Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

НАСЛЕДНИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

В погоне за «крутизной»

Разговор по душам. Справа — Н.И.Пономарёва«Уважаемая редакция! Читая вашу газету, я вижу, что она действительно нужна православным людям. Но рассказик о Школе народного искусства Императрицы Александры Феодоровны вынуждает высказаться начистоту. Дело в том, что дореволюционная Школа народного искусства была школой для девушек, отовсюду приезжавших в Петербург обучаться народным ремёслам, получать духовное образование. Затем они возвращались в свои губернии, организовывали школы и мастерские. Нынешняя же школа — хорошая православная школа для мальчиков и девочек, но привязывать к ней имя святой Императрицы, на мой взгляд, нельзя. После дореволюционной школы остались документы, отчёты, ценные экспонаты — берите, черпайте, перенимайте опыт… Но как можно дерзать на преемственность того, что уже не вернёшь? Если мы любим и чтим св.Императрицу — надо молиться ей, строить церкви, а не использовать её имя для выгоды, пусть даже не личной. Погоня за «крутизной» — это не по-православному. Ну, добьётся директор Н.И.Пономарёва переезда её школы в прежнее здание на кан.Грибоедова… и что? нынешняя школа чудом станет школой с прежними традициями и программой обучения? Нет, никогда не взойдёт она на те высоты, на которых была школа, созданная Императрицей. Будет просто православная школа в историческом центре. Это, конечно, круто, но это будет обман. Или будет несправедливость, если из школы погонят мальчишек, ведь дореволюционная школа была женской — в этом её главная идея, и её нельзя извращать. Т.В.Головкина, СПб».

На письмо уважаемой читательницы отвечает директор Школы народного искусства Императрицы Александры Феодоровны доктор педагогических наук Наталья Ивановна ПОНОМАРЁВА.

 — Мы не собираемся выгонять наших дорогих мальчишек. Главная идея Императрицы Александры Феодоровны была не в том, что школа должна быть непременно женской. Важнейшей задачей было, как писал русский философ Иван Ильин, «воспитание национального духовного характера в наших детях». Это значит, что ребёнок должен иметь крепкую веру, хорошее образование, быть трудолюбивым. Именно это мы даём и прививаем нашим ученикам, в этом наша преемственность со старой школой. Оставленная нам в наследство модель школы — уникальное начинание, рассчитанное на XXXXI века, она способна возродить то, что было прервано, искорёжено в послереволюционные годы, она дееспособна и выполняет роль воспитания ребёнка в гармонии в этом негармоничном мире.

Вот и школа, в школе храм — есть где помолиться нам

Урок церковного пения24 октября 1995 года мы получили от митрополита Иоанна (Снычёва) архиерейское благословение на создание школьной церковной общины… за девять дней до кончины Владыки. В 1997 году ректор СПб ДАиС архиепископ Константин посетил школу и спросил о нашей заветной мечте. «Освящение нашего храма и литургия, отслуженная вами», — был наш нескромный ответ-просьба. Владыка согласился. К встрече архиерея школа готовилась по-настоящему — было всё вымыто и выкрашено. Но ступени лестницы, по которым архиепископ должен был подняться в храм, не высохли! К счастью, накануне мы купили рулон рядна (льняная ткань), его-то и расстелили на лестнице. Владыка оценил: «Вот это по-русски…»

 А днём рождения нашего Покровского храма стало 12 января 1999 года, когда последовал указ митрополита Владимира об открытии нашей домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Теперь храм — сердце нашей школы, вся школьная жизнь подчинена его биению.

 Есть у нас и свои святыни. Настоятель Святогорского монастыря архимандрит Кенсорин подарил нам икону св.прав.Иоанна Кронштадтского с частицей его рукавицы. Икона находится в алтаре школьного храма. Памятны приходы царских икон. Так, мироточивая икона государя Николая II посетила школу в 2002 году, после крестного хода с нею вокруг исторического здания на канале Грибоедова. Икона «Ангел милосердия» (образ св.Императрицы с ранеными воинами Первой мировой войны) — дар с Урала. С этой иконой сёстры одной православной обители совершили 200-километровый ход на Ганину яму. А икона св.Императрицы Александры была написана в нашей школьной иконописной мастерской на Пасху 2000 года, в год прославления царственных мучеников.

 Теперь на праздничных службах наш храм уже с трудом вмещает всех — учителей, учащихся и выпускников. А пятиклассник Николай Басов написал маленькое стихотворение: «Есть у нас всего два дома — для души и для земного. Вот такие есть два дома».          

 Часто можно наблюдать такую картину: звонок в дверь школы, на пороге бывшая наша ученица. «Ты к кому?» — «В храм, помолиться…» Всё правильно: храм создавался для детей, даже алтарные врата сделаны низкие, чтобы дети видели, что происходит в алтаре во время Литургии. Нужен ли храм детям? А вот послушайте, что говорит об этом семиклассница Полина Латышева: «До сих пор вспоминаю себя — маленькую девочку, которая стояла в полумраке маленького школьного храма. Всё казалось тогда таким загадочным! Я стояла и не отводила взгляда от свечки, старалась не сильно дышать, чтобы не сбить пламя… С той далёкой службы прошло много времени, но сколько бы времени ни прошло, сколько бы зим ни минуло — я никогда не забуду родной школьный храм».

 В храме многое сделано детьми. Расскажу удивительную историю. Храм исторической школы закладывался в день памяти Трёх Святителей. Обычно храмы имеют иконы святых, в день памяти которых начиналось строительство. Но в своё время эта икона не была написана. И вот только спустя 90 лет храм получил наконец икону Трёх Святителей — её написал наш ученик Ваня Горшков.

Русские ремёсла против сувенирщины

 — Наши дети постигают Россию-матушку умом и сердцем, и в этом тоже наша преемственность с исторической школой. Есть только одна отличка. До революции одарённых детей земства из 29 губерний посылали учиться в Школу искусств Петербурга, а мы, наоборот, возим учеников по деревням и весям. Лето — время исторических, этнографических и земледельческих экспедиций. Ведь чтобы городские дети почувствовали глубинную связь с родной землёй, чтобы поняли, что такое деревня, чем она сильна, чем болеет и как ей можно помочь, — они должны её видеть, встречаться с жителями, знакомиться с исконно русскими ремёслами и промыслами. Мы уже побывали более чем в 20 регионах России.

— Не раз слышала, что деревни русские вымирают, люди спиваются, народные промыслы приходят в упадок, забываются. Что же вы там смотрите, чему учитесь?

— Прошлым летом мы побывали в деревне Полхов-Майдан на 800 дворов. Там жив промысел деревянных изделий — шкатулки, короба, матрёшки, — возникший ещё при Екатерине. В каждом доме — токарные станки, а возле домов навалены шатры из липы — из неё вытачиваются фигурки. Женщины, как встарь, называют мужей любовно «мой токарь», а мужчины жён — «моя красильщица». И как вы думаете, отреагировали наши дети на всё увиденное? Правильно, попросили кисточки и сели рядом рисовать. Народные искусства формируют в детях неповрежденное патриотическое чувство, потому что в русских ремёслах есть всё — и красота, и удаль, и размах, и нетварный свет, и пасхальный рассвет…

Правда, мастерицы сетуют: «У нас всю продукцию забирают на ярмарки и просят аляповатых расцветок. Мы стали забывать, как пишется заря, зверушки, лес… По старинке древнерусскую красоту пишем только для души да по особым заказам». Увы, в нашей стране вовсю действует программа Сороса, направленная на «разрыхление корней» и уничтожение золотого национального фонда России, а промыслы и ремёсла превращаются в сувенирщину.

 — Что же делать, чтобы возродить и сохранить самобытную русскость старинных ремёсел и промыслов?

 — Нужна госпрограмма по охране народных промыслов и подготовке специалистов, чтобы не зависели они от коммерческого рынка.

Что ни рукомесло, то и промысел

 — Теперь расскажу о преемственности нашей школы с той, исторической, в отношении мастерских и воспитания трудом.

 Наши дети занимаются углублённым изучением народных ремёсел. Мальчики плотничают, занимаются резьбой по дереву, росписью.  Девочки осваивают вышивку, ткачество, народный костюм… Сейчас они вышивают панно, на котором запечатлено, как в Царском Селе императрица благословила председателя комитета Женского патриотического общества, основавшего школу, Варвару Бельгардт иконой Покрова Божией Матери. Икона была подарена школе, а школьный храм освящён во имя Покрова Богородицы. При школе есть музыкальная и художественная школы, фольклорный ансамбль.

Преподаётся у нас также земледелие и землепользование. А появился этот урок в расписании так. 10 лет назад Князь-Владимирский собор подарил школе имение в с.Воскресенском, у слияния рек Кусиги и Сяси, в 50 км от Тихвина. Это 500-метровый барский дом, построенный в 1917 году, с храмом Воскресения Христова, парком и ещё 0,5 гектара пахотной земли. Дети тогда же срифмовали: «Воскресенское село — ты от Бога нам дано».

Наши воспитанники освоили азы огородничества и садоводства, вскоре будут постигать уроки животноводства. Усадьба — деревенская школа труда, созданная по принципу сельской школы С.А.Рачинского в Татеве. Наши дети и работают, и отдыхают на приволье, ведь мы, горожане, давно уже позабыли на вкус воздух русских полей. Кроме того, если наступят трудные времена, навыки крестьянского труда пригодятся, земля прокормит.

— Никто из мальчишек не выражал желания пройтись по высокой траве с косой или плугом поработать? Чтобы почувствовать в руках силу прадедов-хлеборобов, вдохнуть духмяный запах родной земли… Знаете, как в стихотворении А.Логунова:

Как соскучился я

По простой

по крестьянской работе!

Взять бы в руки топор

И дрова упоенно рубить,

 Иль с косою пройтись

 По осоке на старом болоте,

 А потом молока

 Из махотки холодной попить.

 — Мы вспахали кусочек земли, правда, трактором… Но будем осваивать старые формы щадящего землепользования. Что может быть лучше — самим землицу вспахать, засеять, убрать урожай и пирогов поесть… А то, что сейчас повсеместно закрываются сельские школы, будто бы за недостатком учащихся, — большая беда для России и тяжёлый удар по деревням. Вот в Карелии закрываются школы, где было до 70 учеников. 70 учеников — разве это мало для сельской школы? Кому нужна эта программа разрушения?

 Сравните: в дореволюционной сельской школе обучение любого количества детей велось силами двух-трёх учителей, владеющих несколькими предметами. С.Рачинский вообще был единственным преподавателем в своей сельской школе, но каким! Надо возрождать этот опыт и закреплять семьи в сёлах и деревнях, а не рассеивать… Россия родом из деревни, а если мы разрушим деревню до основанья, то затем вряд ли сможем построить свой новый мир, а если и построим — будет он уродлив и нежизнеспособен…

Слава Богу, наши воспитанники не понаслышке знают о жизни и труде в деревне, любят её. Ведь только ощущая связь с русской землёй, историей и народом, дети, повзрослев, смогут почувствовать себя хозяевами страны, и у них появится воля брать на себя ответственность за будущее России, по слову поэта А.Твардовского: «Я жил, я был — за всё на свете я отвечаю головой».

 В ноябре 2007 года замечательная Школа народного исскуства Императрицы Александры Феодоровны отпраздновала 96-летие со дня основания и 15-летие своего возрождения. Поздравляем!

 Адрес: 190121, СПб, Витебская ул., 6. Тел.(812)714-09-38.

 Ирина РУБЦОВА

следующая