Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18,20), — сказал Господь. За круглым столом, где поднимался вопрос: «Нравственное воспитание в школе — вопрос будущего», — собрались трое: настоятель храма свв.апп.Петра и Павла при Государственном педагогическом университете о.Димитрий Симонов, клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери, в недавнем прошлом школьный учитель о.Алексий Волчков и кандидат педагогических наук, методист информационно-педагогического центра Приморского р-на СПб Надежда Евлампиевна Сёмкина.
О.Димитрий:
— Я отец троих детей, один из которых — школьник. У меня вопрос: а почему мы
вообще заводим речь о нравственном воспитании в школе? Не есть ли это желание
родителей сложить с себя ответственность за нравственное воспитание своих чад?
Мол, я детей одел, накормил, а воспитывают их пусть учителя, руководитель
кружка, секции, которую они посещают, и т.д. А если семья верующая, то к списку
«обязанных воспитывать» добавляются ещё священник и преподаватель приходской
школы.
О.Алексий:
— То есть место ли урокам о нравственности в программе среднеобразовательной
школы? Ребёнок проводит в обществе одноклассников и учителей довольно много
времени сознательной детской жизни. А вот общение с родителями занимает полчаса
утром да часа три вечером, когда дети, поев и сделав уроки, могут пообщаться с
мамой и папой. Школа же по факту занималась и будет заниматься воспитанием. Ибо
что такое воспитание? Это когда мы сообщаем детям правила поведения в обществе.
И школа активно этим занимается. Поэтому верующие люди вправе спросить: как
воспитываются их дети учителями, завучами, директорами школ? Это уместный
вопрос, поскольку школа существует на деньги налогоплательщиков, — на наши с
вами деньги.
Надежда
Евлампиевна:
—
Учёные говорят, что у нас духовно-нравственное воспитание в столь плачевном
состоянии, что мы подошли к границе необратимого процесса, когда плохие поступки
станут нормой. Понимаете, после 1990-х годов, когда в стране царила полная
неразбериха, к воспитанию детей в школах и в семье относились не так, как
должно. Несколько поколений было упущено. Сегодня Министерство образования и
науки утвердило основы духовно-нравственного развития и воспитания. В начальной
школе действует программа, которая так и называется: «Духовно-нравственное
развитие и воспитание младших школьников». Но школа одна не может решить эту
проблему. Только действуя совместно — школа и семья, — мы можем достичь хороших
результатов.
О.Димитрий:
— Главное, чтобы нравственное воспитание в школах не стало официальным,
нарочитым действием для галочки. Иначе это будет вызывать у подростков желание
сделать всё наоборот, назло. Дети острее, чем взрослые, реагируют на фальшь.
Надежда
Евлампиевна:
— Мы пытаемся не просто всё наладить, мы делаем шаг вперёд: в советские годы
речь шла о нравственном воспитании, мы ратуем за духовно-нравственное
воспитание. Иначе нельзя. Ведь как страшно: у нас по природным ресурсам самая
богатая в мире страна, а сколько случаев самоубийства среди детей и молодёжи!
Почему это происходит? Потому что о душе забыли. Мы пытаемся через традиционные
российские религии развивать у детей не только нравственность, но и духовные
качества.
О.Алексий:
— Но даже если мы нагоним в школу священников, этим проблему не решить. Если мы
введём в школе кучу предметов богословского характера, — и этим проблему не
решить. Если мы повысим учителям зарплату — даже этим проблему не решить. Школа
— лишь часть нашего общества, которое живёт по устоявшимся в последнее
двадцатилетие ценностям — либерально-рыночным, где главное — личная свобода
(т.е. вседозволенность), деньги и успех. Дети вырастают эгоистами, наркоманами,
людьми потерявшимися, ибо сама жизнь показывает, что есть богатые — они
нахальные, но успешные, а есть бедные — и они, скорее всего, так и останутся
бедными. Что выберут дети, как вы думаете? Даже если в школе мы всё будем
говорить правильно — за её стенами жизнь диктует своё. Как быть? Я уповаю только
на нашу устоявшуюся российскую, или советскую, школьную программу, которая
опирается на прекрасные дисциплины: русскую речь, русскую литературу, историю,
естественные науки… Если учителя будут с душой преподавать свой предмет, то,
несмотря на ад, царящий вокруг, есть шанс заинтересовать детей, тронуть их
сердца.
Надежда
Евлампиевна:
— Да, в
советское время работала хорошо налаженная система образования и воспитания. Мы
можем взять оттуда всё лучшее и добавить новое. Что? Проведённый в отдельных
областях России эксперимент по ведению в школах курса «Основы религиозной
культуры и светской этики» показал, что этот предмет необходим. И сегодня
священники могут прийти в школу и рассказать, что Православие — это не просто
часть мировой культуры, но основа культуры России. Когда дети слышат это из уст
священника, это вызывает у них полное доверие.
О.Димитрий:
— Не приведёт ли присутствие в школе священнослужителей разных религий к
конфликту между детьми разных веро-исповеданий?
Надежда
Евлампиевна:
— В
России четыре основные религии: Православие, ислам, иудаизм и буддизм. И
образовательное учреждение имеет право пригласить представителя любой религии,
согласовав визит с родителями учеников. Это не вероучительные встречи, а
мероприятия, рассказывающие о культуре. Так какой может быть конфликт между
детьми?
О.Алексий:
— Кто устанавливает планку морали и нравственности? Вот мы упомянули русскую
литературу, это пример для христианина. Но современное общество живёт по другим
нравственным принципам, нежели герои Достоевского или Чехова. Ибо нравственность
несёт в себе черты своей эпохи, политических и экономических обстоятельств.
Вопрос: как быть, если одни родители захотят, чтобы их детей воспитывали по
Домострою, а другие, например, — как в свободолюбивой Франции? Кстати,
традиционное Православие основано на любви к ближнему и прощении врагов, а есть
православные, которые призывают мстить, жечь. Есть традиционный ислам, а есть
такой, что призывает взрывать иноверцев. Буддизм и иудаизм тоже неоднозначные и
противоречивые религии.
Надежда
Евлампиевна:
—
Давайте сравним. Светскую этику создают люди, беря за основу правила поведения и
принципы, бытующие в данном обществе. Увы, то, что сегодня в этом обществе
считается хорошо, завтра может быть объявлено плохим. Но есть
незыблемые ценности на все времена: например, христиане живут по заповедям
Божиим, — наша программа ориентирована на них.
О.Димитрий:
— Очень важно в наше время, когда в чести богатые и крутые, поддерживать
авторитет учителя. В советское время авторитет учителя был на должном высоком
уровне. Ныне даже зарплата учителя — предмет для шуток… А ответственность-то
огромная, работать приходится с живыми людьми, будущим нашей нации.
Надежда
Евлампиевна:
— Ещё
не так давно СМИ выискивали и разглашали истории, роняющие авторитет учителя.
Сейчас всё потихоньку меняется. К учителю стали относиться с уважением. И оклад
у учителей теперь неплохой. Но надо понимать, что авторитет учителя зиждется не
только на величине его зарплаты.
О.Димитрий:
— А какова мера личной ответственности педагога?
О.Алексий:
— Личность педагога имеет решающее значение. Ибо программы могут быть сколь
угодно прекрасными и правильными, но если учитель не сможет донести до учеников
заложенную в них идею, не сумеет объяснить доходчиво, увлекательно, то программа
не сработает. Кстати, преподавать «Основы религиозной культуры» не обязательно
должны священники, это могут быть верующие люди с педагогическим образованием,
профессионалы своего дела — верующие физики, биологи, математики, литераторы…
Хороший педагог, любящий детей, жертвующий собой ради любимого дела, и при самых
неправильных программах сможет воспитать патриотов Родины, духовно богатых
людей.
Записала Ирина Рубцова