Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЗАЧЕМ НА КИСЕТЕ КРЕСТ ВЫШИТ?

В Государственном музее этнографии СПб собрана коллекция более чем из 400 православных крестов. Удивительно, но пополнение коллекции не прекращалось работниками музея даже в советские богоборческие времена. Каким образом удавалось это делать? — Очень просто: отправляясь в экспедицию по деревням и сёлам, этнографы приобретали у местных жителей старинные костюмы, но, поскольку в прошлые века в состав костюма непременно входил и крест на бисерной цепи или на гайтане, то брали и его. А как же! Это ведь часть костюма. Это и ещё много интересного рассказал и ответил на многочисленные вопросы экскурсовод Александр Борисович ОСТРОВСКИЙ.

— Несколько коробит, что крест включался в состав украшений. В понимании верующих людей крест — символ веры, не украшение.

— Правильно. Так всегда и было. Но традиция изготовления украшений с крестами продолжалась вплоть до 20-30-х годов прошлого столетия. И не только у русских. Например, у мордвы крест включали в нагрудные украшения, помещали его на крупную металлическую застёжку — сюлгам, скреплявшую ворот рубахи, или гайтан. У марийцев кресты закрепляли на металлическую цепочку решётчатого плетения. Среди крещёных татар, кряжен и чувашей украшениями, к которым крепили кресты, были бусы и ожерелья. Причём тельники и более крупные кресты, носимые поверх одежды, были широко распространены уже с первых веков Крещения Руси. Сначала так носить наперсные кресты стали священники и высшие социальные сословия, а затем и у крестьян это стало обязательной частью нарядной одежды.

А знаете, почему нас это удивляет? Потому что наше сознание не столь религиозно, как у наших предков. Мы думаем о православном празднике прежде всего как о веселье и застолье. А наши деды и прадеды знали, что в праздник надо прежде всего пойти в храм, помолиться, исповедаться, причаститься. А для этого надо быть нарядно одетым — пред Господом ведь предстаёшь, церковь-то — Божий дом! Крест — часть создания благообразного облика верующего человека. Кроме того, когда крест на виду, лишний раз задумаешься — согрешить или воздержаться.

 — Заметила, что кресты поверх одежды женщины носили очень низко, практически на животе.

 — Женщина — носительница жизни, она даёт жизнь следующему поколению, недаром имя первой женщины — Ева — означало Жизнь. А крест — символ торжества Жизни над смертью.

У русских раньше слово «живот» и означало — «жизнь». Ведь говорим: «биться не на живот, а на смерть», т.е. не щадя жизни.

 — Да. Но не только русские так низко кресты носили, а и другие народы, у которых слово «живот» не связан напрямую со словом «жизнь», как у нас. Так поступали все православные народы Поволжья, Сибири, Дальнего Востока и эстонцы-сету, которые раньше проживали на территории Псковского края, крещённые игуменом Псково-Печерского монастыря Корнилием в XVI веке (до XVIII века они относились к категории монастырских крестьян). Сейчас эстонцев-сету на Псковщине осталось около 200 человек. Причём у многих народов, которые обрабатывали металл, непременно на цепях, на которых крепились кресты, были бубенчики или металлические детальки, которые, ударяясь друг о друга, издавали звон, похожий на колокольный. Считалось, что это отпугивает злые силы. Однако такие украшения носили только девушки и молодые женщины, способные к деторождению.

 — Кстати, на кисете эвенков (XIX в.) нашиты православные кресты. Но ведь табакокурение — грех, как говорится, «курить — сатане кадить». Как же совместить Православие и табакокурение?

 — Интересный вопрос… И дело тут не в православной незрелости эвенков. Просто табак у них ассоциировался не с сатаной и огнём преисподней, а с согревающим теплом. Кроме того, разрешение курить получили только взрослые мужчины, это был показатель зрелости и мудрости. Если женщина предлагала мужчине вместе покурить — это означало, что она готова стать его женой. Табак был большой ценностью, его приносили как жертвоприношение хозяину тайги — медведю. Поэтому крест, нашитый на кисете с дорогим товаром — табаком, в те времена был своеобразным признанием его важности

 Вот ещё интересный факт. Мы знаем, что сила креста — в Божией благодати. Но у русских гребенских казаков (Северный Кавказ; первое поселение появилось в урочище Гребни по берегам р.Акташ) рядом с крестом висел медвежий зуб. Считалось, что он охраняет от злых сил, особенно если человек сам убил медведя.

— Ношение креста было обязательным. Но вот на выставке представлены странные цепи, на которых до десяти крестов и более.

— Это так называемые згарды, которые носили гуцулы и украинцы, то есть множество крестов на одной цепи, состоящей из проволочек, пружинок, трубочек, разделяющих эти кресты, а посередине, как правило, был один крупный крест. Также много крестов, разделённых между собой серебряными бусинами-шишечками, символизирующими плодовитость, поскольку в шишке много семян, носили эстонцы-сету. Но во второй половине XIX века то ли под влиянием русского священства, то ли так как сами созрели наконец, они стали носить только один или два креста.

Кстати, в Архангельской губернии русские верующие тоже носили по два креста. Но каждый крест был на отдельной цепочке. В этом своеобразие русского крестоношения (у священников также): если бывает два креста, то обязательно на разных цепочках.

Но вообще русские носили один крест, понимая, что это символ веры, что он показывает принадлежность человека к вероисповеданию, определяет его образ жизни и мышления. Кроме того, именно русские кресты, подчёркиваю это, наиболее разнообразны формой и несут в себе информацию о христианстве, в отличие от тех же католических.

Побывала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая