Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЧЕЛОВЕК ВЫИГРАЛ ВОЙНУ И… ПРОИГРАЛ

Во все времена голос человека, голос рассудка противостоял рычанию льва и мычанию быка. Человек вёл войну против льва и быка, и он наконец выиграл эту войну. Сегодня у животных нет никаких преимуществ. Они противостоят нам только своим молчанием. Наши жертвы героически отказываются разговаривать с нами.

«Автоматизированное убийство в Третьем рейхе можно вполне сравнить с жестокой практикой современных боен. Повсюду вокруг нас совершаются массовые убийства, на которые закрываем глаза в общем солидарном усилии… мы не чувствуем грязи своих поступков. Очевидно, мы можем делать все, что хотим, и при этом оставаться чистенькими» (Гетце. «Жизнь животных»).

Сегодняшняя ситуация такова, что число вымирающих и вымерших в результате человеческих действий животных драматически растёт. Каждый час вымирает в среднем три вида животных, и эта тенденция усиливается. (Э.О.Вильсон. «Ценность разнообразия»). Не менее 20—30% видов растений и животных вымрут в ближайшие годы, когда температура воздуха повысится на 1,5–2,5 оС. (По данным метеорологической организации и Программе ООН для окружающей среды.)

Продолжаются безсмысленные и жестокие научные опыты. Как пишет Ойген Древерман, ради «научных целей» каждый год истязается и убивается 300 миллионов животных.

Неспособность христиан сформулировать вопрос об отношении к животным говорит о нашей незрелости, об отставании во времени.

Неспособность мыслить говорит о неумении любить. И, как говорил Серафим Роуз, уже позднее, чем мы думаем.

И всё же Церковь, верная «космической литургии», может и должна поднять свой голос в защиту молчаливо исчезающей твари.

Ещё совсем недавно у нас в России чудаками и чуть ли не сумасшедшими считали всех тех, кто, голодая и погибая, спасал от людской жестокости и голодной смерти брошенных кошек и собак. Те, кто не относился к братьям меньшим как к будущему бифштексу, дублёнке или шубе, объявлялись «неадекватными», не принятыми в общество «нормальных», не думающих, что творится на бойне, людей. От «общества» же требовалось только одно — молчать, делать вид, что ничего некрасивого не происходит.

К счастью, ситуация меняется не только в Европе, но и в России. Даже самые «крутые» не спешат задавить безпомощное существо, а ведь ещё несколько лет тому назад было иначе.

К счастью, наконец-то принят закон «О домашних животных в Санкт-Петербурге». Отлов безнадзорных животных должен — согласно этому закону — осуществляться только методом их стерилизации с возвращением в привычную среду обитания. Но, как говорят защитники животных, «спецназ», производящий отлов, продолжает свою деятельность закоренелых живодёров — и сейчас, когда я пишу эти строки, не одно невинное существо умирает от мук удушья, парализованное страшным, запрещённым во всём мире к применению ядом — дитилином.

Но Бог и «намерение целует». Быть может, и Петербург вскоре будет строго соблюдать принятые в Европе нормы обращения с животными. Может быть, если мы будем гуманно относится к животным, у нас не будет бездомных людей.

Православие создало русскую цивилизацию, культуру, государственность, русскую психологию. Что касается экологии, то Православие обладает неслыханно более богатой и как никогда актуальной экологической традицией, если сравнить его с католицизмом или протестантизмом.

Центральное событие нашей истории — Воскресение — это победа Жизни над смертью. Какую же роль играют животные (животные — от слова «живот» — «жизнь») в истории нашего спасения, преображения, обо΄жения?

Татьяна ГОРИЧЕВА, зоозащитник, православный философ, миссионер

предыдущая    следующая