Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПОГОВОРИМ О САМОВАРЕ

Рис. Юрия ВороноваЭто чисто русская диковинка. Очень жаль, что цивилизация лишила нас такой привлекательной детали нашего быта, как шумящий самовар на столе. Вы, конечно, скажете – а электрический? О, это совсем не то! Электрический самовар, если он включен в розетку, то бурлит, брызгает кипятком, т. е. «убегает». Его сразу стараются выключить, и тогда он стоит на столе беззвучный, мёртвый и ничего в нем от русского самовара не остаётся, кроме внешнего вида. Эту разницу любой ребенок заметит. Привезли мне в деревню четырехлетнего внука. Он долго ходил вокруг кипящего на столе самовара, слушал, смотрел, а потом и спросил, как же это получается, что самовар без розетки кипит. К сожалению, теперь и взрослый зачастую не знает, что самовар кипел стоя на столе, будь то в гостиной Карамзиных или в крестьянской избе.

Как-то по радио рассказывали о музее самоваров в Москве. Разговор шел с директором этого музея. На вопрос, чем же кипятили самовар, он, не задумываясь, ответил: «Шишками или щепками. Чаще щепками, т. к. от шишек труба прогорает». Мне хотелось спросить, а от щепок не прогорает? Кроме того, с горящими щепками самовар на стол не поставишь – дым, копоть, угар всех гостей из дома выгонит. Конечно, бывало, у нерадивых хозяев и щепками или шишками самовар кипятили, но ведь это исключение из общего правила. В обычной же обстановке все было продумано.

Под рукой полная тушилка уг-лей, пучок лучины рядом и даже щипцы для углей, чтобы руки не пачкать. Но что такое «тушилка» теперь мало кто знает. Тушилки продавались в каждой деревенской лавке и представляли собой железный цилиндр на высоких ножках. Наполнят тушилку горячими берёзовыми углями, закроют плотной крышкой и отставят. Через десять минут угли уже холодные. А в Ленинграде угли продавались в керосиновых лавках ещё и перед войной. Расфасованы были в бумажные пакеты.

Для многих крестьян на Руси жечь такой уголь было подсобным промыслом. В Новгородской области есть деревня Ямник. Свое название она получила именно от этого промысла. В прежние времена жили в ней углежоги. Уголь требовался не только для городских самоваров, но и для кузниц, а может, и ещё для чего-то, о чём теперь забыли. Только нужно угля было много. Жгли его не в печах, а в специальных ямах особым способом. Самовары с таким углем закипали очень быстро, не дольше, чем чайник на газовой плите. Положат в трубу углей, опустят лучину с огоньком, наставят трубу, не успеют на стол чашки поставить, как он уже шумит. Через самоварную трубу огонь и дым выводился через специальный душник, помимо печной вьюшки. Скипевший самовар ставили на стол, на поднос, трубу прикрывали крышкой, но не плотно, а так, чтобы к углям поступало небольшое количество воздуха. Угли не гаснут, но и не разгораются. Самовар все время шумит, поет, попискивает.

На Руси обычай пить чай укоренился со времён царя Алексея Михайловича. Эта заморская травка первоначально встречалась только на царском столе да у графа Строганова. Народу русскому чай был долго недоступен. Во времена Пушкина этот напиток стал проникать в крестьянскую среду, что сам Пушкин откровенно осуждал. Но в высшем свете беседа за чайным столом была очень привлекательна.

Всем известен салон Карамзиных, который подробно описала Анна Фёдоровна Тютчева. Она была фрейлиной при дворе двух императоров, прекрасно знала литературные круги того времени, вкусы и пристрастия образованной аристократической молодежи. Шумящий самовар на столе стал символом объединения творческих натур. Здесь велись остроумные беседы, возвышенные споры. Вельможи, дипломаты, светские львы, художники и, конечно, нарядные петербургские женщины в элегантных туалетах прямо с придворного бала «располагались за чайным столом. Екатерина Андреевна (жена Карамзина) неизменно сидела за большим самоваром и сама разливала чай, создавая ту атмосферу доброжелательства и гостеприимства, которой мы все дышали в красной гостиной».

Расскажу ещё одну историю, связанную с русским самоваром. Историю забавную.

Все у нас знают и любят писателя Александра Дюма, автора «Трех мушкетеров». Он в свое время побывал в России, много путешествовал и свои впечатления описывал в статьях, которые посылал во Францию. Русское общество, принимавшее Дюма, говорило на французском языке. Но писателю, видимо, хотелось знать и русские названия тех или иных предметов, совершенно незнакомых французам. Любознательный Дюма интересовался всем и всё перепутал. Так из Астрахани он писал: «Сижу под развесистой клюквой, пью чай и закусываю сочными ломтями самовара». Эта «развесистая клюква» стала в России поговоркой. Когда кто-нибудь слишком увлекался и описывал небылицы, говорили: «Все бы хорошо, да развесистой клюквы многовато».

предыдущая    следующая