Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ВСЁ ПРОЙДЁТ, КАК С БЕЛЫХ ЯБЛОНЬ ДЫМ

Бог — это единственная под этим небом инстанция, заинтересованная в том, чтобы хорошо жилось всем! Ибо все мы — и крестьяне, и горожане, и рабочие, и работодатели — Его дети, которых Он одинаково любит и жалеет. И Он, Отец наш Милосердный, знает, что от нас для этого требуется, и нам об этом сообщает через пророков, апостолов, святых Божиих людей, через Единородного Сына Своего… Но за нами остаётся выбор, слушаться Бога, руководствоваться в своей жизни Его волей или слушаться и руководствоваться своими интересами. К сожалению, многие люди, очевидно, считают себя мудрее Бога… Губительность такого самомнения обнаруживается всегда: жизнь-то не ладится. Но обнаруживают это многие люди уже слишком поздно: когда последняя страница жизни перевёрнута и ад здешний, временный, закончился — отверсты двери ада тамошнего, вечного… И ничего не изменить.

Умоляю же вас — пока не поздно — станем жить, как Бог велит! Милые мои, куда же мы забрели и куда ещё забредём со своими интересами? Полно слушаться их — послушаем Бога! «…не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6,31—33). Доколе же мы будем подобны этим язычникам? Доколе головы и сердца наши будут забиты только этим: что есть, что пить, во что одеться? Ещё ли не видно, что, не радея о «Царстве Божием и правде Его», мы даже и этого-то имеем всё меньше и меньше: мы всё нищаем и нищаем… Взыщем же Царства Божия! Заживём по правде Его, соблюдая заповеди Его! Неужели мы при этом останемся без пищи, питья, одежды? Воздаст Господь сторицей! Может ли сообщество людей, отказавшихся от лжи, воровства, пьянства, сквернословия и других пороков и устремившихся к святой, богоугодной жизни, — нищенствовать?.. Обмануть могут люди, обмануться можно самому — Бог обмануть не может. Кажется, рецепт прост: слушайся Бога и твори волю Его, богоугодные только желания исполняй, а богопротивные отгоняй — и гарантируешь себе счастье, рай, Царство Божие. Только доверься Богу! Он-то уж не обманет и, безусловно, даст то, чего обещал. Безусловно значит независимо ни от каких условий. Если Бог обещает: «Слушайся Меня, и будешь счастлив», — Он исполнит Своё обещание, в каких бы жизненных условиях ты ни оказался.

Ведь что надо для человеческого счастья? Крышу над головой, несколько тряпок — наготу прикрыть, кусок хлеба — наесться, кружку воды — напиться, и если на душе всё хорошо, то и хватит. Даст Господь маслица на хлеб — хорошо, не даст — тоже слава Богу: и с одним хлебушком живы будем. А если человек не довольствуется малым и решает искать счастья в увеличении материальных благ, так он не будет счастлив никогда.

Надобно, драгоценные мои, разыскать для себя такую цель в жизни, которая бы гарантировала счастье непременно и в любых жизненных обстоятельствах. Есть такая цель? Чадца мои милые, есть! Она называется спасение души.  Что надо делать для достижения этой цели? — Жить, как Бог велит. А «жить, как Бог велит» — значит делать одно только добро и никакого зла. И будешь иметь в жизни одни радости и никаких огорчений. Ибо на пути к желанной цели у тебя будут одни успехи и никаких неудач. Причём каждый твой успех (каждое твоё доброе дело) — это не только твоя радость, но и ещё чья-то радость — ближних твоих, коим ты творишь. Даже если один человек, в одиночку, всею душою, всем разумением, всею крепостью сил своих устремится к этой цели, даже и один такой человек несказанно осчастливит мир. А представьте, если все так заживут: каждый человек будет стараться сделать как можно больше добра!

Правда, тот, кто обрадуется найденному лекарству и примется усердно врачевать им свою жизнь, очень скоро обнаружит, что слушать-то Бога легко, а вот исполнять Его требования очень трудно. Причем главные трудности возникают внутри самого человека. Ты вдруг обнаруживаешь какую-то загадочную силу, препятствующую всем твоим благим начинаниям. Отныне этот внутренний враг становится самым коварным и главным его противником на всю оставшуюся жизнь. Одолеть этого внутреннего врага бывает гораздо труднее, чем справиться с целой армией врагов внешних. Классическим примером тут является покаянное признание Петра I, человека с недюжинными характером и силой воли: «Одолел Софью, усмирил стрельцов, победил Карла… А себя превозмочь не могу!» А примером из Священного Писания может послужить недоумение апостола Павла: «…не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек!..» (Рим.7,15,18—19,22—24). Если уж святой апостол — «бедный человек», что говорить про нас, грешных? Жить свято легко — в глазах того человека, который лишь читал о святой жизни да рассказывал про неё другим. Но при первых же попытках перейти от слов к делу и самому так зажить, как учишь, — тотчас согласишься с прп.Серафимом Саровским, что «учить так легко, как бросать с нашего собора на землю камушки, а проходить делом то, чему учишь, так же трудно, как если бы носить эти камушки наверх нашего собора».

Итак, для нас очевидно, что если бы все люди на земле зажили так, как заповедовал нам Спаситель, — на земле был бы рай. Почему же люди не живут по Его заповедям? Не получается! Не хватает духовных сил. Где почерпнуть недостающие силы? Чадца мои милые, по совести могу назвать только одно место: в Церкви, с её богоучреждёнными Святыми Таинствами, в которых можно получить силы для святой жизни. А если бы эти силы можно было получать еще где-то — так и святых мы находили бы везде и всюду. Но святые почему-то встречаются лишь в Церкви…

Знаю, знаю, хочется тебе заявить, что порядочные люди есть везде. С этим, радость моя, кто же спорит? Конечно, порядочные люди есть и среди буддистов, и среди баптистов, даже среди атеистов. Однако порядочный человек и святой человек — два разных человека. Святой человек — это человек плюс живущий в нём Дух Святой. Вот в этом «стяжании Духа Святаго Божьего», по слову прп.Серафима Саровского, и состоит смысл и цель христианской жизни. Вот чего надобно всю жизнь копить, искать и добиваться. Спросишь: добьюсь ли? Многочисленный сонм святых, в Церкви Христовой просиявших, — достаточная порука в том, что добьёшься. За это ручается многоликость церковной святости. Ведь святые-то — какие всё разные люди: знатные и простые, богатые и бедные, и совсем нищие, блестяще образованные и вовсе безграмотные, мужчины и женщины, юноши и старцы, здоровые и больные, цари и князья, воины и земледельцы, монахи и миряне, бояре, митрополиты, священники, юродивые — люди всякого возраста, рода и звания. Всякий чин есть в раю, всюду можно спастись. Это говорит о том, что негоже нам кивать на условия жизни и оправдывать ими свою греховность. Греховным можно стать в любых условиях, но и спастись можно тоже в любых условиях.

Как же узнать, где святой, а где просто порядочный? У священника Павла Флоренского в его работе «Эмпирея и Эмпирия» есть прекрасное рассуждение об отличии человека духовного от душевного. Читай: душевный — просто порядочный, а духовный — святой. «Представь себе, что у тебя имеется кусок стекла и кусок льда, отшлифованные одинаковым образом. На глаз эти куски — если лёд чистый — почти неразличимы, и тебе может показаться, что кусок льда нисколько не интереснее и не прекраснее куска стекла. Но с точки зрения молекулярного строения лёд имеет над стеклом преимущество, подобно тому, как игра оркестра над базарным шумом. Во льду — музыка, а в стекле — шум; во льду — стройность и упорядоченность, а в стекле — хаос и безпорядок; во льду — организация, в стекле — анархия. Каждая частица стекла только для себя и, самое большее, толкается о соседние; целого нет. Во льду наоборот: тут каждая частица занимает в правильной ткани целого, в организации чудесного строения определённое, ей присущее место».

Вот и у святого внутри целостность, мирность, гармония. Он всецело доверил себя Богу и живёт, чутко прислушиваясь и безпрекословно повинуясь внушениям Святаго Духа. Он не грешит не потому, что превозмогает грех своею крепкой волей, — нет у него никакой своей воли, ни крепкой, ни слабой, — он не грешит потому, что вверил себя всего без остаточка воле Божией; он не грешит потому, что ему не хочется грешить. Потому что в нём Дух Святый Божий. А где Дух Божий — там немыслимо желание греха. Может ли Дух Божий желать грешить?.. Но возыметь в себе этот Дух Божий не от человека зависит. В силах человеческих  только стяжевать Духа, умолять Его: «Прииди и вселися в ны», подкреплять свои мольбы богоугодной жизнью, но не приказывать Духу: «Я уже готов. Давай-ка заходи и поселяйся во мне».

Кажется, всё просто: требуется одно лишь — воцерковление. Отчего ж в храмах наших полупусто? Ах, солнышки мои, было бы всё на свете просто, когда бы были на свете только мы — люди, любящие Бога, да Бог, любящий нас. Но есть ещё третье лицо, — лицо страшное: диавол. Господь хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2,4). Диавол — в переводе с греческого клеветник, обманщик, обольститель. Спаситель назвал его «отцом лжи». Диавол хочет, чтобы все люди погибли.

За душу человеческую идёт смертельная война. Но человек в этой войне не пассивное только поле битвы. Одаренный Создателем свободой воли, свободой выбора, человек не просто переходит, как завоёванный город, из одних рук в другие, но участвует в борьбе, помогая то Богу, то диаволу, способствуя своему спасению или своей гибели. В современном нам мире главная ложь диавола, что можно никому не служить. Это невозможно! Сделай правильный выбор: на чьей стороне я буду воевать? Кому буду служить? С кем хочу разделить ожидающую меня вечность? Тебе хочется сказать: неважно, что происходит на земле, главное — там, в вечности. Но там мы продолжим то, что начнём здесь.

Ценность № 1 в правильной иерархии ценностей — спасти душу. Всё остальное преходяще: семья, работа, учёба, развлечения, богатство, слава — всё пройдёт… Когда мы предстанем на суд Божий, Он не станет нас спрашивать: «Богаты ли вы были? Если богаты, то пожалуйте вот сюда, у нас тут в раю для богачей есть местечко поуютнее…» Бог не станет спрашивать: «Учён ли ты был? Славилось ли твоё имя? Добился ли ты министерского или президентского кресла? Если да, то проходите вот в этот уголок рая, у нас тут место для президентов, министров, учёных и прочих славных людей…» Он спросит: «Как ты жил? Соблюдал ли заповеди Мои?» А какое там «соблюдал», если в погоне за богатством или креслом — лгал, ловчил, «шёл по головам», «работал локтями», обижал людей, грешил напропалую?! Это крайне важно осознать: ценность № 1 для тебя — это твоя душа, которую надо спасти. Всё остальное пройдёт. А душе предстоит идти в вечность — либо в вечную радость, либо в вечную муку. В этой коротенькой земной жизни тебе надо решить твою будущую вечную участь.

Священник Александр ЗАХАРОВ, по книге «Куда нам идти», с сокр.

следующая