Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

То ли я плох? То ли виноват Бог?

Мы должны научиться не только принимать нашего ближнего, но принимать и самих себя, мы слишком склонны считать, что всё, что нам нравится в нас самих, является нашим истинным «я», а всё, что нам самим и другим кажется уродливым, лишь случайно. Моё истинное «я» привлекательно; но обстоятельства пресекают мои лучшие намерения, извращают мои чистые побуждения.
Тут стоит вспомнить строчки из переписки старца Макария Оптинского с петербургским купцом. Купец писал Макарию, что от него ушла прислуга и знакомые рекомендуют ему одну деревенскую девушку.  «Следует ли мне её нанять?» — спрашивает купец. «Да», — отвечает старец. Вскоре купец присылает новое письмо. «Отче, — пишет он, — позвольте мне её уволить, это сущий бес. С той минуты, как она появилась в моём доме, я непрерывно злюсь и потерял всякое самообладание». И старец отвечает: «Ни в коем случае не выгоняй её; это ангел, которого Господь послал тебе, чтобы ты мог увидеть, сколько в тебе таилось злобы, которую предыдущая служанка не сумела раскрыть в тебе».
Так что не обстоятельства, словно тени, омрачают наши души и не Бог виноват, хотя мы постоянно во всём попрекаем Его.
Как часто мне приходится слышать от людей: «Вот мои грехи…» — и тут же, переведя дыхание, они начинают длинную речь о том, что, если бы Бог не послал им такую тяжёлую жизнь, они, конечно, не грешили бы так много. «Разумеется, — говорят мне, — я не права, но что я могу поделать при эдаком зяте, при моём застарелом ревматизме да после русской революции…». И сколько раз перед тем, как прочесть разрешительную молитву, я указывал, что примирение между Богом и человеком должно быть обоюдное, и спрашивал кающегося, готов ли он простить Богу все Его ошибки, весь вред, который Он попустил, все обстоятельства, помешавшие ему, доброму христианину, стать святым? Людям это не нравится. Однако до тех пор, пока мы не возьмём на себя ответственность за то, как мы воспринимаем свою наследственность, жизненные обстоятельства, Бога и самих себя, мы будем справляться лишь с малой частью своей жизни и самих себя. Если же мы хотим произнести правдивое и взвешенное суждение о самих себе, мы должны рассматривать себя во всей нашей целостности.
Кое-что в нас уже сейчас, пусть в зачаточном виде, принадлежит Царству Божиему. Кое-что представляет хаос. Нам надлежит напряжённым трудом и вдохновенной верой превратить всё это в райский сад. И следует верить, что этот хаос может породить красоту и гармонию. Мы должны смотреть на себя с прозрением художника, как тот рассматривал материал, вложенный Богом в его руки, из которого он создаёт произведения искусства, неотъемлемую часть гармонии, красоты, истины и жизни Царствия.
Произведение искусства определяется и прозрением художника, и свойствами имеющегося у него материала. Художник должен научиться распознавать особые свойства и возможности данного материала, чтобы вызвать к жизни всю скрытую в нём красоту. Подобно этому, каждый из нас должен научиться, под водительством Божиим и с помощью своих умудрённых опытом друзей, распознавать в себе отличительные способности и свойства, как хорошие, так и дурные, чтобы, воспользовавшись ими, создать в конечном итоге такое произведение искусства, каким является наша собственная личность. По слову Иринея Лионского, «слава Божия — это полностью раскрывшийся человек».

Антоний, митрополит
Сурожский

предыдущая    следующая