Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

И ПУСТЬ МАЛО ГОРЧИЧНОЕ ЗЕРНО…

Сегодня председатель Отдела религиозного образования и духовного просвещения СПб епархии протоиерей Александр ЗЕЛЕНЕНКО ведёт разговор с нашими читателями о единстве, без которого нам как нации не выжить, — единстве Церкви, семьи и школы.

На Руси вера православная всегда была душою нашего народа, который соблюдал церковные традиции, заповеди Божии, посты, праздники, жил глубокой евхаристической жизнью под духовно-пастырским окормлением. И это было залогом духовной крепости и духовного единства народа русского, которая была явлена во множественных победах над врагами Отечества.

 После насильственного отторжения народа русского от Церкви вследствие революции 1917 года не было принято говорить о вере и Боге, о душе, загробной жизни, грехе и покаянии. Такое отторжение от Церкви государства, школы, армии, семьи и личности принесло страшные плоды: было потеряно самое дорогое для безсмертной души — наследие Царства Небесного, ибо только с верой в Бога можно спастись. Вера — это та внутренняя опора в душе человека, имея которую человек может совершенствоваться.  Девять ступеней вступления в это совершенствование прописаны в Нагорной проповеди Господа. И все притчи евангельские указывают нам на это. Притча о зерне горчичном, которое, будучи самым маленьким, возросло до великого дерева — и мало деревьев могут сравниться с ним по высоте. А притча о закваске, которую бросила женщина в тесто! Всё тесто сквасилось и стало подниматься. Это тоже намёк на возрастание. Но в духовной жизни не бывает стояния на месте — мы или возрастаем, или отпадаем и грешим. И чем более мы отягощаемся грехом, тем более удаляемся от Бога, лишаемся благодати, тем более страдает душа человека.

 О сегодняшнем состоянии нашего Отечества очень хорошо и метко на IX Всемирном русском соборе сказал наш русский православный писатель Валентин Распутин: «Сегодня мы живём в оккупированной стране, в этом не может быть никакого сомнения. То, чего врагам нашего Отечества не удавалось добиться на полях сражений, — предательски содеялось под видом демократических реформ, которые вот уже 15 лет безпрерывно продолжают бомбить Россию. Разрушения и жертвы, как на войне. Запущенные поля и оставленные в спешке территории и техника, как при отступлении. Нищета и безпризорничество, бандитизм и произвол, как при чужеземцах. Что такое оккупация? Это устройство чужого порядка на занятой противником территории. Отвечает ли нынешнее положение России этому условию? Ещё как! Чужие способы управления и хозяйствования, вывоз национальных богатств и ресурсов. Коренное население — на положении людей третьего сорта. Чужая культура, чужое образование, чужие песни, чужие нравы, чужие законы, чужие праздники, чужие голоса в средствах массовой информации, которые можно наименовать средствами массовой лже-информации, чужая любовь, чужая архитектура городов и посёлков. Особенно эти вывески и рекламы. Нет ни одной страны, где бы на чужом языке было такое количество рекламных вывесок, как в России теперь. Всё теперь чужое, и если что позволяется своё — то в скудных нормах оккупационного режима».

 Да, мы видим, что нынче форма войны изменилась: раньше громыхали орудия, рвались бомбы — сейчас идёт информационная война, где враг работает на опережение. И одна из главнейших опасностей для России и Русской Православной Церкви сегодня — объединение всех под эгидой одной веры, Церкви, языка, экономического пространства и валюты…

Но вспомним уроки истории: чем добывалась победа в таких судьбоносных схватках, как поле Куликово, Бородинское сражение, или Курская дуга в Великой Отечественной войне? Самоотверженностью и единством русских людей. Поэтому на сегодняшний день для России важно обрести прежнюю крепость, единство и непобедимость. А возможно это только в единстве с Церковью, которая, по определению ап.Павла, есть тело Христово — мистический богочеловеческий организм. Единение всех во Христе через веру — нет более крепкого единства. Почему Господь и говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18).

 Далее, если личность человека будет церковная — она будет неодолима никакими вражьими искушениями. Если семья будет церковная — она будет иметь те же качества, как наша единая, святая, соборная и апостольская Церковь. То есть семья будет святой — в целомудренном укладе жизни, в православных традициях; будет апостольской — носительницей предания церковного, передающей веру от поколения к поколению, свидетельствующей подлинную жизнь, которая может быть только от Источника жизни, ибо «Духом Святым всякая душа живится».

 В дореволюционной России был триединый союз семьи, школы и Церкви. Почему именно эти три главных слагаемых важны в становлении личности человека? Человек устроен иерархически — тело, душа и дух. Значит, и воспитываться он должен иерархически. Тело должно быть подчинено душе, душа — духу, а дух человеческий — Богу. Христос — глава Церкви, мы составляем тело Церкви, которая есть душа мира. И как тело послушно душе — мы должны быть послушны Церкви, а Церковь — Христу.

 Каковы же достоинства верующего человека? Первое достоинство — быть христианином, затем семьянином (потому-то после богоподобности идёт заповедь о почитании родителей), на третьем месте стоит гражданин, затем идёт национальное самосознание и достоинство, профессионализм и, наконец, — разумно-совестливая здоровая личность. Также можно выделить шесть областей становления личности христианина, которое происходит в лоне Церкви, семьи и часть — на уровне школьного образования.

 Первая — богослужебно-литургическая область, или евхаристическая жизнь, т.е. когда человек участвует в евхаристии, в Литургии, именуемой «Пасхой суточного круга». Вторая область — семейно-родовая, здесь человек проходит этапы сыновства, супружества, отцовства или материнства. Третья — духовно-окормительная область, т.е. становление личности христианина под руководством духовного наставника, без которого человек не может и не должен проходить неизведанные дотоле трудности и пути. Ведь путь от земли на небо — путь спасения и обретения небесной жизни — человеку неведом. И там, где нет духовного руководства, начинается самочиние, своеволие, самоуправство. Затем идёт нравственно-эстетическая область жизни, или иначе — самосовершенствование через внутреннюю работу над собой: самоконтроль, самоанализ, самообличение, без которых невозможно обрести покаяние. И как результат такого труда над собой Господь посылает благодать, очищающую душу.

 Пятая область — вероучительно-мировоззренческая. Первое, что воспринимает ребёнок в семье, — атмосфера, в которой живёт семья, дух отношений, царящих в ней, её традиции. В наших домах царит либо благодатный, Божий Дух, либо дух страстный и греховный, который сродни демоническому. Замечали ли, что атмосфера в квартирах духовно инфицируется, если люди ругаются, враждуют? Поэтому надо периодически освящать своё жилище.

 До революции школа давала просвещающую, «знанческую» часть, но центральным предметом всегда был Закон Божий. Верующие педагоги все предметы — физику, химию, биологию, географию, историю, литературу преподавали так, что подтверждали их связь, а не противоречие с Законом Божиим. А на сего-дняшний день лишь около 12 регионов (Курск, Белгород, Смоленск, Новосибирск, Вологда…) участвуют в эксперименте по введению предмета Основ православной культуры (не Закона Божиего!), дозволенном Министерством образования РФ и согласованном с Московским Патриархатом. Но есть опасения: не был бы этот эксперимент допущен для того, чтобы раз и навсегда отвергнуть этот предмет. Ибо один из аргументов, выдвигаемых управленцами и представителями сферы образования, — мол, наша страна многонациональная и многоконфессиональная и потому, если мы даём уроки православным, то должны дать такие уроки мусульманам, буддистам, евреям… сектантам. Поэтому лучше никакой религии и культуре не давать ходу. Второй аргумент — светский характер образования.

Да, госорганы управления и образования хотят, чтобы школа была в их подчинении. Поэтому на неоднократные наши обращения в Комитет образования СПб мы получали культурные ответы, что Церковь не может курировать учебные программы и быть в числе комиссии по созданию учебных пособий, что у них есть свои специалисты. Это типичная борьба за сферу влияния. Но уверяю: эти препятствия преодолимы. Действуя в рамках закона, мы, как главные представители своих детей, как заказчики образовательного процесса, имеем право требовать введения вне сетки часов не только Основ православной культуры, но и Закона Божиего.

 Шестая областьобщинно-трудовая. В Церкви не должно быть праздных людей. Вот на сегодня в Петербурге учатся примерно 1,8 млн человек, а в воскресных школах из них учатся только 8,5 тыс. взрослых и детей. Мизерный процент. Поэтому Церковь берёт направление на миссионерство и катехизаторство. Миссионерство — это свидетельствование веры среди людей, которые крестились, приобщение их к церковной жизни. И с людьми, которые ещё не пришли к вере или попали в секты, Церковь должна работать как с потенциальной паствой. А помогать священникам должны миряне, имеющие светское высшее образование, закончившие воскресную школу, или епархиальные миссионерские курсы, или Свято-Иоанновские богословско-педагогические курсы, или Свято-Тихоновский университет. Нужны катехизаторы — специалисты, получившие богословское образование и навыки для проведения духовно-просветительской деятельности под руководством духовенства от лица Русской Православной Церкви.

Подводя итог всему вышесказанному, мы видим, что Церкви, семье и школе предстоит проделать огромную работу на пути обретения единства, во имя процветания нашего отечества.

Записала Ирина РУБЦОВА

следующая