряду с детсадом была бы консультационная служба. Так в 1991 г. возник наш Центр абилитации. Абилитация - значит научить делать что-то того, кто был лишен этой возможности с детства. К нам приводят детей со зрительной и слуховой патологией, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой умственного развития.

У нас работают четыре службы. Первая служба - стационарная, нечто среднее между детским садом и интернатом, куда можно приводить малыша на день или оставлять круглосуточно. Налажена методическая служба: наши специалисты совместно с различными институтами разработали методики и программы по тифлографике, ориентировке, коммуникации незрячих детей. Все они одобрены Минздравом. У нас создана специальная группа интегрирования: дети со сложной патологией занимаются и играют вместе с детьми с нормальным интеллектом, что дает им возможность развиваться, к чему-то стремиться. А более здоровые дети учатся помогать слабым - подняться по лестнице, одеться, напиться…

Третья служба - консультативная. Два раза в неделю к нам приводят малыша, как в поликлинику, - проходят полное обследование. Потом с ним занимаются: тифлопедагоги, психоневрологи, физиотерапевты, массажисты, сестры-ортоптистки, логопеды, дефектологи… - это вступает в дело четвертая служба - медицинская.

Мы наладили связь с роддомами, и если на беду рождается ребенок с патологией, - предлагаем помощь. Направляем специалистов и в семьи, где уже есть больные дети. Таким образом наша патронажная служба курирует ребенка, пока ему не исполнится год. Работу в таких семьях начинает психолог. Вы же понимаете, родители в шоке, когда слышат: "Ваш ребенок родился слепым". Как с ним общаться, что вообще делать?! Мамы бьются в истерике, семья на грани распада, потому что мужчины не выдерживают такого груза… Мы обучаем родителей радости общения с родным человечком, каким бы он ни был. Учим, чтобы, когда ребенок подрастет, не заостряли его внимание, что он не такой, как все, и, жалея, не делали поблажек. Объясняем, что, чем больше мы требуем от ребенка, тем больше ему даем: он растет самостоятельным, общительным, и, значит, в будущем более социально защищенным.

Кроме того, наш центр, связанный с библиотекой для слепых, подбирает для каждой конкретной семьи нужную литературу. Еще у нас есть лекотека - специгрушки для слепых детей.

- Это какие-то особые игрушки? Их нельзя купить в магазине?

- Игрушка должна быть самой обыкновенной, в том-то и суть. Если это слон - у него должно быть четыре ноги, хвост, хобот, большие уши. А в современных пластмассовых игрушках часто две задние ноги сливают в одну. У незрячего ребенка возникает ложное представление, что у собак и кошек - одна задняя лапа. Если у малыша остаточное зрение, то игрушки должны передавать истинный цвет животного. Розовые слоны и голубые собачки, может быть, романтично, но искажают реальный мир. Игрушки должны помогать слепым детям правильно познавать окружающий мир: они смотрят руками, весь мир сосредоточен на кончиках их пальцев.

- Вы помогаете больным детям… а сам центр нуждается в помощи?

- Нужно просторное помещение, где бы разместилось все наше мед-оборудование. Нужна современная техника для осмотра глазного дна. Необходим спецремонт, ведь для слепых ребятишек нужны: прямые коридоры, просторные лестницы, специальное покрытие полов, чтобы ребенок тактильно чувствовал их ногами. Нужны пандусы к подъезду и на лестнице для вкатывания тяжелых колясок с детьми, сейчас мы носим их на руках - вверх-вниз… Нужна оборудованная детская игровая площадка на улице. А государственного финансирования не хватает даже на ремонт окон и дверей, чтобы зимой не дуло. Поэтому любую помощь примем с благодарностью.

Все услуги центр оказывает безплатно! Не отчаивайтесь - приходите. У вас и вашего ребенка впереди еще много счастливых дней

Адрес: СПб, ул.Марата, 79 "А". Тел.164-88-44. М "Пушкинская".

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая