Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПРАВОСЛАВНЫЙ СЛОВАРИК

Апокриф (греч. тайный, сокровенный). 1. В широком смысле — сакральная книга текстов, содержащая тайные учения. 2. В христианстве — ветхозаветные и новозаветные тексты, различные переводы, не причисленные церковью к каноническим книгам Священного Писания. Например: «Хождение Богоматери по мукам», «Протоевангелие Иакова», «Евангелие псевдо-Матфея».

Власяница — нательная одежда из грубой шерсти, которую носили для смирения плоти. В русской иконописи во власянице изображают Иоанна Предтечу и некоторых других святых подвижников.

ВоздУх — прямоугольный плат, который возлагается на дискос и потир во время богослужения. При чтении Символа веры священник поднимает воздух и колеблет его над Святыми Дарами в знак парения над ними Святого Духа.

Голосники — небольшие камеры или керамические кувшины, заделанные в верхнюю часть стены и частично заполняющие своды, открытые внутрь помещения храма. Улучшают акустические свойства, способствуя ясности звука.

Ковчег (церковнослав. ящик) — плоское углубление в средней части с лицевой стороны иконы, где располагается основной сюжет. Со второй половины XVII в. встречаются иконные доски без ковчега.

Лузга — доска иконная.

Мафорий (греч. покрывало) — верхняя древняя одежда сирийских женщин, надеваемая поверх туники. Большое круглое покрывало с прорезом посередине для головы. Мафорий Богоматери малинового (пурпурного) цвета с тремя звёздами: на челе (символ девства в момент Рождества), на правом плече (символ девства до Рождества), на левом плече (символ девства после Рождества).

Мерило — посох в руке Архангела, знак власти и посланничества.

Милоть (греч. овчина) — накидка из овчины, встречается в изображении некоторых пророков (например, Исайи, Илии).

Мумия египетская — непрозрачная коричневая краска, битуминозное вещество, содержит асфальт.

НедремАнное око — символическое изображение Спасителя. Христос Отрок представлен почивающим на ложе с открытыми глазами, с предстоящими Богородицей и Ангелом. Иконография возникла на основе текстов песнопений и акафистов. Появилась в Византии в XIV веке, на Руси известна с XV века.

Отечество — неканоническое изображение Святой Троицы: на Престоле восседает в белом одеянии седой старец — Бог Саваоф, на коленях Которого Отрок Христос, Дух Святой в виде белого голубя в лучах, исходящих из уст Бога Саваофа. Впервые появляется в новгородской иконографии XIV века. С XVII века иногда занимает центральное место в верхнем ряду иконостаса — правоотеческом чине. Латинский иконографический вариант: Бог Саваоф держит обеими руками Крест, на котором распят Христос. Тело Христа прикрывают крылья Серафимов. Из уст Господа Саваофа на Христа исходит Дух Святой в образе голубя. В 1667 году Большой Московский собор признал недопустимым изображение Отечества.

Приспешня — хозяйственное помещение, кухня, отгороженный угол избы или трапезной для приготовления пищи.

Прославление Креста — древняя икона второй половины XII века, изображающая двух Ангелов, поклоняющихся восьмиконечному Кресту, украшенному пальмовым венком. В верхней части композиции помещены изображения Ангелов, Херувимов, Серафимов, земли, неба, солнца и луны.

Старинщик — иконописец, пишущий иконы «под старину», то есть работающий в древней манере.

Таблетка (франц. картина) — название икон, написанных на прогрунтованном холсте с обеих сторон. В народном обиходе такие иконы называют полотенцами.

Тень — в иконописи затенённые места изображения.

Тетраморф — символическое изображение евангелистов в виде Ангела (Матфей), Льва (Марк), Тельца (Лука) и Орла (Иоанн). В основу символов положено видение пророка Иезекииля, согласно которому Престол Бога окружают эти четыре существа.

Фаворский свет — Божественный свет, осветивший Иисуса Христа на горе Фавор во время чуда Преображения. На иконах изображается белым или золотым цветом.

Хоругвь — знамя Христово. Введено в IV веке византийским императором св.равноап. Константином Великим, который на знамени вместо воинских символов стал изображать крест. Позже на хоругвях стали помещать иконы.

Этимасия (греч. приготовленный) — изображение Небесного Престола, уготованного для Второго Пришествия Господа Иисуса Христа, символ ожидания грядущего Страшного суда. Этимасию называют «Престол уготованный».

предыдущая    следующая