Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

БЕСОГОН ИЗ ОЛЬХОВКИ

Зима в этом году в Закарпатской Руси стояла суровая. Горы, лес, ущелье — всё завалило снегом, а крестьянские хаты в Ольховке наполовину осели в сугробы. И над всей этой застывшей зимней красой на малой горе возвышался храм Божий, трудами и грошами поселян возведённый из камня на века. Мы с приятелем Юрием Юрьевичем — коренным гуцулом — ехали в Ольховку по делам на его «Ниве» по горной дороге, стуча одетыми на колёса цепями. С нами ехала молодая красивая вдова Магда и везла своего сына, мальчишку лет девяти, на которого «не было никакой управы». У Магды в Ольховке был родственник, которого она по-гуцульски называла «вуйко» — дядя. Этот вуйко был иеромонахом и сорок пять лет служил в ольховской церкви. Когда мы вышли из машины, звонарь раскачивал колесо, прикреплённое к железной балке, на которой висели колокола. Здесь раскачивают сами колокола, а не железный язык, как у нас в России. Вскоре тяжёлый медный гул валом прокатился по земле, эхом прошёлся по ущелью. Ко храму потянулись прихожане в овчинных шубах и валенках на воскресную Божественную литургию. Специального хора здесь не было, как, впрочем, и по всему Закарпатью, и народ пел всю службу от начала до конца, как в древние времена. Царские врата были открыты, и я хорошо видел, как священнодействовал иеромонах. Он был стар сухой здоровой старостью, быстр и точен в движениях. В отличие от закутанных в шубы прихожан батюшка был одет легко, судя по развевающемуся при быстрых движениях облачению и летящей походке с кадилом в руке вокруг Престола. Меня от холода стала колотить дрожь, я пошёл в машину и включил отопление. Я сидел и раздумывал о батюшке, который слыл по всему Закарпатью как экзорцист, или, по-русски, — бесогон.

Заклинание и изгнание нечистой силы из бесноватых — дело трудное и небезопасное для здоровья и даже для жизни. Я знал несколько воителей с нечистью, они все говорили, что во время чина бесоизгнания уходит много энергии, и после этого действа они каждый раз чувствовали упадок сил, как после тяжёлой болезни. Но о.Мефодий не жаловался, потому что крепкой верой, праведной жизнью и особенно смирением он, как бронежилетом, был надёжно защищён от смертоносных стрел врага рода человеческого — дьявола. Между прочим, «бронежилет» особого свойства у него действительно был, пожалованный ему в Киево-Печерской Лавре схимником о.Пахомием. Старец также благословил его чёрной бархатной скуфьёй, сняв её с собственной головы. И скуфья, и жилет имели сокровенную тайну, которую видели только нечистые духи: в жилет и скуфью были вшиты кусочки свв.мощей от Киево-Печерских угодников, почивающих в Богом зданных пещерах Киево-Печерской Лавры, которым, как гласит Киево-Печерский патерик, была дана Божия благодать поражать невидимую силу вражию. Батюшка надевал эти святые доспехи только в особых случаях.

Я пригрелся в машине и даже стал засыпать, но дверца открылась, и я очнулся от дремоты. Передо мною стояли Юрий Юрьевич, Магда с мальчишкой и сзади о.Мефодий, который повёл нас к своей келье на обед. Спустились по косогору вниз к ветхой покосившейся избушке с маленькими окнами, под почерневшей соломенной крышей. В единственной комнате было темновато и пахло ладаном, постным маслом и рыбным супом. Перед образами в углу теплилась лампада. Избушка была настолько ветхая, что потолок прогнулся этаким животом вниз и был подпёрт корявым извилистым древом с рогулькой на конце. Кроме обеденного стола у окна в келье был одёжный шкаф, большой сундук да деревянная кровать. Всё это дополнялось лавкой и несколькими табуретками. На одной из них сидела странная старуха: как поглядеть, так сущая ведьма. Ей, наверное, было лет восемьдесят с гаком. Она ворочала в топке кочергой, и её профиль напоминал щипцы, так как крючковатый нос почти сходился с острым подбородком. Она встала и хриплым голосом доложила батюшке, что обед готов. Тут я увидел, что у неё одна нога, вместо другой была приделана деревяшка. И звали старуху Карла. Как потом рассказал батюшка, она была настоящей закарпатской «босоркань» — так здесь называют ведьм. Батюшка однажды спас её, вырвав из рук разъярённых поселян, которые тащили старую каргу, чтобы утопить в Боржаве за её пакостные ведьмовские проделки. Избушку её селяне сожгли, и батюшка по доброте своей взял её к себе, чтобы она вела хозяйство и готовила ему обед. Старуха оказалась наглой особой и сразу захватила батюшкину кровать, так что бедному кроткому отцу Мефодию пришлось устроиться в прихожей и ночевать в ящике с сеном, покрываясь ветхой рясой.

О, великое смирение было у этого монаха, поэтому и бесы не могли его никак уязвить. Старуха быстро накрыла стол и поставила приготовленные ястие и питие. Батюшка прочитал молитву, благословил трапезу, и мы сели за стол. Вначале старая подала настоящий венгерский рыбный паприкаш — горячий и жгучий, столько в нём было перца. Чтобы есть этот суп, надо иметь железный желудок. Затем была подана обжаренная в яйце и сухарях капуста с бобами и рисовая каша с грибами. Поскольку в месяцеслове на этот день значилось разрешение на вино, мы выпили по стаканчику местного рислинга, страшно кислого. Потом пили чай. Батюшка вкушал один раз в сутки, но основательно.

Магда стала жаловаться на своего сынка, что буен, хулиганит и нет на него управы, и просила вуйко, чтобы выгнал из мальчишки беса. Батюшка призвал мальчика, погладил его по голове и, зажав между коленями, пристально посмотрел ему в глаза. Мальчик был спокоен и улыбался. Был он также спрошен, ходит ли на исповедь и приемлет ли Святое Причастие. Мальчик ответил утвердительно.

— Нет в нем беса, — сказал батюшка, — мальчик живой, бойкий, перерастёт и будет хорошим человеком и добрым христианином.

Будучи врачом, я многие болезненные состояния относил не на счёт бесов, а вследствие нервных заболеваний, по-этому спросил батюшку, как он различает, что от бесов, а что от телесных и нервных расстройств. Может быть, вообще бесы — плод больной фантазии?

— Ты, милый, — сказал батюшка, — читай Ветхий и Новый Завет и узнаешь, что издревле дьявол и его слуги губили род людской. Ты же не видишь, к примеру, и не чувствуешь радиоволны, но они пронизывают нас и реально существуют. Вот и бесы в поднебесном пространстве так и кишат. Их там легионы. Они везде, и даже здесь, в моей келье. Вот смотри! Эй, дьявол, сними мне галоши!

Батюшка вытянул ноги. И вот внезапно галоши слетели с ног, покрутились в воздухе и снова наделись батюшке на ноги. Магда ахнула, и мы все были поражены происшедшим. Старец улыбнулся и крестным знамением осенил келью.

— Снимай опять! — прокричал он, но галоши остались на ногах. — Его больше здесь нет, после того, как я ожёг проклятого крестным знамением. Что же касается отличия больного от бесноватого, то здесь надо иметь от Господа дар различения духов. Если человек постоянно злой, угрюмый и склонен лгать и делать всем пакости, то какой в нём дух обитает?! Ну конечно, сатанинский. А если человек исполнен любви к нашему грешному миру и смотрит на него добрым, благожелательным взглядом, делает всем добро и верит во Святую Троицу, то какого духа этот человек?! Ну конечно, Дух Божий в нём. Бесноватый Бога не любит, постов не соблюдает, на исповеди не бывает, Святого Причастия не приемлет. Демоны к Чаше Святой его не пускают. Если его насильно тащат к Причастию, то он вопит от страха, упирается, как будто его влекут на казнь. Больной же телесно человек и Бога благодарит за посланное испытание, и много молится, и Святым Причастием спасается.

— Батюшка, да как вы научились управляться с ними?

— Э-э, милый, это было давно, в первый год моего иеромонашества. Я тогда жил в монастыре около селения Иза. Монастырь был бедный-пребедный. И вот мы с моим духовным отцом, игуменом Памвой, берём плотницкий инструмент и идём по сёлам на заработки для монастыря. Так делала вся братия, чтобы как-то прокормиться. Раз работали мы целый день на жаре в селении Заднее, устали, поели, что Бог послал, и легли отдыхать под дерево. А тут приходят селяне и просят идти до хаты, где буйствует бесноватая. Отец Памва мне и говорит: «Мефодьюшка, голубчик, пойди изгони беса из этой несчастной. А то я очень уставши». — «Да как я пойду, честный отче, если я не приставлен к этому делу, да и не знаю, с какого конца начать». — «Вот, слушай сюда, чадо! Прежде всего попробуй её подвигнуть к исповеди. Всё будет зависеть от силы твоей веры во Святую Троицу, в Господа нашего Иисуса Христа. Затем дай бесноватой в руки горящую свечу, а присутствующие родственники и соседи пусть громко за неё молятся. После этого читай литию, окропляй бесноватую святой водой и клади ей на шею епитрахиль. Вот тебе мой требник, там есть лития и отдельно на бумажке написана молитва на бесоизгнание. Я тебе её прочитаю, а ты слушай и старайся так же прочитать ее», — и батюшка стал читать.

Тут, внезапно прерывая батюшку, старая Карла издала оглушительный вопль и, не переставая вопить и кашлять, пулей выскочила из кельи на улицу и, взмахивая руками, начала скакать кругом избы, а потом взобралась по косогору и исчезла из вида.

— Вот, допёк Карлу на свою голову, — сказал батюшка, — теперь неделю буду сидеть без обеда. Ну, ладно, далее о.Памва читает молитву: «Смилуйся, Гос-поди, над нашими воздыханиями; смилуйся над слезами этой больной, полной веры в Твоё милосердие. Допусти её к таинству примирения с Тобой через Иисуса Христа, нашего Господа. Аминь». Отец Памва остановился, подумал и затем продолжал: «Это повторить два-три раза. Под конец больную причастить запасными Дарами. Ещё надо прочитать ей из Евангелия страсти Господни. Напиши также слова из Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово» и «Слово плоть бысть» и надень на шею женщины, и пусть ожидает от Бога благодати выздоровления. Ну, крокуй (шагай. — укр.), чадо. Иди до бесноватой. И отныне это будет тебе послушанием до конца твоей земной жизни». И я пошёл за послушание работать для Бога. И так стал бесогоном.

— Батюшка, а где бес сидит в человеке? Может быть, в душе?

— Бес может сидеть в человеке где угодно, но больше в голове. А вот к душе подобраться он не может, потому что в душу может войти только Тот, Кто её создал. «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов.2,6). И по слову Божиему всегда есть надежда на исцеление бесноватого.

— А если исцеление всё же не получается, что тогда делать?

— Сам Господь дал ответ на твой вопрос: «…ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему...» (Мф.17,19—20). Вера имеет решающее значение. Или ещё может быть, что Бог попускает бесноватого больного ещё пострадать для его последующего духовного просветления или совершенствования.

— Батюшка, какие есть главные средства врачевания бесноватых?

— Их семь: пост и молитва, паломничество ко святым местам, генеральная исповедь прегрешений начиная с семи лет, молитвенное делание с многократным осенением себя крестным знамением и набожными размышлениями, праведные обеты, бесоизгнание. Венчает всё принятие Святого Тела и Крови Христовой. Потому чаще причащайтесь. Бес не может пребывать в человеке совместно с принятым Святым Пречистым Телом и Кровью Христовыми.

Наконец мы, получив благословение, распрощались с батюшкой и вышли. Недалеко от батюшкиной кельи я увидел прекрасной постройки дом с большими светлыми окнами и верандой. Я спросил Магду, чей это такой красивый дом.

— Батюшкин. Благодарные прихожане уже лет десять назад построили и обставили дом для своего любимого пастыря. Но батюшка предпочитает жить в своей ветхой келье и спать в гробу, а в дом пускает приезжающих к нему издалека богомольцев.

Вот, пожалуй, и всё о бесогоне из Ольховки. Это было в 1984 году. Не знаю, жив ли он ещё. Дай-то Бог.

(С сокр.)

предыдущая    следующая