Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ШКОЛА ДЛЯ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Каждый малыш — это маленькая звёздочка на небе, и то, как она будет сиять, зависит от того, что она получит в момент своего появления. Матери дают детям силы, необходимые для жизни, развития и познания мира. Много или мало этих сил, зависит от детства: любим ли был в детстве малыш, был ли он долгожданным, хотели ли его, приняли ли таким, каким он пришёл.

Многое зависит от первой встречи с миром. Родившись, ребёнок чувствует тепло рук, видит сияние радостных глаз, слышит голос, полный любви. Его ждали, он любим! Но бывает и иначе. Когда никто не ждёт, а мать, едва родив и даже не посмотрев в его сторону, уходит, не подозревая, что в этот момент солнце жизни для её ребёнка стремительно остывает. Дитя, так долго боровшееся за то, чтобы выжить и родиться (при нежеланных родах мать подсознательно усложняет процесс, ей «невыгодно» родить его здоровым), не получает сил для дальнейшей жизни. Поэтому велика смертность в первые месяцы после рождения.

Но вот и наш герой. Сразу после рождения он чувствует тепло окружающих его людей — врачи, нянечки, медсёстры честно выполняют свой профессиональный долг, относятся к нему со всем сердцем и дарят свои силы. Увы, этого недостаточно. На первый взгляд, удовлетворены основные потребности: голод, жажда, тепло. Но рассмотрим каждую из них, и мы увидим ряд особенностей, которые в дальнейшем формируют тяжёлый жизненный настрой.

Кормление. Вот еда в бутылочке, но нет ничего страшнее, если бутылочка выпадет изо рта или, чего доброго, в ней окажется маленькая дырка, а сосать ещё так трудно. Процесс еды может превратиться в процесс борьбы и страха, что останешься голодным.

Переодевание и мытьё. Дома к процедуре купания относятся деликатно. Ребёнок слышит любящий голос матери, он уверен, что мокрым не останется. В госучреждениях у сотрудников нет возможности «няньчиться» с каждым ребёнком, уговаривать.

Контакт с людьми. Ожидание, что тебя возьмут на руки и около твоего уха будет стучать чьё-то сердце, иногда сбывается, но не становится системой — ведь кроме тебя ещё много детей.

Познание мира и безопасность. Ребёнку хочется познавать мир, двигаться, а вокруг изо дня в день всё те же стены, и даже позу сменить удаётся не сразу. Иногда в окно виден край голубого неба, солнце, птицы и слышен пугающий гул, который потом окажется машиной или самолётом, а пока это — другой мир, огромный и страшный. И нет рядом человека, который тебя защитит.

Какие трудности возникают у принимающих родителей?

Когда отказные дети попадают в семьи, жалобы, кажущиеся нам капризами, имеют глубокие корни. Таким образом эти дети сообщают нам о том, что их жизнь двигалась вперёд шагами, наполненными болью, страхом и тоской. Приёмные родители сталкиваются со многими проблемами. Детям всё время хочется есть, они даже в кровать берут еду. Смена белья и купание становятся проблемой. Иногда дети общительны, в другой раз могут часами смотреть в одну точку, раскачиваться на стуле и, капризничая, безпричинно, как нам кажется, плакать, пугаться новых игрушек и людей, транспорта. Праздник не кажется им весёлым, не говоря уже о салютах и прогулках в толпе. Дети страшатся своего тела, не хотят надевать красивую одежду, которую мы с любовью предлагаем. Иногда они не могут смотреться в зеркало.

Нам кажется: сейчас мы переломим этот каприз — и радужные эмоции обезпечены. Но когда не удовлетворены простейшие нужды, сложные недосягаемы: голодный, замёрзший и напуганный человек не поймёт красоты полотен Рубенса. Жить с этим грузом — пустота порой тяжелее огромной поклажи — непросто, и, вырастая, дети сеют пустоту вокруг себя. Жизнь их похожа на треснувшую чашку. Чтобы её склеить, нужно терпение и любовь.

Какие трудности возникают у выросших отказных детей?

Они боятся познавать мир, он, по их представлениям, опасен. Проще не развиваться, потому что любое развитие предполагает движение, а куда — неизвестно. Неизвестность страшит и тормозит развитие. Они не склонны общаться с людьми, так как опыт их общения мал и часто сопряжён с обидой и обманом. Они не изжили до конца свою обиду на многие обстоятельства жизни, не научились весело и неустрашимо смотреть в лицо трудностям. Для научения необходимо много раз повторять какой-то опыт, а такой возможности у них не было. Не было права на ошибку, она могла стоить жизни. Им трудно создать свою семью: не имея опыта жизни в семье, они не знают, что могут дать ребёнку. И часто, попав в семью, они уходят из неё, потому что для того, чтобы принять добро и радость, тоже нужны силы. Они не ценят собственную жизнь. У них ощущение, что она никому не нужна.

Как бы хороши ни были госучреждения и сколько бы любви и заботы ни вкладывали в воспитанников их сотрудники, очень трудно преодолеть то, что этих детей не любили их родители. Только семья, пусть приёмная, но такая в которой ребёнок чувствовал бы себя развивающейся признанной личностью, может победить это зло.

Татьяна ДОРОФЕЕВА, психотерапевт, СПб

предыдущая    следующая