Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Божье дело

ПОБУЖДЕНИЕ К ЛЮБВИ

ВОЗДЫХАНИЕ
О Господи, избавь меня от слов пустых,
От суеты и дел сиюминутных,
Дай мыслей незатейливых, простых
И от мечтаний огради безпутных.
Пошли терпение, от гнева огради,
От зависти и злобы, осужденья…
Да расточатся злобные врази,
Подай, Господь, надежду на спасенье.
Ты, знаю, Милостив, по милости спаси!
Нет у меня заслуг, Ты это знаешь,
Дай капельку Божественной Любви, —
Я всё найду, а Ты не потеряешь.
С Пророком вместе Твоё Имя воспою
И буду петь в темнице и на воле.
Я в Твои руки душу предаю,
Как раненый боец на бранном поле.


О.Виктор ГРОЗОВСКИЙ(2007)

Святой Иоанн Златоуст писал: «Если будешь любить подобного себе, то приобретёшь много, потому что сделаешься подобным Богу. Видишь ли, не ему ты благодетельствуешь, а самому себе. награда уготована не ему, а тебе. Но что, скажешь, если он порочен? Тем большая готовится тебе награда… Таким образом, самый этот повод к нелюбви — возражение, что он порочен, — должен быть побуждением к любви. Если не будет противника, то не будет и случая к получению венцов». Именно этим словам святителя следуют в своей работе с мальчишками — условно осуждёнными — сотрудники благотворительного фонда Центра социальной адаптации Свт.Василия Великого. О своих подопечных и работе центра рассказывают директор центра Ю.В.НИКИТИНА и председатель Отдела по благотворительности СПб епархии о.Александр СТЕПАНОВ.
О.Александр: — Наш центр неспроста назван в честь свт.Василия Великого. Святой жил в IV веке и известен как родоначальник монашества в Малой Азии и составитель первых монастырских уставов, которыми руководствуются и доныне. Он построил богоугодное заведение в Каппадокии, названное впоследствии «Василиада» в честь его основателя. Там проживали до 40 000 нуждающихся — странники, дети, больные, прокажённые (был там и лепрозорий) и люди, у которых не было крыши над головой, сегодня мы таких назвали бы бомжами. Обихаживали всех монахи. Так что святой занимался ещё и благотворительной работой.
И мы, когда решили создать реабилитационный центр, хотели сначала работать с бомжами и с людьми, освободившимися после заключения. Тем более что я служил в храме при детской колонии в Колпине. Из этой затеи ничего не вышло — бомжа со стажем тяжело вернуть к цивилизованной жизни, а отсидевшего преступника нужно было содержать в заведении с режимом, сходным с тюремным. А нам так не хотелось ставить на окнах нашего центра мрачные решётки! Хотелось показать нашим подопечным жизнь с другой стороны, где есть место свету и радости. Вот и пришла спасительная идея заняться мальчишками, осужденными условно.
— Я говорила с некоторыми из ребят: похоже, их привлекает сюда человеческое отношение к ним и то, что центр предоставляет возможность учиться, заниматься в различных кружках и секциях.
Ю.Никитина: — Мы действительно стараемся нагрузить наших мальчишек интересными занятиями. Это не просто игры в шашки и шахматы. Мы создали свой самодеятельный театр, который показывает постановки прихожанам храма Св.Анастасии Узорешительницы, где о.Александр настоятелем, и в Колпинской колонии. А чего стоят занятия паркуром! Что такое паркур? В современных фильмах мы часто видим, как герои прыгают с крыши на крышу, лазают по скалам, совершают головокружительные трюки. В нашем городе создан центр, где мастера спорта обучают молодёжь подобным трюкам. Это стоит недёшево, но нашим ребятам предоставлена возможность заниматься безплатно, и они это ценят. Вот где выброс адреналина и расход энергии!
А ещё мы совершаем паломничества по монастырям, где наши мальчишки с удовольствием несут различные послушания.
— Всё это прекрасно, но я не вижу, какую роль в их жизни и реабилитации играет Церковь? Из разговора с ребятами, которые живут здесь уже две недели, я поняла, что они ни разу не видели священника, а в храм их позвали единожды, и то чтобы они помогли в сборах на православную выставку…
Ю.Никитина: — Наши подопечные имеют право жить в центре только 3,5 месяца, потом они должны вернуться домой. Все они — люди, далёкие от Церкви, поэтому встреча со священником происходит не сразу. Попав в православный центр, они заранее ждут, что вот сейчас их заставят бормотать непонятные молитвы, погонят в храм, и в душе у них зреет протест. Но время идёт, а никто ни к чему их не принуждает, ведь невольник не богомольник. Зато они видят иконы вокруг, видят, что работники, а у нас восемь специалистов на шесть подопечных, молятся перед трапезой, разговаривают меж собой о церковных делах. И хотя поначалу всё это кажется им из области этнографически-фольклорных изысканий, однако заставляет прислушиваться. Чтобы преподнести им духовную пищу, надо, чтобы у них возник духовный голод. И вот тогда появляется о.Александр, беседует с ними, отвечает на вопросы. Такое мудрое решение было нами выстрадано. Дело в том, что в 2001 году, когда центр только открылся, у нас было обязательное утреннее и вечернее правило, каждую неделю приходил батюшка. И вот как-то мы случайно услышали, как наши мальчишки вводили в курс дела новенького: «Люди здесь неплохие, только несколько с придурью. Здесь самое главное — ходить в церковь, а когда они начинают молитвы читать, — закатывать умильно глаза и креститься, и всё будет хорошо. Им это так нравится, что на другое они уже внимания не обращают». Услышанное нас очень отрезвило… Нельзя пользоваться тяжёлым положением и зависимостью ребят.
Что касается работы при храме, о которой упоминали ребята, действительно как-то нужна была помощь храму Св.Анастасии Узорешительницы — мусор вынести, что-то погрузить. Мы тогда сказали: «Мальчики, есть возможность сделать доброе дело — помочь храму». И все откликнулись. В храме их встретили приветливо, им были рады — они ведь пришли помочь, а не что-то украсть. И эту теплоту мальчишки уловили. И вот недавно сами изъявили желание пойти в храм в ближайшее воскресенье. Но стоять будем не всю службу, а сколько выдержат, чтобы осталось ощущение светлого праздника и возникло желание прийти ещё. Чтобы, как те посланцы св.князя Владимира, они могли воскликнуть после службы: «Не знали, где мы — на небе или на земле». Потом наступит время рассказать им о службе, о Христе, о том, зачем нужны исповедь и Причастие, о важности покаяния. Всё это даст им силы удержаться на стороне добра, когда они уйдут от нас.
— Три с половиной месяца жизни в Центре — это так мало, особенно если срок условного осуждения — года два…
О.Александр: — Мало. Если бы хоть полгода! Но нет такой возможности. Много проблем в отношениях с ГУИНом, с госорганами, с районной и городской властью. Ситуация дикая: центру предложили стать госучреждением, мы отказались, и нам тут же прекратили финансирование. Я считаю, что такие учреждения должны быть не только государственными. Вообще где возникает монополия, там падает качество работы. Примеры — медицинская и социальная сферы обслуживания. Поэтому идти под государство и губить на корню хорошее дело — на это мы не согласны. Государство вмиг разгонит всех православных работников, поставит своих, и уже через год здесь будет мерзость запустения. На бумаге всё будет работать, а на деле будут отмываться деньги, прикрываясь мальчишками, попавшими в беду. А кто проверять-то будет?! Я не говорю, что все обманывают, слава Богу, есть чиновники, которые относятся с симпатией к Церкви и поддерживают нас. Но есть и такие, кто с личной антипатией относится к Русской Православной Церкви. И мы теперь существуем только на деньги доброхотов, которых не хватает. Тем более что у нас ещё на 12-й линии Васильевского острова открылась социальная гостиница. Там могут пожить какое-то время ребята, которые из центра уже ушли, но дома жить нет никакой возможности. Мы им даём жильё и пищу. В наше время это всё дорого стоит, поэтому и жильё, и пища у нас достаточно аскетичные. Но и отказать в помощи язык не поворачивается. Куда они пойдут? К друзьям по несчастью. А там — по второй ходке? Но ведь жалко же мальчишек: если они попадут в колонию, вырвется ли потом их душа к свету? Вот в Германии построены целые кварталы социального жилья, там может жить бывший наркоман или осуждённый, чтобы уйти от той порочной среды, которая привела его к беде. А в России…
Но мы не опускаем руки. У нас гигантские планы. Хотим развернуть свои реабилитационные программы в Колпинской колонии и в следственном изоляторе на ул.Лебедева. а в идеале надо менять всю тюремную систему, которая сложилась в сталинские времена и которая ужасна, ибо никого не исправляет, но безвозвратно и весьма успешно губит людские души.
Да, проблем и трудностей много, и Бог ведает, чем закончится это доброе начинание, если не появятся у центра добрые помощники. Но знаете, что удивило и обрадовало? За три часа беседы никто — ни воспитатели, ни майор В.Никулин, ни о.Александр, ни директор Ю.Никитина — не назвали ребят преступниками, только «наши мальчишки», «наши ребята», «наши подопечные»… Таким людям не страшно довериться.
Адрес: 199034, СПб, В.О., 16-я линия, 1/33, пом.12-Н. Тел.321-98-84.


Побывала Ирина РУБЦОВА

следующая