Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18,20), — сказал Господь. За круглым столом, где поднимался вопрос: «Нравственное воспитание в школе — вопрос будущего», — собрались трое: настоятель храма свв.апп.Петра и Павла при Государственном педагогическом университете о.Димитрий Симонов, клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери, в недавнем прошлом школьный учитель о.Алексий Волчков и кандидат педагогических наук, методист информационно-педагогического центра Приморского р-на СПб Надежда Евлампиевна Сёмкина.

О.Димитрий:
— Я отец троих детей, один из которых — школьник. У меня вопрос: а почему мы вообще заводим речь о нравственном воспитании в школе? Не есть ли это желание родителей сложить с себя ответственность за нравственное воспитание своих чад? Мол, я детей одел, накормил, а воспитывают их пусть учителя, руководитель кружка, секции, которую они посещают, и т.д. А если семья верующая, то к списку «обязанных воспитывать» добавляются ещё священник и преподаватель приходской школы.

О.Алексий:
— То есть место ли урокам о нравственности в программе среднеобразовательной школы? Ребёнок проводит в обществе одноклассников и учителей довольно много времени сознательной детской жизни. А вот общение с родителями занимает полчаса утром да часа три вечером, когда дети, поев и сделав уроки, могут пообщаться с мамой и папой. Школа же по факту занималась и будет заниматься воспитанием. Ибо что такое воспитание? Это когда мы сообщаем детям правила поведения в обществе. И школа активно этим занимается. Поэтому верующие люди вправе спросить: как воспитываются их дети учителями, завучами, директорами школ? Это уместный вопрос, поскольку школа существует на деньги налогоплательщиков, — на наши с вами деньги.

Надежда Евлампиевна:
— Учёные говорят, что у нас духовно-нравственное воспитание в столь плачевном состоянии, что мы подошли к границе необратимого процесса, когда плохие поступки станут нормой. Понимаете, после 1990-х годов, когда в стране царила полная неразбериха, к воспитанию детей в школах и в семье относились не так, как должно. Несколько поколений было упущено. Сегодня Министерство образования и науки утвердило основы духовно-нравственного развития и воспитания. В начальной школе действует программа, которая так и называется: «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников». Но школа одна не может решить эту проблему. Только действуя совместно — школа и семья, — мы можем достичь хороших результатов.

О.Димитрий:
— Главное, чтобы нравственное воспитание в школах не стало официальным, нарочитым действием для галочки. Иначе это будет вызывать у подростков желание сделать всё наоборот, назло. Дети острее, чем взрослые, реагируют на фальшь.

Надежда Евлампиевна:
— Мы пытаемся не просто всё наладить, мы делаем шаг вперёд: в советские годы речь шла о нравственном воспитании, мы ратуем за духовно-нравственное воспитание. Иначе нельзя. Ведь как страшно: у нас по природным ресурсам самая богатая в мире страна, а сколько случаев самоубийства среди детей и молодёжи! Почему это происходит? Потому что о душе забыли. Мы пытаемся через традиционные российские религии развивать у детей не только нравственность, но и духовные качества.

О.Алексий:
— Но даже если мы нагоним в школу священников, этим проблему не решить. Если мы введём в школе кучу предметов богословского характера, — и этим проблему не решить. Если мы повысим учителям зарплату — даже этим проблему не решить. Школа — лишь часть нашего общества, которое живёт по устоявшимся в последнее двадцатилетие ценностям — либерально-рыночным, где главное — личная свобода (т.е. вседозволенность), деньги и успех. Дети вырастают эгоистами, наркоманами, людьми потерявшимися, ибо сама жизнь показывает, что есть богатые — они нахальные, но успешные, а есть бедные — и они, скорее всего, так и останутся бедными. Что выберут дети, как вы думаете? Даже если в школе мы всё будем говорить правильно — за её стенами жизнь диктует своё. Как быть? Я уповаю только на нашу устоявшуюся российскую, или советскую, школьную программу, которая опирается на прекрасные дисциплины: русскую речь, русскую литературу, историю, естественные науки… Если учителя будут с душой преподавать свой предмет, то, несмотря на ад, царящий вокруг, есть шанс заинтересовать детей, тронуть их сердца.

Надежда Евлампиевна:
— Да, в советское время работала хорошо налаженная система образования и воспитания. Мы можем взять оттуда всё лучшее и добавить новое. Что? Проведённый в отдельных областях России эксперимент по ведению в школах курса «Основы религиозной культуры и светской этики» показал, что этот предмет необходим. И сегодня священники могут прийти в школу и рассказать, что Православие — это не просто часть мировой культуры, но основа культуры России. Когда дети слышат это из уст священника, это вызывает у них полное доверие.

О.Димитрий:
— Не приведёт ли присутствие в школе священнослужителей разных религий к конфликту между детьми разных веро-исповеданий?

Надежда Евлампиевна:
— В России четыре основные религии: Православие, ислам, иудаизм и буддизм. И образовательное учреждение имеет право пригласить представителя любой религии, согласовав визит с родителями учеников. Это не вероучительные встречи, а мероприятия, рассказывающие о культуре. Так какой может быть конфликт между детьми?

О.Алексий:
— Кто устанавливает планку морали и нравственности? Вот мы упомянули русскую литературу, это пример для христианина. Но современное общество живёт по другим нравственным принципам, нежели герои Достоевского или Чехова. Ибо нравственность несёт в себе черты своей эпохи, политических и экономических обстоятельств. Вопрос: как быть, если одни родители захотят, чтобы их детей воспитывали по Домострою, а другие, например, — как в свободолюбивой Франции? Кстати, традиционное Православие основано на любви к ближнему и прощении врагов, а есть православные, которые призывают мстить, жечь. Есть традиционный ислам, а есть такой, что призывает взрывать иноверцев. Буддизм и иудаизм тоже неоднозначные и противоречивые религии.

Надежда Евлампиевна:
— Давайте сравним. Светскую этику создают люди, беря за основу правила поведения и принципы, бытующие в данном обществе. Увы, то, что сегодня в этом обществе считается хорошо, завтра может быть объявлено плохим. Но есть незыблемые ценности на все времена: например, христиане живут по заповедям Божиим, — наша программа ориентирована на них.

О.Димитрий:
— Очень важно в наше время, когда в чести богатые и крутые, поддерживать авторитет учителя. В советское время авторитет учителя был на должном высоком уровне. Ныне даже зарплата учителя — предмет для шуток… А ответственность-то огромная, работать приходится с живыми людьми, будущим нашей нации.

Надежда Евлампиевна:
— Ещё не так давно СМИ выискивали и разглашали истории, роняющие авторитет учителя. Сейчас всё потихоньку меняется. К учителю стали относиться с уважением. И оклад у учителей теперь неплохой. Но надо понимать, что авторитет учителя зиждется не только на величине его зарплаты.

О.Димитрий:
— А какова мера личной ответственности педагога?

О.Алексий:
— Личность педагога имеет решающее значение. Ибо программы могут быть сколь угодно прекрасными и правильными, но если учитель не сможет донести до учеников заложенную в них идею, не сумеет объяснить доходчиво, увлекательно, то программа не сработает. Кстати, преподавать «Основы религиозной культуры» не обязательно должны священники, это могут быть верующие люди с педагогическим образованием, профессионалы своего дела — верующие физики, биологи, математики, литераторы… Хороший педагог, любящий детей, жертвующий собой ради любимого дела, и при самых неправильных программах сможет воспитать патриотов Родины, духовно богатых людей.

Записала Ирина Рубцова 

предыдущая    следующая