Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Я ВАМ ПИШУ...

И  МАМЕ  ПОЛЕГЧАЛО

Я хочу рассказать, как мне помогала наша святая — блаженная Ксения Петербургская, стоило только помолиться ей и попросить о помощи. Однажды ночью я проснулась оттого что плакала моя младшая сестрёнка Маша. Я подошла к ней, и она сказала, что у неё сильно болит живот. Мама бросилась к телефону вызывать «Скорую». А я сняла с полки акафист блаженной Ксеньюшке и стала читать. Прошло минут двадцать. Я дочитала акафист, и сразу же на сердце стало легко и спокойно. К этому времени и врач пришёл. Доктор осмотрел сестру, сказал, что всё в порядке. А через  полчаса  Машенька  уже  спокойно  спала.

А спустя некоторое время мама почувствовала себя очень плохо. Я сначала испугалась, а потом, увидев добрые глаза на иконе блж.Ксении, успокоилась, взяла акафист и стала читать. И маме быстро полегчало. Я так благодарна и так люблю скорую помощницу  Ксению  Блаженную.

Марта  Н.,   8  класс,  СПб

 

* * *

Плачу.

Отчего это, я не знаю.

Молюсь.

Оттого, что Бог понимает.

Верю.

Отчего-то хочу влюбиться.

Знаю,

Что везде могу помолиться.

Помню,

Что Господь посылает счастье.

Слышу —

Все в молитве принимают участье.

Аня ЛИНКИНА, 14 лет

НАЗОВИ МЕНЯ ТИХО ПО ИМЕНИ

Здравствуйте, дорогие «Чадушки». Меня зовут Алексей, мне 22 года. Я живу в Сестрорецке, служу алтарником в храме Святой Троицы, готовлюсь поступать на Свято-Иоанновские бого-словско-педагогические курсы в Александро-Невской Лавре. Недавно познакомился с вашей газетой и сразу полюбил её. Всё раздумывал, как бы написать вам письмо, да повода не было. Но когда в очередной раз перелистывал «Чадушки», прочитал: «Дорогие наши мальчишки, девчонки и родители! Приглашаем вас принять участие в создании следующего номера «Чадушек…» Вот и повод!

А рассказать хочу вот о чём. Иду я как-то по двору, меня ребята знакомые окликают: «Лёха, подожди!» Подошёл я, поговорили о том о сём — пошёл дальше. Прохожу мимо стайки девушек, они зовут: «Алёша, иди к нам». Чувствуете разницу в обращении: Лёха и Алёша? И я почувствовал. С удовольствием подошёл к девушкам, пообщался, иду дальше — на душе весна. А потому, что по-человечески обратились, пусть даже хитро поглядывали и вопросы каверзные задавали. Ведь они позвали меня не кличкой, а именем моего небесного покровителя — св. Алексия, Человека Божиего. И вот они окликнули меня, а заодно и моего небесного покровителя к разговору пригласили, это так замечательно. А я вот о чём подумал: почему девушки почти всегда, в отличие от ребят, называют мальчиков и парней нежно, по имени? Может быть, потому, что они — будущие мамы и материнское сердце им подсказывает, как надо правильно обращаться к человеку? И в самом деле, ведь не назовут же они своего сына после рождения Дрон вместо Божиего имени Андрей или Серый вместо Серёжа! Они будут называть их ласково: Андрейка, Андрюшенька, Серёженька… И я так благодарен нашим девушкам за эту ласку и доброту. Спаси вас Господи.

Алексей КАРПОВСКИЙ, г.Сестрорецк

ТЮРЯ

Помню, как-то рассказала внучке Рите о замечательном, сытном старинном русском кушанье под странным и милым названием тюря. И даже угостила как-то. Кушанье это частенько готовили у нас в деревне во время поста. И вот вскоре узнала, что умение приготовить незамысловатую тюрю сослужило внучке добрую службу…

Вернувшись как-то из школы, Рита покрутилась по кухне, но ничего, кроме вчерашней варёной картошки и чёрствого чёрного хлеба, не нашла. Она присела было у окошка ждать с работы маму, но есть хотелось так сильно, что даже в животе урчало. Может быть, подогреть картошку? Но мама не разрешает ей зажигать газ. И тут она вспомнила о тюре, её даже греть не нужно!

Рита нарезала кубиками холодную варёную картошку и остатки хлеба. С луковицей пришлось немного повозиться: всякий раз, когда Рита пыталась снять с неё шкурку, луковица выскальзывала из рук и начинала скакать по кухне, будто лягушка. Наконец луковица «раздета». Но тут хитрый овощ пустился на новую хитрость: от едкого лукового сока слёзы так и хлынули из глаз. Но Рита мужественно дорезала уползающую из-под ножа коварную луковицу. Добавив лук к картошке и хлебу, Рита залила всё холодной кипячёной водой из чайника. Попробовала… невкусно как-то. Как будто чего-то не хватает… Ну конечно же! — про соль-то она и забыла. Посолила, добавила подсолнечного масла, попробовала — вкусно! Теперь самое главное: Рита достала из-за Божницы бутылочку со святой водой и сбрызнула ею тюрю. Снова попробовала. Очень вкусно. Теперь скорее достать тарелку и ложку.

Тут Рита вспомнила, что мама всегда ждёт её к обеду и никогда не садится одна. Значит, надо дождаться, пока придёт с работы мама. Рита достала ещё одну тарелку и ложку, поставила на стол. Ожидание не затянулось — вскоре весело заскрежетал в замочной скважине ключ и, появившись на пороге, мама виновато сказала: «Ты тут у меня совсем голодная! Я сейчас быстренько что-нибудь сварю». — «Мама, я приготовила еду», — торжественно объявила Рита. «Какую такую еду? — Мама заглянула в кастрюльку. — Что это?» — «Это тюря, — пояснила Рита, — мне бабушка про неё рассказывала и угощала». — «Ну что же, наливай, — решительно сказала мама. — Я так проголодалась».

Они с аппетитом принялись уписывать тюрю. «Вот уж не думала, что это может быть так вкусно, — сказала мама, подливая добавку. Потом она ласково погладила дочку по голове: — «А ты у меня умница!»

Лариса КАЛЮЖНАЯ, СПб

ШАМПАНСКОЕ В ДЕТСАДУ

Мы уже настолько привыкли и смирились с тем, что наши дети, юноши и девушки гибнут от наркотиков и алкоголя, что начинаем им даже «помогать», будто хотим ускорить падение в бездну. Это не голословное обвинение, у меня факт из нашей повседневной жизни, такой, что душа леденеет.

Мой внук ходит в детский садик. То, что там отмечают Новый год, а не Рождество, — дело понятное: у нас Церковь отделена от государства, но каждый дома волен сам отпраздновать Рождество Господа нашего Иисуса Христа так, чтобы детки почувствовали, что произошло событие действительно самое важное на Земле. Что в группе среди русских ребятишек есть несколько мальчиков и девочек некрещёных, тоже не удивляет: не все родители ещё осознали, что «без Бога не до порога». Но зачем же эти самые родители начинают устраивать в детсадовских группах дни рождения и Новый год для малышей трёх-пяти лет с шампанским — это понять тяжело. Причём делают это, не спросив других родителей, а хотят ли они, чтоб их сыновья и дочери распивали шампанское из чайных чашечек! Помнится, раньше мы пробовали в первый раз шампанское только на школьном выпускном вечере…

Ответьте, у кого такая же дикая ситуация. Подскажите, что делать? Как оградить детей от «аристократической жизни» с шампанским? Как охладить пыл неразумных родителей, делающих праздник для детей таким, «чтобы он им надолго запомнился»? Ведь «праздник» действительно может запомниться малышам надолго, отравляя им всю их последующую жизнь.

р.Б.Людмила, СПб

МОЙ ПЕТЕРБУРГ

Мой Петербург, богатый и убогий,

Мой Петербург, веселый и печальный.

Как дороги мне все твои дороги,

Великопостный лик твой и пасхальный.

Ты для меня и жертва и спасенье.

С тобою мы повенчаны судьбою,

В тебе я обретаю утешенье,

Тебе я признаюсь ночной порою:

Мой Петербург, соборный, крестный, снежный,

Мне не страшны с тобою испытанья.

Любовь моя — ты вера и надежда,

Безценное моё ты достоянье!

 Саша КРЫЛОВА, 17 лет

МОЙ СЫН ПРИВЁЛ МЕНЯ К ВЕРЕ

Мне 42 года, а крестилась я только шесть лет назад. К сожалению, в нашей семье не принято было говорить о вере, хотя меня всегда интересовало: а есть ли Бог? Да спросить было не у кого… Всё изменилось в 1988 году после рождения сына. Он стал лучиком света в жизни нашей семьи. Мой сын привёл меня к вере!

К тому времени я была уже очень больна. Неудачи на работе, безденежье доводили до отчаяния: иногда не на что было купить хлеба. А тут ещё грозила серьёзная операция… Только страх за судьбу сына заставил меня бороться за жизнь. Я стала молиться Богу как умела, своими словами. И… пошла на поправку. Решила, что надо принять Крещение, но всё откладывала. Подстегнул меня случай. У пятилетнего сына разболелся зуб. Повели с мужем его к врачу — там огромная очередь. Сидим, терпеливо ждём. Тут из-за двери кабинета врача раздался детский плач. Мой сын вздрогнул, соскочил со стула, вдруг стал креститься и громко просить: «Господи, спаси и помилуй!» Удивительно, но крестился он правильно, хотя нигде не мог этого раньше видеть — ни я, ни муж не крестились, да и молилась я всегда про себя, молча. «Видимо, пора принимать Крещение, — поняла я. — Это Господь через сына посылает знак». Сынишка серьёзно посмотрел на меня и сказал: «Да, мама, давно пора».

В это время у нас в Колпине как раз отстроили церковь Вознесения Господня. Через день после того случая мы — сынишка, 17-летняя дочь и я — пошли в храм креститься. Утро было ясное. Вдруг сын говорит: «Мама, слышишь? — колокола звонят». Я удивилась: «Что ты, сынок, какие колокола? У нашей церкви их нет пока». Но малыш улыбнулся: «А я слышу». В тот день мы крестились, а на следующий день причастились. С тех пор мы часто стали бывать в церкви. А теперь я даже учусь вместе с сыном в нашей церковной приходской школе.

Жизнь наша наладилась. Я стала спокойнее, терпеливее — знаю, что Господь не оставит, если во всём полагаться на волю Его.

р.Б.Марина, СПб, Колпино

КАК ЗВАЛИ ЯРОСЛАВНУ?

Когда-то в отрывном календаре я прочла несколько русских женских имён. Среди них было имя Ярославна. Я удивилась такой оплошности и решила поговорить с учениками школы, где я работала. Оказалось, никто не сомневался, что Ярославна — это имя. И неудивительно. Так ярок поэтический образ этой женщины, так понятна её боль, её тревога, что через много столетий русский школьник, повторяя слова её плача, воспринимает Ярославну как воплощение женской любви, верности и терпения. Так всё слитно, едино, цельно, что и в голову не приходит задуматься, как же всё-таки звали дочь Галицкого князя Ярослава Осмомысла.

Некоторые источники называют её Евфросинией. В иных после имени стоит знак вопроса. Это значит, что она умерла с именем Ефросинья, а при крещении могла иметь другое имя.

Так супруга Ярослава Мудрого Ингигерда — дочь шведского короля — в крещении получила имя Ирина, а в старости приняла иночество с именем Анна. Мощи её находятся в Софийском соборе в Новгороде. Она причислена к лику святых и почитается Православной Церковью как св.блгв.княгиня Анна Новгородская.

Но о Евфросинии Ярославне таких сведений в летописях нет. Зато известно, что она четырнадцати лет покинула родной Галич, чтобы стать супругой князя Игоря Северского. Считается. что отец её Ярослав Осмомысл прозвание своё получил за знание восьми языков — на восьми языках мыслил! Ведь Галицкое княжество граничило с Венгрией, Польшей, Болгарией и участвовало в европейской политике. Женат Ярослав Осмомысл был на дочери Юрия Долгорукого Ольге, но увлёкся незнатной женщиной Настасьей, и у них родился сын Олег. Именно Олегу завещал в дальнейшем Ярослав Осмомысл Галицкий престол.

Детство Ярославны и её старшего брата Владимира прошло в атмосфере обид, унижений, боярских интриг и страха перед будущим. Так что юная Ярославна покидала родной город не без чувства облегчения. Собственное имя женщины в те времена не имело значения. Важно было, чья ты дочь или жена. В Новгородской земле имя женщины было принято связывать с именем мужа. Обычай этот сохранился и до наших дней, и сейчас мы слышим — Егоровна, Митиха. И это не означает, что отчество какой-то женщины, например, Дмитриевна, Митихой её зовут по мужу Дмитрию.

В северных областях России такого обычая нет. Если старуху Марью зовут Кондратьиха — это значит, что в молодости её звали Марьей Кондратьевной. То есть на севере России женщину, как и мужчину, величают. К этому человека приучают с детства, как только он научится лепетать. Ребёнка там не спрашивают: «как тебя зовут?», а спрашивают: «как тебя величают?». Малыш ещё сидит на руках у матери, но уже знает, что он Михаил Иваныч или Настасья Петровна. Супруги друг друга тоже называют по имени и отчеству. Но чаще между ними употреблялось одно отчество. Считалось очень зазорным, если человека кличут только по имени. Слова «кличут» и «кличка» родственны. Про такого говорили, что, мол, до седых волос дожил, а имени себе не нажил.

Только наше равнодушие к традиционным русским обычаям позволило вытеснить из обихода уважительное обращение к человеку по имени-отчеству. Теперь никто не знает, когда можно обращаться к человеку по имени, а когда необходимо прибавить отчество. Традиция утрачена. Мы согласились с этим, а напрасно. Тем более что всё это произошло не случайно, а с намерением отучить русского человека уважать себя, интересоваться своим прошлым, т.е. чувствовать себя русским.

Но вернёмся в XII век. В семье Галицкого князя Ярослава Осмомысла отчества удостоилась одна лишь дочь — супруга князя Игоря Северского, т.е. та самая Ярославна. Старший же сын Ярослава в летописях фигурирует только как Владимир Галицкий — брат Ярославны. Он был известен как гуляка, хотя жизнь его была полна удивительных приключений… А незаконнорожденный сын Ярослава Олег никогда не был в глазах современников Ярославичем. Звали его только по матери — Настасьич.

У всей этой истории есть печальный эпилог, имеющий прямое отношение к Ярославне. Её старший брат Владимир последние годы своей жизни благополучно правил Галичем. Но после его смерти в Галиче произошёл очередной переворот. Бояре призвали на княжение внуков Ярослава Осмомысла — сыновей Игоря и Ярославны. Но они не смогли угодить местной знати. Младшие попали к боярам в плен и были повешены. Лишь Владимир с Кончаковной (в крещении Настасьей) сумели спастись и продолжить род Ярославны и Игоря.

Анна Африкановна Судомоина

предыдущая    следующая