Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ГЛАВА ВТОРАЯ. О ТОМ, ЧТО ЖЕРТВА ДОСТАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКУ РАДОСТЬ

В НАШУ ЭПОХУ ЖЕРТВЕННОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ РЕДКОСТЬЮ

Иеронимус БОСХ. Христос перед толпой. «Кровь Его на нас и на детях наших» — «Дети — это сплошная морока», — сказала мне одна женщина, имевшая всё. Дети ей были в тягость! Если мать думает подобным образом, то она ни на что не годна, поскольку для матери естественно иметь любовь. Какую-то девушку до замужества мать мо­жет не будить до десяти часов утра. Однако с того времени, как сама она станет матерью и ей надо будет кормить своё дитя, мыть его, ухаживать за ним, она и ночью-то спать не будет, потому что моторчик завёлся. Имея жертвенность, человек не хнычет и не тяготится, а радуется. Вся основа в этом: должен присутствовать дух жертвенности. И эта жен­щина, если бы она говорила: «Боже мой, как мне Тебя благо­дарить? Не только детей Ты дал мне, но и множество благ. У скольких людей нет ничего, у меня же и несколько домов, и наследство от отца, и у мужа большая зарплата, и за аренду мне платят в двух местах!.. Я не испытываю трудностей. Как мне благодарить Тебя, Боже мой? Всего этого я не была дос­тойна», — если бы она думала так, то со славословием исчезло бы и чувство злополучия. То есть если бы она только благо­дарила Бога день и ночь, этого уже было бы достаточно.

— Жертва, геронда, приносит радость.

— О, что же это за радость! Вкус этой жертвенной ра­дости неведом нынешним людям, и потому они так изму­чены. Они не имеют в себе идеалов, они тяготятся тем, что живут. Отвага, самоотвержение являются в человеке дви­жущей силой. Если же этой силы нет, то человек мучается. В старину в деревнях люди по ночам, без шума, стараясь, чтобы никто их не увидел, прокладывали какую-нибудь дорогу, для того чтобы после смерти другие поминали их. Сейчас этот дух жертвенности встречается редко. Однаж­ды на Афоне во время крестного хода я наблюдал, как мо­нахи, идя по тропинке, цеплялись своими намётками за ветку куста, но ни один не обломал её, чтобы облегчить путь идущим сзади; все они пригибались, чтобы не заце­питься. Всё равно что поклоны кусту клали! Если бы это хоть Купина Неопалимая была, тогда ещё ладно! Но каж­дый думал: «Пусть это делает кто-то другой, а мне лишь бы пройти самому». Но почему же тебе этого не сделать, если ты первым увидел эту ветку? Ведь так ведут себя люди мир­ские, не верующие в Бога. На что мне такая жизнь, уме­реть тогда в тысячу раз лучше. Цель в том, чтобы думать о другом человеке, о его боли.

Мир уже потерял контроль над собой. От людей уда­лилось любочестие, жертвенность… Чудо про­исходит, когда ты соучаствуешь в боли другого. Главное в том, чтобы ты ощутил человека братом и тебе стало за него больно. Эта боль трогает Бога, и происходит чудо. Потому что нет ничего другого, столь умиляющего Бога, как благо­родное великодушие, то есть жертвенность. Но в нашу эпоху великодушие является редкостью, потому что при­шли себялюбие, корысть. Редкостью является человек, ко­торый скажет: «Я уступлю свою очередь другому, а сам по­дожду». Как же немного таких благословенных душ, что думают о другом! Даже и в людях духовных есть этот про­тивный дух, дух равнодушия.

Добро является добром лишь в том случае, если делаю­щий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому по­добным. Потому и сказал Христос: «от лишения своего» (Лк. 21:4). Когда я делаю добро, отдохнув, оно недорого стоит. Однако если я устал и, к примеру, выхожу показать дорогу кому-то просящему об этом, то это стоит дорого. Когда я, предвари­тельно выспавшись, провожу ночь без сна там, где нужда­ются в моей помощи, то цена этому невелика. Если же при этом и беседа мне по душе, то я и вовсе могу сделать это для того, чтобы порадоваться общению и немножко развлечься. Тогда как, устав и идя на жертву, для того чтобы помочь другому, я испытываю райскую радость. Тогда я захлебыва­юсь в Божием благословении.

А если человек тяготится не только тем, чтобы помочь другому, но даже и тем, чтобы сделать что-то для себя самого, то он устаёт и от самого отдыха. Тот же, кто по­могает ближнему, отдыхает и от усталости. Если в челове­ке есть жертвенный дух, то, увидев кого-то, к примеру, физически обессиленного, работающим и уставшим, он ска­жет ему: «Сядь, отдохни маленечко» и сделает его работу сам. Тот, кто выбился из сил, отдохнёт телом, а тот, кто ему помог, ощутит духовное отдох-новение. Какое бы дело ни делал человек, он должен делать его от сердца, в противном же случае делающий не меняется духовно. То, что делается от сердца, не утомляет. Сердце — это словно самозаряжающееся устройство: чем больше оно работает, тем больше заряжается. Вон бензопила, когда попадает на трухлявый пенек, фыркает: «Фр-р-р…» и глохнет. Но, попадая на твёр­дое дерево, она упирается в работе, подзаряжается и пилит. И не только в даянии, но и в случае, когда предстоит взять что-то, мы должны не думать о себе, но всегда стремиться к тому, что приносит покой душе другого. В нас не должно быть алчности. Мы не должны помышлять о том, что имеем право взять, сколько мы хотим, а другому пусть не останется ничего.

— Опять, геронда, все возвращается к духу жертвенности.

— Так ведь это и есть основа всей духовной жизни! И знаешь, какую радость ощущает человек, принося себя в жертву? Он не может выразить переживаемой радости. Наивысшая радость происходит от жертвы. Только жерт­вуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва. Ещё здесь человек начинает пережи­вать рай или ад. Человек, делающий добро, радуется, пото­му что ему воздаётся за это Божественным утешением. Де­лающий же зло переживает муку.

МОЙ СОБСТВЕННЫЙ ПОКОЙ РОЖДАЕТСЯ ОТ ДОСТАВЛЕНИЯ ПОКОЯ ДРУГОМУ

— А как, геронда, человек может пойти на жертву, если ему ещё неведом вкус жертвенной радости?

— Если поставит себя на место другого. Для человека чувствительного предпочтительнее быть единожды убитым самому, прикрывая другого из чувства любви, чем проявить небрежность или трусость и всю пос­ледующую жизнь испытывать постоянные угрызения со­вести.

Для Христа я не сделал ничего. Если бы я сделал для Христа 10 процентов от того, что делал на войне, то сейчас творил бы чудеса! Вот почему потом, в жизни монашеской, я говорил: «В армии я претерпел такие муки ради Отече­ства, а что я делаю для Христа?» Иными словами, по срав­нению с теми муками, что я пережил в армии, в монашес­кой жизни я чувствовал себя царским сыном, тут уж не имело значения, был у меня какой сухарь или нет. Потому что там, во время операций, знаешь, какой мы держали пост? Снег ели! Другие хоть рыскали вокруг, находили что-нибудь съедобное, а я был привязан к рации — не мог от неё отойти. Однажды мы остались без еды на тринадцать дней: нам дали только по одному солдатскому хлебу и по половине селёдки. Воду я пил из следов копыт, и то не чис­тую дождевую, а смешанную с грязью. А однажды дове­лось отведать и «лимонада»! В тот раз от жажды я дошёл до предела и тут увидел след от копыта, полный воды — жёлтой! Уж я её пил-пил!.. И поэтому после, в жизни мона­шеской, вода, даже если она была полна всяких козявок, казалась мне великим благословением. Она по крайней мере была похожа на воду.

А однажды вечером порвалась кабельная линия связи. Был декабрь 1948 года. Снега вокруг — сугробы. В четыре часа пополудни нам дают приказ: идти в деревню — это два часа пешком, — восстановить линию и возвращаться назад. Через два часа — темнота. Солдаты были как мёртвые от усталости и не находили в себе мужества идти. И где там ещё найдешь кабель в таких сугробах!

— Вы что, геронда, не знали дороги и того, как был проложен кабель?

— Э, дорогу-то примерно я знал, но всё равно ночь застала бы нас в дороге. Короче говоря, дали мне несколь­ко человек, и мы пошли. Сначала мы, ещё будучи в распо­ложении нашей части, лопатами очистили дорогу от сне­га, чтобы успокоить командира, и маленько прошли впе­рёд. Потом я им говорю: «Пошли-пошли, нам ведь ещё возвращаться!» Я пошёл первым, потому что остальные всё время роптали. «Эллада-то, — говорили они мне, — погибнуть не может, а вот мы погибаем!» Как заладили одно и то же без конца! Так продвигались мы вперёд: я проваливался в снег, они меня вытаскивали, снова прова­ливался, снова вытаскивали… У меня была сабля, и я то и дело прощупывал ею снег перед собой, чтобы найти, куда можно ступить. Надо было постоянно проверять. Я про­двигался первым и говорил им: «Пошли-пошли, здесь скот не ходит и кабеля порвать не может. Дойдём до какого-нибудь оврага, где кабель висит над землёй, и только там проверим». Дошли мы наконец до одной деревни, перед которой были террасы, скрытые от глаз под снежными заносами, и я упал с одной террасы вниз, в снег. Осталь­ные испугались идти дальше и меня доставать. Наконец мы спустились вниз, перебираясь с одной террасы на дру­гую, — как, лучше не спрашивай — и поздно вечером во­шли в деревню. В каких-то оврагах в одном-двух местах я нашёл обрыв, мы соединили кабель и связались с командиром. «Возвращайтесь назад», — говорит нам командир. Но как тут возвращаться? Мало того что ночь наступила, так ещё надо каким-то образом лезть наверх, на террасы! Спускались-то мы кубарем! И как найдёшь дорогу? «Но как мы возвратимся? — спрашиваю командира. — Спус­титься-то мы ещё кое-как спустились, но как теперь под­ниматься? Давайте мы лучше завтра утром вернёмся: вый­дем с другого края деревни и сделаем круг». — «Никаких «давайте», — говорит командир, — сегодня!» На наше сча­стье, этот разговор услышал адъютант командира и упро­сил его разрешить нам остаться на ночь в деревне. Так мы и остались. В одном доме нам дали пару-тройку толстых шерстяных покрывал. Меня начало знобить: я ведь шёл впе­реди, расчищал дорогу и был весь мокрый. Товарищи по­жалели меня, потому что мне, так сказать, досталось боль­ше других, и положили меня в середину. Поужинали мы тогда одним ломтём солдатского хлеба. Не помню, чтобы когда-нибудь ещё в своей жизни я переживал большую радость, чем тогда.

Я был вынужден привести вам эти примеры, чтобы вы поняли, что такое жертва. Я рассказал вам всё это не для того, чтобы вы похлопали мне в ладоши, но для того, чтобы вы поняли, откуда происходит настоящая радость.

НАСКОЛЬКО МЫ ЗАБЫВАЕМ СЕБЯ, НАСТОЛЬКО БОГ ПОМНИТ О НАС

Иеронимус БОСХ. Поклонение волхвов (фрагмент). На заднем плане, в короне, украденной у одного из волхвов, стоит антихрист.— Тот, в ком есть жертвенность и вера в Бога, себя в расчёт не берёт. Если человек не возделает в себе жертвенно­го духа, то он думает только о себе и хочет, чтобы ради него другие жертвовали собой. Но тот, кто думает толь­ко о себе, попадает в изоляцию и от людей, и от Бога — в двойную изоляцию — и Божественной благодати не при­емлет. Такой человек ни на что не годен. И посмотрите: ведь того, кто постоянно думает только о себе, о своих труд­ностях и т.п., в минуту нужды никто не поддержит даже по-человечески. То, что он не получит поддержки Боже­ственной, — это ясно и так, но ведь и поддержки челове­ческой он не получит тоже! Потом этот человек будет ис­кать помощи то здесь, то там, то есть он будет мучиться, чтобы найти помощь от людей, но не сможет найти её. И наоборот: о том, кто не думает о себе, но постоянно, в хо­рошем смысле этого слова, думает о других, — о таком че­ловеке всё время думает Бог. И потом другие люди тоже думают о нём. Чем больше человек забывает себя, тем боль­ше помнит о нём Бог. Вот, например, в общежительном монастыре тот, в ком есть любочестие, приносит себя в жертву, отдаёт себя другим. Думаете, остальные этого не замечают? И разве смогут они не подумать об этой душе, которая всецело отдаёт себя другим, а о самой себе не думает? И разве может не подумать об этой душе Бог? Великое дело! В этом видно Божие благословение, виден образ Божественного действия.

Если христианин не начнёт уже сейчас чем-то жертво­вать: какой-то своей похотью, эгоизмом, — то как он достиг­нет того, чтобы в трудную минуту пожертвовать своей жиз­нью? И если сейчас он боится труда и озабочен тем, чтобы не переработать больше другого, то как он достигнет такого состояния, что побежит отдавать за другого свою жизнь? Если сейчас он озабочен собой по пустякам, то как он поду­мает о другом в ту минуту, когда его жизнь будет подвер­гаться опасности? Тогда будет труднее. Если придут нелёгкие годы и такой человек увидит своего соседа, в горячке упавшего на дороге, то он оставит его лежать там, уйдёт и скажет «Пойду-ка лучше и я прилягу, а то как бы не сва­литься и мне».

А на войне идёт борьба жизней, твоей и чьей-то ещё. Отвага заключается в том, чтобы спешить на помощь другому человеку, но если отсутствует жертвенность, то каждый стремится спасти самого себя. Но вот что заме­чено: на войне снаряд или мина находят того, кто старается улизнуть. Такой человек вроде бы желает избежать опасности, но тем скорее сворачивает себе шею. Поэтому не надо стремиться улизнуть от опасности, и особенно за счёт других. Помню один случай, происшедший на албан­ской войне. У одного солдата была каменная плита, и он укрывал за ней голову от пуль и осколков. Когда ему по­надобилось отойти зачем-то в сторону, он поставил пли­ту на дно траншеи, прислонив к стенке. Увидев это, его сосед тут же схватил эту плиту и забрал её. «Сейчас, — подумал он, — подвернулся удобный случай взять её себе». Однако в тот самый момент его накрыла мина, и не оста­лось даже мокрого места. Видя, как вокруг рвутся снаря­ды, несчастный взял эту плиту, но о том, что её хозяин вернётся, он не подумал. Он подумал только о себе и сво­ему поступку нашёл оправдание: «Раз он отошёл, то я могу взять эту плиту себе». Да, уйти-то он ушёл, но плита ведь оставалась его собственной. А ещё один отлынивал от службы всё время, пока шла война. Не думал ни о ком. Другие отдавали за Родину свою жизнь — он же сидел дома. До последнего часа, когда положение осложнилось, он стремился избежать опасности. Потом, когда пришли англичане, он постарался попасть в расположение их войск, представился Зерве и, поскольку имел также и американское гражданство, воспользовался случаем и убе­жал в Америку. Только он до неё доехал — сразу умер! Его жена, бедняжка, говорила: «От Бога хотел улизнуть!» Итак, он умер, в то время как другие, бывшие на войне, оста­лись в живых.

ТЕ, КТО УМИРАЮТ ГЕРОЙСКИ, НЕ УМИРАЮТ

— Я помню, что в армии у всех нас была одна общая цель. Старался и я, но жертвенностью обладали и другие, неза­висимо от того, веровали они в иную жизнь или нет. «За­чем умирать этому человеку, он ведь глава семьи», — гово­рили они и сами шли на опасное задание. Та жертва, на которую шли эти люди, имела цену большую, чем та, на которую шёл человек верующий. Верующий веровал в Бо­жественную правду, в Божественное воздаяние, тогда как неверующие не знали о том, что та жертва, на кото­рую решились они, не напрасна, что им воздастся за неё в жизни иной.

Во время оккупации, при Давакисе, итальянцы арес­товали молодых офицеров, погрузили их на корабль, а по­том отправили его на дно. А после этого начали хватать гражданских; тех, кого поймали первыми, пытали, чтобы вынудить их назвать имена других жителей, имевших дома оружие. Посмотрели бы вы тогда на то, какую жерт­венность проявляли люди мирские! В Конице возле на­шего дома, там, где сейчас построили храм святого Космы Этолийского, раньше была мечеть. Арестованных закры­ли в мечети и всю ночь били плётками с колючками или оголёнными кабелями: выпускали наружу проволоку, при­вязывали на конце куски свинца и били этими провода­ми людей. Стальная проволока сдирала кожу. А чтобы не было слышно криков, итальянцы пели или заводили му­зыку. Отсюда и появилось выражение «живодёрня с му­зыкой». Кроме того, несчастных подвешивали за ноги вниз головой, и у них изо рта шла кровь. Но они молчали, потому что думали: «Если признаемся мы (а ведь они знали, у кого были винтовки), то потом будут так же бить всех остальных, чтобы заставить признаться и их». Поэто­му те, кого взяли первыми, решили: «Лучше мы умрём, чтобы доказать, что у других людей нет винтовок». А дру­гие за одну или пять ок муки говорили врагам, у кого было спрятано оружие. Был голод, и люди становились предателями. Некоторые итальянцы из батальона, набран­ного из внебрачных детей, были настоящие варвары со всеми варварскими комплексами. Свою злобу они выме­щали на других. Они брали маленьких детей, раздевали их, несчастных, сажали на раскалённые железные щипцы и придавливали ногой, чтобы горело их тело. Они пытали детей для того, чтобы родители признавались, у кого есть винтовки. «У меня нет, у меня нет!» — кричали взрослые, а мучители жгли их деток. Я хочу сказать, что многие предпочли умереть, хотя и были людьми мирскими, ради того, чтобы не мучили или не убивали других. Этим они спасли многих. И так из-за нескольких героев мы выжили как народ.

Те, кто умирают геройски, не умирают. А если отсут­ствует героизм, то ничего хорошего не жди. Знайте также, что человек верующий будет и отважен! Генерал Макрияннис, не­счастный, что пережил он! И в какие годы!

— Он как-то сказал, геронда: «Закоптились глаза мои».

— Да, его глаза закоптились. От напряжения и тревоги, которые он переживал, его глаза словно дымились. Живя в нелёгкие времена, он от боли и любви постоянно жертво­вал собой. О себе он не думал, никогда не брал себя в расчёт. Борясь за Отечество, он не боялся смерти. Макриян­нис переживал духовные состояния. Если бы он стал мона­хом, то, думаю, немногим бы отличался от Антония Великого. Несмотря на свои раны и увечья, он делал по три тысячи поклонов в день. Когда он делал поклоны, его раны открывались, внутренности вываливались наружу и он сам вправлял их на место. Три поклона моих стоят од­ного поклона его. Пол перед ним был мокрым от слёз. А если бы на его месте оказались мы? Да мы побежали бы в больницу, чтобы нам оказали медицинскую помощь! Мирские люди станут судить нас!

ТОТ, КТО НЕ БЕРЁТ В РАСЧЁТ СЕБЯ, ПРИЕМЛЕТ БОЖЕСТВЕННУЮ СИЛУ

— А на войне, геронда, приходилось ли вам подвергать­ся опасности?

— О! Да разве только однажды или дважды? Это сей­час я размышляю о том, как помогал мне Бог, и сильно волнуюсь. А тогда я об этом не думал, особенно о смерти. О ней я не думал совсем. Когда ты решился на смерть, тебе ничего не страшно. Решимость на смерть равна по своей силе тысяче телохранителей. Смерть — это безопасность. На войне эмблемой отряда священных добровольцев яв­ляется череп. Это значит: они решились умереть. Тот, кто ради блага другого человека или ради общего блага забывает о самом себе, приемлет Божественную силу. И посмот­рите, если человеком движет жертвенность, то Бог покры­вает его. Помню, как однажды мы окопались за одним утёсом. Я вырыл небольшой окопчик и маленько укрылся в нём. Ползёт один: «Пусти и меня», ползёт другой: «И меня тоже». Я дал им залезть в окоп, потому что они просили меня об этом, а сам остался снаружи. Ночью, когда начался силь­ный артобстрел, один осколок чиркнул меня по голове. Кас­ки на мне не было, один капюшон. «Ребята, — кричу, — в меня осколок попал!» Щупаю рукой голову — крови не чув­ствую, снова щупаю — ничегошеньки! Осколок чуть-чуть чиркнул по голове и только сбрил волосы от лба до темени: оставил на моей голове чистую полоску в шесть сантимет­ров шириной.

Вы не жили в трудные годы, в оккупацию, вы не виде­ли войны, врагов, горя. Я желаю вам не видеть всего это­го, но потому вы и не понимаете, что это такое. Однако наши годы похожи на бурлящий и свистящий котел. Не­обходимы закалка, отвага и мужество. Если что-то случит­ся, то смотрите, не окажитесь  совершенно неподготов­ленными. Готовьтесь уже сейчас, чтобы вы смогли дать отпор трудностям. И Христос как сказал: «Будите готови» (Мф. 24:44), — не так ли? Сегодня, живя в столь сложные годы, нам надо быть не просто готовыми, а трижды готовыми, чтобы не сказать больше! Может быть, нам придётся встретить не одну лишь внезапную смерть, но и другие опасности. Итак, прогоним прочь от себя стремление ус­троиться поудобнее! Пусть в нас работает любочестие и присутствует дух жертвенности.

Сейчас я вижу, как что-то готовится, вот-вот должно произойти и постоянно откладывается. Всё время малень­кие отсрочки. Кто переносит эти сроки? Бог ли отодвига­ет их? А ну-ка, ещё месяц, ну-ка, ещё два!.. Так всё и идёт. Но раз мы не знаем, что нас ждёт, то развивайте в себе, насколько можете, любовь. Это самое главное: чтобы была между вами не ложная, а истинная, братская любовь. Если есть добрая заинтересованность, боль, любовь, человек всегда действует правильно. Доброта, любовь — это сила. Храните, насколько можете, тайну и не пускайтесь на от­кровенности: ведь если тайну будут знать «только ты, да я, да он, да звонарь Симеон», то что из этого выйдет? Даже и  по простой глупости вы можете сделать зло, а потом биться головой о стену. Посмотрели бы вы, как хранят тайну в ар­мии! Если ты понимал, что можешь попасть в плен, то пер­вым делом надо было уничтожить позывные: разрезать за­пись на кусочки и проглотить. Один раз, оказавшись в опас­ной ситуации, я так и сделал, потому что если бы позывные оказались в руках мятежников, то они узнали бы, что в та­ком-то месте находятся наши войска, что у них нет продо­вольствия и тому подобное. И тогда они послали бы радио­грамму в наш Центр, чтобы прилетела наша авиация и сбросила им продовольствие, а на наши головы — бомбы. Понятно? Зная позывные, они бы связались с Центром от имени правительственной армии. Если ты был радистом и попадал в плен, то тебе, чтобы ты выдал позывные, клещами выдёргивали ногти. И ты предпочитал быть с выдранными ногтями, но не быть предателем. Одному радисту, для того чтобы он рассказал содержание радиограммы, жгли огнем подмышки, и он не признался, словно онемел. Он не пове­дал врагам тайны и поэтому стал исповедником. А женщи­ны перевозили документы для армии в сёдлах мулов и были готовы на смерть.

Смерть на войне способна весьма умилостивить Бога, потому что человек, павший смертью храбрых, жертвует собой, чтобы защитить других. Те, кто от чистой любви жертвуют своей жизнью ради того, чтобы защитить сочеловека, своего ближнего, подражают Христу. Эти люди — величайшие герои, их боится, трепещет и самая смерть, потому что от любви они презирают смерть и таким образом приобретают безсмертие, находя под могильной плитой ключ от вечности и без труда входя в вечное блаженство.

ВСЯ ЖИЗНЬ МОНАХА ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕРТВОЙ

— Вся жизнь монаха естественным образом помогает ему иметь любовь, жертвенность. Он отправился в путь для того, чтобы умереть за Христа. Это значит, он вышел в путь ради жертвы. У монаха нет мирских обязанностей, поэтому ему необходимо развивать в себе дух жертвен­ности. Мирянин умирать за Христа не собирался, и потом у него есть обязанности мирские: он заботится о своей семье, о своих детях, поэтому спрос с него не такой стро­гий, у него есть оправдание. Например, на войне человек семейный стремится избежать опасности, чтобы его дети не остались на улице. О том, что если избежит опасности он, то могут убить кого-то другого, у которого тоже есть дети, этот человек не думает. Ну, это ещё куда ни шло: здесь, по крайней мере, присутствует забота о своей се­мье. «У меня, — скажет такой человек, — дети на улице останутся». Он может, совсем не веруя в иную жизнь, стремиться спасти жизнь эту.

— То есть, геронда, монах должен постоянно жертво­вать собой?

— Ведь мы уже сказали, что вся жизнь монаха есть жер­тва. А в противном случае зачем мы становимся монаха­ми? Если монах в этом отношении хромает, он не монах. О какой духовной борьбе можно потом говорить? Если от­сутствует жертва, то места для духовной борьбы нет. А если нет жертвы, то, сколько бы ни старался монах жить духов­но, всё будет без толку. На Святой Горе говорят, что такая духовная жизнь под стать чучелам огородным: монах, ве­дущий такую духовную жизнь, не то что бесов изгнать не может, ему ворон гонять, и то достижение. Когда человек горячо берётся за подвиг, предстоящий ему в этой жизни, то Божественное пламя в нём тоже горит. Если этого Боже­ственного пламени нет, то он ни на что не годен. Это пламя даёт ему радость, даёт ему отвагу, даёт ему любочестие. Это то, о чем сказал Господь: «Огня приидох воврещи» (Лк. 12:49). Когда есть этот Божественный огнь, то и псалмопение, и молитва монаха, будь она за себя или за других, имеет результат. Особенно женское сердце, когда очистится, обладает боль­шой силой и в молитве весьма преуспевает, становится «ра­даром». А тот, у кого нет любочестия, жертвы, будет иметь или мирскую радость, или мирское расстройство; радования же духовного такой человек ощутить не может.

Потому я и говорю вам: возделывайте жертвенность, братскую любовь. Пусть каждая из вас достигнет состояния духовного, чтобы, оказавшись в трудной ситуации, она смогла выбраться из неё сама. Не находясь в духовном состоянии, человек трусит, потому что любит самого себя. Он может и отречься от Христа, может предать Его. Вы должны решиться на смерть. Тут вон люди мирские, которые даже в рай не верят, жертвуют собой. А мы верим в то, что ничто не про­ходит даром, что в нашей жертве есть смысл. Мирские люди, находясь в полном неведении, будут жертвовать собой, под­вергать свою жизнь опасности ради того, чтобы защитить другого, а монахи не будут приносить себя в жертву? Мы отправляемся в путь для того, чтобы умереть ради Христо­вой любви. Обязанностей мирских мы не имеем, и если у нас нет ещё и жертвенности, то что мы вообще тогда дела­ем? Да над нами и муравьи станут смеяться! Видела, как му­равьи высмеивают людей? Лентяев высмеивают!

— Геронда, а возможно ли такое: у меня есть готов­ность помочь другим, но побуждающие к этому мотивы не чисты?

— Это всегда видно. Когда побудительные мотивы не ­чисты, дух не находит покоя, понимает это и старается очи­стить их. На меня произвела сильное впечатление душа од­ной женщины, приходившей на днях. Узнав, что кто-то бо­лен и страдает, она не может уснуть: мучается и плачет. А сама живёт в миру. Она поделилась с кем-то тем, что с ней происходит, и в ответ получила: «Может быть, это вражье искушение». Да разве может такое происходить от искуше­ния? Диавол может обмануть человека лишь в том случае, если он делает такие веши напоказ, и тогда переживания будут ложными.

Убирайте из ваших действий самих себя. Человек, вы­ходя из самого себя, выходит из земли, движется в иной атмосфере. Пока человек остаётся в самом себе, он не мо­жет стать человеком небесным. Духовной жизни без жер­твы быть не может. Помните хоть немножко о том, что существует смерть. И раз нам все равно умирать, не бу­дем слишком себя беречь. Не так, чтобы не беречься во вред здоровью, но и не так, чтобы преклонять колени пе­ред покоем. Я не призываю бросаться в опасные приклю­чения, но надо же, брат ты мой, иметь и маленечко геро­изма! 

— Геронда, вы сказали, что нужно постараться осво­бодить от своего «я» каждое наше действие. Как это сде­лать?

— Вам всё готовое подавай. Что значит убирать своё «я»? Когда я убираю своё «я»? Как нам изгнать своё «я» из нашей любви? Как нам очистить нашу любовь? Насколько я не беру себя в расчёт, настолько я изгоняю своё «я». И отсекая нашу волю, нашу слабость, наш покой, мы тоже удаляем своё «я». Благодаря послушанию и молчанию, из нашей самости исчезает многое. Когда наша любовь безко­рыстна, мы тоже изгоняем своё «я», но в нашей любви дол­жна быть также и жертва. Вам понятно это? Например, какая-то монахиня хочет сходить к матушке-игуменье и видит, что другая сестра тоже хочет к ней зайти. Если пер­вая сразу же уступит сестре свою очередь, даже зная, что особых проблем у сестры нет, то у неё есть послушание, жертвенность и тому подобное. И когда она от всего серд­ца уступит своё место другой и с матушкой не поговорит, то с ней будет говорить Сам Христос. Однако она должна осознать, что это необходимо, должна сделать это потому, что так подсказало ей сердце, а не просто потому, что «так говорят Святые Отцы». Так она приемлет двойную благо­дать Божию. И в этом случае одна сестра получает духов­ную помощь по-человечески, другая же получает помощь образом Божественным, непосредственно от Христа.

Понаблюдайте и за теми мирскими людьми, которые проявляют такую жертвенность, какой нет даже у мона­хов. Я замечаю, что в миру, несмотря на то, что люди могут не веровать, иметь слабости и страсти, они — Бог так устраивает — имеют мягкое сердце. Они видят нуждающе­гося и, пусть он даже им не знаком, оказывают ему помощь. Многие люди, не верующие даже в то, что есть рай, увидев какую-то опасность, бегут предупредить зло, спешат погиб­нуть сами, чтобы другие остались в живых, торопятся раз­дать другим свое имущество. Много лет назад на одном за­воде рабочего зацепило и стало затягивать в станок. Несмотря на то что вокруг было множество мужчин, спасать его бро­силась женщина. Мужчины, «отважные» такие, стояли, гля­дели. А она вытащила его из станка, но саму её зацепило за платье, закрутило в станок, и она погибла. Мученица! Это великое дело!

О себе такие люди не думают: они выбрасывают из себя своё «я». И когда они выбрасывают его вон, в них бросается Христос.

предыдущая