Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

В.А.Тропинин. ПряхаРоссия крестьянская много веков была одета в овчину и холст. Камка, рытый бархат, китайский шёлк и англицкое сукно мужику требовалось редко или совсем не требовалось. Тем не менее мужику до самых последних времён внушали, как неприлично он выглядит в овчинной шубе или в тулупе — в этих самых тёплых, лёгких, долговечных, дешёвых и удобных одеждах. Но оставим овчину, вернёмся к холсту. Если вся многомиллионная Русь ходила в холщовой одежде, то сколько же перепряла куделей поющая пушкинская девица? Помните? «В избушке, распевая, дева/ Прядет, и, зимних друг ночей,/ Трещит лучина перед ней». Впрочем, дело тут не только в количестве. Красивая, тщательная обработка льна позволяла носить нижнюю одежду практически всю жизнь, даже передавая по наследству. Верхнюю носили много лет. Холщовые изделия — полотенца, платы, скатерти — тоже служили нескольким поколениям. Лишь рукавиц ненадолго хватало хорошим работникам.

Прясть принято было только в свободное время. Не случайно о девичьих и женских достоинствах судили по пряже. Чтобы выйти из лентяек, необходимо было к концу Филиппова поста напрясть не менее сорока пасм. За один вечер можно было напрясть одно пасмо. Но хорошая пряха пряла и по два. В скупых и слишком суровых семьях был обычай: ходили прясть к соседям вообще в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь и будешь стремиться сделать не меньше других. Так ведь нет худа без добра! Суровость обычая неожиданно оборачивалась другим концом: долгие супрядки сами собой превращались в беседы, весёлые и скоротечные. Собравшись вместе, девицы пряли и пели, на ходу выдумывая частушки, рассказывали сказки и пересмешничали.

Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Нитка особой петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой всё дальше и дальше вправо и слегка назад. Пряхе требовалось достаточно много места на лавке. Вытянув нить, пряха сматывала её сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. Некоторые пряхи, прерывая пение, поминутно плевали для крепости на скручиваемую нить. Плохой, с кострикой, лён трещал во время пряжи. Нить выходила толстой, и простень наматывался быстро, вызывая в пряхе самоиронию. Хороший же лён прялся с характерным шелестом. Пряха выпрядала его из кудели равномерно и могла быстро переместить нитку на другой край ровной кудельной «бороды».

Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках сводили на нет утомление во время пряжи и суровую её обязательность.

Василий БЕЛОВ

предыдущая    следующая