Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

УНЫЛАЯ ПОРА

Это мы не о пушкинском описании золотой болдинской осени. Это о времени, в которое мы живём. Почему? Читайте.

Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали — а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим. Но с «Осенью» всё сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, её яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье» природы. Помучились, но всё же выучили и вторую, и третью строчки. Даже четвёртую одолели, хотя «багрец» тоже долго не поддавался пониманию. Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые «страшные», это ведь не «Песнь о вещем Олеге». И что здесь такого невероятного? Вот, говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывём до финиша. Осталась вторая строфа. Но второе четверостишие оказалось более сложным. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдалённые седой зимы угрозы» не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно.

На следующий день сын вернулся из школы с пятёркой. Взахлёб рассказывал про то, что пятёрок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли, потому что слова непонятны.

Вечером было родительское собрание — плановое, как обычно в начале учебного года. Родительский комитет на таких собраниях, как правило, деньги со всех собирает. Но это собрание почти полностью было посвящено «Осени». Родители кричали: «Как можно такое детям задавать?! Это же нереально выучить! Да ещё всего лишь за один вечер!» Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осени.

Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем втором «А». Пока я сидела на собрании, погугливала «тренд». И правда, вот и в блогах то же самое пишут: дети не могут запомнить «Осень», потому что многие слова им неизвестны. А ведь дальше по школьной программе стихотворения Фета, Тютчева, Есенина… Учительница как могла объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают, — так это не Пушкин виноват, и не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же «Осень» спокойно учили и у доски на оценку рассказывали. Значит, понимали слова. Значит, своим детям не смогли передать свой багаж знаний — мало общались, разговаривали, мало вместе гуляли, любуясь буйными красками осени…

«Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это не страшно! — говорила учительница. — Вот в четвёртом классе разбирали предложение «Пастух трубит в рожок». У детей спросили: «Знаете, что такое рожок?» Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил, что это такое мороженое. Ещё один ребёнок сказал, что слышал такое слово, «когда по телеку шла реклама какого-то твоРОЖКА». И всё». Значит, не читали в детстве детям русских народных сказок, сказов Бажова, иначе это слово обязательно бы встретилось и родители объяснили бы его значение.

Возможно, ещё через полста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока ещё можно любоваться осенним лесом и декламировать: «Унылая пора!»

Источник: 3rm.info

предыдущая    следующая