Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ

А.Б.РогозянскийО демографии, последнем Послании Президента и трудностях многодетной семьи мы беседуем с православным писателем, автором книг по семейной педагогике и психологии А.Б.Рогозянским.

— Андрей Брониславович, в современной прессе часто встречаются утверждения: «Из числа нынешних 16-летних юношей при сохранении в России современного положения до пенсионного возраста доживут чуть более половины». «Из-за сверхсмертности мужчин в средних возрастах многие россиянки обречены на 13-15 лет вдовства». Что такое «сверхсмертность»? Каковы ее причины?

— Специалисты в качестве основной называют «дистресс» — хроническое нахождение психики на грани надрыва. Приходит на ум историческая аналогия: завоеванные европейцами ацтеки и инки, государства и культура которых показывали пример могущества и развитости. За короткое время индейцы стали не просто побежденными. Молодые и старики просто ложились при дороге наземь и умирали без пищи и всякого интереса к окружающему. Известный западный историк А. Баумгартен пишет: «Реакция (порабощенных народов) варьировалась от алкоголизма до хронической депрессии, массовых детоубийств и самоубийств… Даже если болезни, голод, каторжный труд и убийства не доводили коренное население до полного уничтожения, к этому рано и поздно приводила низкая рождаемость и детская смертность».

—  Русская Православная Церковь в лице священноначалия, отдельных пастырей, педагогов, врачей множество раз подчеркивала духовную природу отрицательных демографических тенденций. Взять хотя бы материалы прошедшего в октябре 2004 года в Москве церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России». Тогда о демографии публично и остро заговорили впервые: «(кризисная) ситуация обусловлена не столько экономическими, но, прежде всего, духовными причинами, связанными с отходом от идеалов святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной, ценности человеческой жизни». А в масштабах всего общества насколько могла бы помочь христианская проповедь семейного идеала?

— Выход здесь должен быть духовным, культурным, мировоззренческим. Это вопрос о лице общества, двух противоположных стилях и направлениях жизни: с детьми и без детей или помимо детей. Современности больше нравится второе. Президент В.Путин в Послании поминает невозможность решения проблемы рождаемости «без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям», без восстановления «наших старинных ценностей бережного отношения к семье, к родному очагу». Но телевидение, масс-культура, реклама… А ведь общество с высокой рождаемостью — это нечто иное, чем нынешние либеральные стандарты. Проще добавить денег и не влезать в частности. Вряд ли на почве демографии позиции Церкви и государства существенно сблизятся.

— Диакон Андрей Кураев считает, что ситуация со временем может измениться в пользу православных просто потому, что у них больше детей. Цитата: «споры между атеистами и верующими скоро отойдут в прошлое в связи с тем, что атеисты просто вымрут».

— Нельзя сказать, чтобы вопрос относительно православного сообщества был окончательно решен. Каждый может сосчитать, сколько в его храме и в его окружении многодетных семей. Единицы. Да, имеется положительный опыт в отдельных приходах, в прессе случаются публикации о многодетных семьях. И все-таки двое детей наиболее частое явление, трое — исключение из правил, четверо и больше — что-то уже из ряда вон выходящее. Так что до решения проблем демографии, восстановления традиций многодетной семьи нам далеко.

— Хотелось бы поподробней разобраться в причинах: что мешает? Какие еще резервы, методы убеждения не использованы?

— Более уверенно многодетные семьи ощущают себя там, где есть большая прослойка православных, молодёжи, общения, разнообразных форм взаимопомощи. Я знаю примеры, когда по благословению настоятеля и духовника обезпеченные прихожане дарили многодетным семьям москвичей замечательные, просторные квартиры. Сложней в Петербурге или тем паче в глубинке. Посещая храм, православные родители в остальном вынуждены проводить жизнь в нецерковной или малоцерковной среде, подстраиваясь под общие правила. Острее стоит денежный вопрос. Тут надежда только на свои силы. Помощи со стороны, даже в уходе за детьми, в домашней работе, ожидать не приходится. Я не думаю, что у нас неиспользованными остаются какие-то резервы интеллектуального убеждения. Большинство православных семей хотели бы рожать, но одно дело воспринимать словесные увещания и желать умом возрождения семейных ценностей, а другое — реальная жизнь, которая устроена сплошь против рождения детей, против многодетности.

— В чем именно появляется «против»? Почему то, что легко давалось нашим прадедам, оказывается таким трудным для нас?

— Удавалось не только нашим прабабушкам и прадедушкам, и сейчас удается. Многодетны семьи индийцев, китайцев, арабов. В нынешней российской ситуации высока рождаемость у кавказских народов, переселенцев из южных, бывших советских республик.

— Да, и в связи с этим раздаются голоса, оппонирующие Президентской программе в части материального стимулирования. Резонно: основные средства просто утекут на Кавказ, к цыганским, азербайджанским семьям, в которых детей и без того много…

— Пример из нашего недавнего опыта. В 1950–60-е годы десятки миллионов людей в СССР перебирались из деревень в города. До сих пор они жили в многодетных семьях, имели привычку к труду, перенесению трудностей и отнюдь не были эгоистичны. Но, оказавшись в индустриальных условиях и создав свои семьи, они стали жить по-другому: родили одного-двух детей и ограничились этим. Почему? Потому что специфика становления ребенка и воспитания меняется: городская жизнь, работа, отделённая от дома, профессии, требующие квалификации, знаний… Как общество вступило после войны в промышленную, научно-техническую фазу, так молниеносно пресеклись традиции многодетной семьи. И не только в городах, но и на селе, которое стало подражать городу.

— Но существуют этнические диаспоры, живущие в таких же условиях. Как им удается поддерживать высокий уровень рождаемости?

— Современность не зря приходит к модели семьи с одним-двумя детьми. Дело не только в гедонизме и нежелании приносить жертвы. Нынешнее воспитание — штучный процесс. Взять образование: два десятка лет, начиная с детского сада, ребенок переходит из одного учебного заведения в другое! Тут уж дело не в одной семье, но и в том, как сумеют научить в школе и вузе. Часто молодые не у дел и вынуждены изобретать себе «молодежную жизнь».

А у детей здешних чеченцев и азербайджанцев нет «переходного возраста» и «молодежных течений», потому как не существует самостоятельного выбора. В городе диаспоры живут, как на природе, черпая от изобилия окружающего мира и ни за что не отвечая. Взросление сводится к одному: с какого-то возраста начать зарабатывать и становиться таким же оборотистым, как отец. Девочки сидят дома, возятся с младшими и ожидают, когда родители подберут им жениха. Вся жизнь регламентирована обычаем.

— Многодетная православная семья и современность несовместимы?  

— Жить многодетными семьями возможно и желательно. В принципе, все здесь зависит от нас самих. Это дар Божий и воля людей. Но многодетная семья строится вопреки обстоятельствам. В каждом случае это результат поиска, труда, буквального отвоевывания для себя у окружающего мира права на рождение и воспитание новых детей. Не надо романтизировать многодетность, ибо есть монотонное течение дней, детские ссоры, болезни, недостаток жилплощади, скудость средств, необходимость следить за успеваемостью одновременно трех-четырех-пяти школьников, регулярное посещение кем-то из детей бассейна или кружка, превращается в проблему… Отсюда идея: все проблемы — от малодетности; надо родить много детей, и тогда семья сама собой приобретет православную форму. Но это — утопия. Возможно, и вправду, «с пятым становится легче». Но ведь и к этому нужно еще суметь прийти, не доведя семейство до крайностей.

— На чём спотыкаются православные пары, которые рождают одного-двух детей и решают «повременить» с третьим?

— Происходят серьезные сдвиги во внутреннем мире, душевном строе. Наши прадедушки и прабабушки, для которых пятеро — это еще казалось немного, были другими людьми. Человек прошлого работал в охотку и мог без скуки и раздражения просидеть зиму, глядя на заснеженные просторы. Его не мучил постоянный выбор лучших условий. Мы по сравнению с ним — невротики, люди, которым нормой кажется пресловутый «досуг». Все остальное дается с огромным усилием, «через не хочу».

— Какие решения могли бы помочь сгладить противоречия, способствовать выживанию многодетной семьи в современности?

— Идеальное решение — отложить стремление к отдыху, комфорту, жалению себя лет на 25-30. Или ежедневно напоминать себе о необходимости заслуживать чем-то оправдание и благоволение в Божиих очах. Ибо если семья не приводит в движение веру и совесть, то что заставит жить неэгоистическим порядком? «Семья — малая Церковь», но этого ещё нужно суметь достичь.

Не нужно принимать заведомо противоречивые, несообразные решения, которые будут разрывать на части жизнь дома. Многодетная семья ведь может быть и неблагополучной. Например, рождаются дети, а у супруга — любимая работа, о которой по-прежнему главные думы. Или изо всех сил пробуем держать марку материального достатка, чтобы «не плодить нищету»! Ну и что же, отец семье требуется или его заработок? То же самое с образованием детей, которое и над малодетной семьей висит, как дамоклов меч. Очевидно, что многодетность определяет всю жизнь. Многодетной семье нужно иметь разумные желания, форму, щадящую внутренний уклад и взаимоотношения, не соединяющую несоединимого. Например, работа родителей на дому, семейное предприятие, в деятельность которого могут постепенно включаться дети. Многодетным семьям ни к чему соревноваться с бездетными, молодыми людьми, живущими вне брака или с одним ребёнком.

— Что бы вы хотели напоследок сказать читателю?

— Многодетная семья стоит того, чтоб для нее жить и за нее бороться. Когда видишь хорошие многодетные семьи, которые сумели прийти к своему органичному образу, — видишь полноту и многогранность их бытия. Отними одного или двух маленьких обитателей дома — и окажется, что картина сразу поблекнет, станет неполной. Этих душ нам уже не хватает. Семья малодетная есть именно такое усеченное, недораскрытое явление. В ней попросту «не встретились», «не узнали» каких-то еще родственных душ, и только поэтому по ним не скучают. Ну и, конечно, только в многодетном семействе и может сложиться нормальная, полноценная домашняя жизнь, которая делает семью главной реальностью, например, по сравнению со школой, подростковой средой или общественным фоном. То, что в семье с одним-двумя детьми представляет постоянную муку — как вернуть вечером сына со двора, как оттащить его от телевизора или уговорить дочь не ходить на дискотеку в вызывающем наряде – здесь происходит само собой. Родить четвертого, пятого или седьмого – это уже не отвага, но вопрос продолжения в доме найденного сбалансированного направления жизни. Но главное – впереди, когда через десятки лет, прожитых в труде и самопреодолении, супруги с полным правом скажут друг другу: «Слава Богу за все. Как здорово, что мы сообща это осилили!»

Вопросы задавал Александр Раков, специально для газеты «Чадушки»

следующая