Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Профессии

Я Б В ИЗОГРАФЫ ПОШЁЛ…

Уже несколько лет при Казанском кафедральном соборе работает детская иконописная школа «Святогорье». Нашему корреспонденту удалось побывать на встрече её руководителя — известного православного иконописца Р.М.Гирвеля — с родителями его учеников. Ростислав Мартынович рассказал:

 — Школа возникла ещё в 1969 году при Дворце пионеров. Мы занимались тогда лепкой, керамикой и лаковой живописью. Но когда началась перестройка, я решил, что пора переводить детей на территорию православного храма. Возможность такая представилась совсем недавно. А два года назад мы организовали ещё и Научно-исследовательский институт православной иконологии (Набережная ул., 48, 4-й корпус Герценовского университета).

 Обучение в школе проходит по моей личной методике, которая рассчитана на пять лет. Дети принимаются с 4-летнего возраста. Чем мы отличаемся от других школ? Тем, что там дети, как правило, сначала долго-долго изучают школу, а затем уже начинают творить. Мы поступаем наоборот — сразу пишем образ, и в ходе этой работы обучаемся рисовке, живописи, цветоведению, основам канона и ремесла церковного. По прошествии пяти лет обучения наши воспитанники могут писать иконы. В школу даже поступают заказы на рос-пись храмов и написание икон. К такой работе я привлекаю учеников. Две мои ученицы уже расписали барабан и купол храма свв.Константина и Елены в п.Ленинском близ Репина, который освятил Патриарх Алексий II. Нами же написан иконостас для храма целителя Пантелеимона в п.Ганино.

 Разговор поддерживает настоятель храма свв.Константина и Елены о.Константин Пархоменко: — Кто был в Казанском соборе, наверное, обращал внимание на икону Божией Матери «Неупиваемая чаша» — это работа Ростислава Мартыновича. А когда открывается малый алтарь, видна огромная трёхметровая икона Божьей Матери «Нерушимая стено» (стена), на которой изображена Богородица с поднятыми в молитвенной позе руками. Эти иконы я видел и молился перед ними, ещё будучи диаконом.

 Вспоминается и такой случай. Несколько лет назад Ростислав Мартынович написал для нашего собора икону св.блж.Ксении Петербургской. Икона выполнена неяркими, тихими, если можно так выразиться, красками, но потрясает духовной передачей черт святой. Образ установили напротив хористов. И вот спустя какое-то время они (а не всегда это по-настоящему верующие люди) обратились ко мне: «Батюшка, а икону Ксении когда-нибудь уберут с этого места?» Я удивился: «А чем вас Ксения Блаженная-то смущает?» Те в ответ: «Мы не можем в перерывах между молитвами сидеть и болтать в её присутствии. Стыдно как-то…»

 Ростислав Мартынович возрождает направление византийской иконы, которое, к сожалению, у многих сегодня не вызывает почтения: в последнее столетие у нас возобладал тип иконы, наиболее доступный для ума человеческого, — примитивные живописные иконы. Но это не иконы — это благочестивая, прекрасная, но живопись. Вы спросите: можно ли спастись, молясь перед живописными иконами? Конечно, можно. Св.прав.Иоанн Кронштадтский тому пример: он всю жизнь прослужил в храме, где все иконы были написаны таким стилем… Но всё-таки наиболее глубоко и полно выражает нашу веру и отношение к первообразу византийская икона, за которой стоят столетия напряжённой духовной мысли.

 В православной, по канонам написанной византийской иконе каждый жест святого, каждая краска, брошенная мастером-изографом, несёт информацию. Даже блики, даже свет — всё имеет своё значение. Помню, года четыре назад моя дочка Ульяна писала икону св.Георгия Победоносца. Я пришёл с ней на урок, и мы стали закрашивать змея зелёным, а св.Георгия окружили сиянием. Ростислав Мартынович подошёл, посмотрел и вдруг говорит: «Блики света должны падать и на змея. Ведь сияние святого — а он весь напитан Божественным светом — распространяется вокруг, и даже на змея должны падать его отблески. Так же, как свет, идущий от праведника, падает на грешника». Потом он подумал и обратился уже ко всем: «Дети, нарисуйте глаза св.Георгия так, чтобы было ясно, что он не только смотрит на змея, весь поглощённый заботой, как бы его пронзить, — святой смотрит на Бога. Чтобы каждый молящийся перед этой иконой понял, что змея пронзает не просто святой, но сила Божия, проходящая сквозь него».

 Вот как учит Ростислав Мартынович. И спустя десятилетия его ученики превратятся в прекрасных иконописцев, обученных в соответствии с самой высокой византийской традицией иконографии.

 В советском искусствоведении была распространённая точка зрения, что если обучать детей иконописи на примерах иконы, в рамках канона, то этим перекрывается свобода творчества, полёт мысли, — вступает в разговор мама одного из учеников Анастасия Гетманова. — И, вырастая, эти живописцы уже не смогут свободно творить, а будут только копировать чужие изводы. Но, наблюдая за тем, как рисует мой шестилетний ребёнок, я вижу совершенно иное. Да, он учится рисовать в рамках иконографического канона. Однако несмотря на то, что все образы св.Георгия Победоносца написаны с одного извода новгородского XV века, сын, работая внутри канона, имеет полную свободу творчества. Но если отдать ребенка в светскую художественную студию, его научат рисовать зайчика или лошадку определённым способом. И ребёнок зачастую только так и сможет их рисовать. А дитя, учащееся писать по канону, сохраняет полную свободу в рисовании и лошадок, и зайчиков, и белочек. Канон не сковывает, а наоборот, даёт ту свободу, которую светская живопись часто отнимает.

— Вячеслав Мартынович, а взрослые занимаются в вашей школе?

— Конечно. Но только те, кто имеет художественное образование… чтобы умели уже рисовать голову. Дело в том, что я разработал методику обучения детей начиная с самых азов. У взрослых на это нет времени. Но батюшки прослышали, что под моим руководством художники могут написать иконы для их храмов, вот и посылают, благословив. Как им отказать? Всех принимаем.

Адрес: СПб, Казанский собор (наверху, над алтарём). Занятия по средам и пятницам.

Записала Дарья НИКОЛИНА

предыдущая    следующая