Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЗАКРЫВАЕМ ДВЕРЦУ В ЛЕТО

Догорело весёлое лето, отшумело тёплыми ливнями, отцвело радугами над рекой, отзвенело детским смехом. И малыши с нетерпением ждут, когда лето придёт вновь. Значит, мамы и папы должны приложить все силы, чтобы второе, третье, четвёртое лето в жизни их малыша было ярким, принесло много полезных, добрых знаний об окружающем его мире.

Не дети при нас, а мы при детях

Поэтому хочется обратить внимание взрослых вот на что: иногда малыш как бы «при нас», а мамы и папы занимаются своими делами, своими взрослыми развлечениями. Это неправильно, если рядом ребёнок, то не он при нас, а мы при нём, — мы должны подчинять свои планы его интересам и возможностям.
Ах, как часто приходят после выходных в детский садик малыши, которых вообще-то надо было оставить дома. Почему? Да потому, что они были с родителями на пикнике и принесли в садик вот такие «дары природы» ссадины, царапины, травмы. Увы, не уследили мама с папой, занятые волейболом и шашлыками. А вот ещё и ожоги от солнца — никто не озаботился притенить майкой детскую спинку, плечики. И животики, конечно же, болят, и есть не хочется, потому что вчера их поили тёплой «фантой» и «пепси», а взять для ребёнка кипячёной воды никто не догадался, да и ручки помыть негде было. Грустно всё это и не по-божески.
Как сделать так, чтобы пикник оставил в душе дитяти ощущение праздника, а не вспоминался как нечто ужасное, что приносит боль и страдания? Да просто обезпечьте ребёнку безопасность и необходимые гигиенические условия. А вот теперь можно подумать и о том, как показать и рассказать сынишке или дочурке о красоте природы, созданной Господом нам для утешения.

«Как прекрасен этот мир — посмотри!»


Пикник ли это или обычная прогулка — помните, что отдых должен быть развивающим. Объясните ребёнку, что все Божии творения требуют уважения и заботы. Как это сделать? Вместе понаблюдайте, например, за маленькой древесной лягушкой или, если вы у озерца, за большой зелёной, но не позволяйте ловить её. Можно показать и назвать красивые, интересные растения, объяснить их забавные названия — к примеру, медвежьи ушки, кис-кис, мать-и-мачеха… но не нужно их срывать.
Объясните, как правильно вести себя на природе. Например, что не надо бегать в лесу по хрупкой листовой подстилке, часто с редкими растениями, а надо ходить по тропинке. Ребёнку станет скучно? Нет, если вы скажете, что по этой узенькой тропке ходит семья ёжиков или лисичек. Придумайте вместе с ребёнком имена всем ежатам и лисятам. Потом вместе пофантазируйте, куда семейство направлялось. Быть может, в гости к белкам? А что несли в подарок? А что вообще едят ёжики? А белки? А лисята? Вот так у детей развивается фантазия, речь и накапливаются знания.
Возле речки увидели стрекозу — выложите из палочек и камешков на земле эту глазастую красавицу и расскажите о ней. Ой, а это кто? Рыбки-малыши, мальки. Внимание трёхлетнего малыша можно обратить на то, какие эти рыбки узенькие, одинаковые. Удивитесь вместе с ребёнком, как рыбки, словно по команде, одновременно меняют направление, сверкнув серебристыми боками. Конечно, малышу захочется изловить это маленькое создание. Предложите лучше покормить. Пусть малыш забредёт в воду и бросит горсточку крошек. Рыбки станут хватать их, смешно разворачиваясь, как будто вставая в воде. По поверхности воды станут разбегаться маленькие круги, обратите на них внимание ребёнка, на то, что, отдаляясь от рыбки, круги становятся всё больше.
Не забывайте, что дети до трёх лет могут наблюдать только очень недолго и небольшие фрагменты объекта или явления. Поэтому можно отдельно рассмотреть, как смешно бегает трясогузка, быстро выбрасывая вперёд тонкие ножки. Можно рассмотреть, какая чудесная ягода костяника выросла посередине гладких листочков. Наблюдения с маленькими детьми должны быть краткими, но многажды повторяющимися. Тогда дитя сможет воспринять, что окружающая природа — живая, даже растения. Они ведь растут, цветут, разворачивая новые и роняя старые цветки. Видели, как зелёные бусины завязей вишни во дворе превращаются в тёмно-бордовые ягодки? Это же настоящее чудо!
Гуляя, можно читать вот такой незамысловатый стишок:
Солнце светит всем зверушкам,
Даже белкам, даже мушкам,
Одуванчику в траве, белой чайке в синеве.
Даже кошке на окне и, конечно, тебе и мне!
Удивление, заинтересованность ребёнка может стать поводом к тому, чтобы объяснить ему, кто является Творцом всего сущего. Общение с природой научит ребёнка с добротой и состраданием относиться к животным и растениям, а также разовьёт внимание, наблюдательность. Покажите ребёнку, насколько всё премудро устроено в природе. Например, эта травинка или семена нужны для этой маленькой птички: травинки  — чтобы гнездо вить, семена — на обед. Все эти вещи, обыденные и понятные для нас, взрослых, являются открытиями для детей.
Конечно, одной прогулкой не обойтись… Но частые встречи с природой летом — и в городе, и в деревне — помогут ребёнку, и маленькому, и постарше, вдумчиво и с любовью вглядываться в прекрасный окружающий его мир. Наверное, так же когда-то вглядывался в сотворённый мир с прекрасными Божиими созданиями восхищённый Адам. А вокруг цвело такое же благословенное лето.

Мария КОРОБОВА,
православный педагог,
«Православное слово»,
Новгород

предыдущая    следующая