Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

У НИХ — «ПОЛЕ ЧУДЕС», У НАС — ПОЛЕ КУЛИКОВО

«Смута есть искушение, посылаемое соборной душе народа как дар, как мученический венец, дабы предоставить ему возможность явить силу своей веры, верность родным святым и крепость духа перед лицем соблазнов и искушений, скорбей и недоразумений, злобных нападок и разрушительной ненависти».

Митрополит Иоанн (Снычёв).

Когда слово «русский» пустой звук

Когда-то слова «русский» и «православный» употреблялись в одном и том же значении. Перестав быть православными, мы перестали быть и русскими. «…Национальность человека определяется не по его произволу, а укладом его инстинкта и его творческого акта… и больше всего укладом его безсознательной духовности, — писал русский философ И.Ильин. — Покажи мне, как ты веруешь и молишься, как проявляется у тебя доброта, геройство, чувство чести, долга, как ты поёшь, пляшешь, читаешь стихи, что ты называешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью, кто твои любимые вожди, гении и пророки, — скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын».

Во что же нынче нас навязчиво учат веровать? В силу доллара и право сильного. «Геройство» проявляется в постоянно растущей детской преступности. Понятие «долг», «честь» осмеяны и забыты. Подростки в большинстве своём не поют, не читают стихов — слушают пошлое «Русское радио» да смотрят «видики». Иногда пляшут на дискотеке, оглушённые смертельно опасной дозой децибел, но пляски напоминают движение лягушки под электротоком.

Семьи распадаются, не успев сложиться. А что касается «любимых вождей, гениев и пророков», — это чаще всего «звёзды» чужеземной эстрады. А как же может быть иначе, если родители сбились с ног в «борьбе за выживание», а дети предоставлены самим себе да такому развратному гувернёру, как телеящик. Он день и ночь вдалбливает им на международном жаргоне, что дружба — это «альянс» хищников, любовь — «секс», труд — «бизнес», а знания — бездуховная «эрудиция», то есть джентльменский набор расхожей газетной информации, необходимой для разгадывания кроссвордов и участия на приз в передачах типа «Поле чудес».

Но, как сказал писатель В.Распутин, «у них — поле чудес, а у нас — поле Куликово». И хотя иногда кажется, что исконно дьявольское дело — ложью и клеветой искажать истину — достигло апогея, на самом деле для очень многих из нас всё очевиднее становится давняя и простая истина: вне Православной Церкви, освещающей и освящающей собою весь круг нашей воспалённой жизни, слова «Россия», «русский» — пустой звук…

Какой мы нации сыны?

Встречаясь со школьниками, листая их учебники, всё больше убеждаюсь в том, что известный постулат об отделении Церкви от государства, а стало быть, от образования и воспитания наших детей, — это по сути своей закон о лишении русского народа его наследных прав по отношению не только к традиционной вере, но и к несметным сокровищам отечественной культуры. Наши культура и литература создавались в лоне православия и вне его непостижимы. Евангельские истины — вот золотой ключик, которым отмыкается содержание, заключённое в каждой былине, сказке, песне, пословице… Учебники, по которым изу­чается русская литература в школе, по-прежнему стремятся обойти эти истины лукавым молчанием.

Беседуя со школьниками о литературе, я уже не удивляюсь тому, что они ошибочно полагают, будто все русские писатели были «борцами с самодержавием». Былинный герой Илья Муромец — «персонаж», придуманный неграмотным, тёмным народом. И когда сообщаешь им о том, что преподобный Илья, Муромский чудотворец, действительно жил, совершал подвиги во благо нашего Отечества, а мощи его вплоть до революции почивали в Киево-Печерской Лавре, дети очень удивляются и округляют глаза: им про это никто не рассказывал… Дети не читали Евангелия и потому никак не могут поверить, что чудесное исцеление Ильи — это не выдумка.

Митрополит Иоанн (Снычёв) писал, что в «сюжете об исцелении Преподобного, несомненно, присутствует мотив преемственности, передачи благодатного дарования, «харизмы». Дар получен для служения святой Руси и народу святорусскому, для сохранения в стране православной государственности и чистой веры». И у мальчишек только и разговоров: как бы получить дар богатырства. Каждому из них хочется быть богатырём. Спрашивают: «А почему именно Илье Муромцу был дан такой дар, а не кому-то другому?». Интересный вопрос! Калики перехожие были, очевидно, святыми людьми. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Святые всегда видят нас по благодати Божией, потому что они в Боге и Бог в них, они един дух с Господом, а Господь всё видит и слышит. Бог смотрит не на лицо, а на сердце человека. И святые люди смотрят так же. Вот они и разглядели в Илье отзывчивое и доброе сердце христианина, который никогда не использует во зло данную ему огромную физическую силу, ведь, как гласит народная мудрость, «бодливой корове Бог рогов не даёт». Странники увидели, как страдает душа парализованного юноши от того, что он не может исполнить долг странноприимства, который на Руси всегда почитался святым. Наши предки верили, что иногда сам Христос стучится к нам под видом нищего странника, чтобы испытать нас, насколько мы милосерд­ны. Поэтому поэт Фёдор Тютчев и утверждал: «Всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя…».

В учебниках об этом не пишут

Дорог сердцу каждого русского человека образ богатыря, стоящего на распутье у камня, на котором написано: «Кто поедет по средней дорожке — тому быть убитому. Кто поедет направо — тому быть женатому. Налево ехать — быть богатому». Спрашиваю: «А почему, ребята, Илья Муромец выбирает средний путь? Ведь быть женатым или богатым куда приятнее, чем быть убитым?». Ребята не знают, что и сказать. В учебниках про это не написано, они этого не проходили, им это не задавали. Ответ и на этот вопрос есть в Евангелии, а они его не читали. И потому готовы поверить всякому, кто станет утверждать, что у нашего национального героя «психология самоубийцы».

Преподобный Илья Муромец действует строго в рамках евангельских требований и запретов. Пока он стоит у камня, выбирая правильный путь, ему на память приходят слова, сказанные Спасителем: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10,39). Богатырь Илья безстрашен, потому что Сам Господь сказал: «Не бойся, малое стадо!»; «Не бойтесь убивающих тело, и потом не могущих ничего более сделать, но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто по убиении может ввергнуть в геенну...» Лк.12,32,4) — и тут же добавил, что ни один волос с головы человека не падает без воли Божией. Выбирая путь, Илья Муромец не бросается на поиски клада, помня слова Господа: «…все это ищут люди мира сего… наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк.12,30—31).

Из дальнейшего повествования былины видно, что Илья Муромец сделал совершенно правильный выбор: и врагов победил, и опасностей избежал, и выручил из плена сорок царевичей и сорок королевичей, и клад нашёл. Но как он распорядился найденным золотом? Так, как и положено истинному христианину, который собирает сокровища не для себя, а «в Бога богатеет» (Лк.18,24) — настроил на них прекрасных церквей Божиих, с чистым звоном колокольным, по всему стольному Киеву…

Образ богатыря русского на распутье трёх дорог — это из него, а не из гоголевской «Шинели» выросла русская литература. Проблема нравственного выбора определяет и тему, и содержание каждого значительного литературного произведения. Неодобрительно отзывается о тех, кто не озабочен выбором пути, и русский язык, называя таковых «безпутными», «распутными», «непутёвыми»… Фольклор — это плод коллективного творчества соборной души русского народа, и «по плодам» его можно и должно судить о его душе. Народ-то был не «тёмным», а куда более просвещённым светом Христовым, чем представители нынешних поколений.

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок

Русские народные сказки знают и любят все. Но многие люди полагают, что сказка — это красивая выдумка, ложь, сочинённая для развлечения и в назидание детям. Такое отношение к сказкам в наш реалистический век понять можно. Ведь в сказках всегда побеждает добро, а практический опыт свидетельствует об ином. В нашей краткой повседневной жизни мы часто видим, как побеждает зло. Оно более активно, напористо, агрессивно. Оно спешит. Жизнь вечная его не интересует. Ему надо успеть «взять от этой жизни всё». Но «победа» зла — это только дьявольское наваждение, ловушка для рационального сознания. И народ это знал. Слагая свои сказки, он ничуть не лгал, он свято верил в конечную победу добра. Вера эта основывалась на прочном фундаменте веры в Промысл Божий. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Мужайтесь, Я победил» (Ин.16,33). Но чтобы приобщиться к этой великой победе, сказочный герой проходит «тесный путь» испытаний, искушений, скорбей: нужно мужаться.

«Фу-фу! — морщится нечистая сила, почувствовав приближение героя. — Русским духом пахнет». Если изучать в школе фольклор, не читая Евангелия, то и впрямь можно подумать, что русские «дурно пахнут». Но не о запахе, а о духе в сказках идёт речь. Читаем в Послании апостола Павла: «Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2Кор.2,14—16). Как видим, апостол Павел благодарит Бога за то, что Он исполнил обещанное ученикам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14,16—17). «Дух Святый, Которого пошлёт Отец Мой во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14,26).

Вот ещё одно свидетельство того, что наши сказители-предки не были тёмными, забитыми людьми. Как и рыбаки-апостолы, они были просвещены Духом Истины. Это просвещение даётся только по мере приобщения к Святым Таинствам Православной Церкви.

Все, кто пытается отлучить русский народ от православия, претыкаются о краеугольный камень веры, забыв грозное предупреждение Господа: «Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» (Лк.20,18).

Раиса КОТОВСКАЯ, член Союза писателей России

следующая