Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

МОЖЕТ ЛИ ЕЩЕ МОЛИТЬСЯ СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Считает ли человек, что он молится или что условия современности отняли у него эту способность, - человек молится. Мы забываем, что молитва вырывается из сердца, что всякий крик нашего существа есть молитва. Мы не осознаем, что молимся все время и настойчиво. И очень важно осознать, что предмет нашей молитвы и тот, к кому обращена эта молитва, - не всегда Бог.

Когда мы обращаемся к Богу за помощью и одновременно всем существом желаем, чтобы эта помощь не пришла, чтобы путь искушения не закрылся перед нами, когда, подобно блаженному Августину, мы говорим: "Даруй мне целомудрие, но только еще не сейчас", когда устами мы просим помощи Божией, а сердцем остаемся ему чуждыми, когда мы желаем добра и вместе с тем всем существом надеемся, что успеем творить добро когда-нибудь позднее, - все это свидетельствует не только о нашей внутренней разделенности, все это молитва, которая не только не обращена к Богу, но обращена к князю мира сего и взывает: "Приди мне на помощь, поддержи меня на пути зла". Я думаю, что очень часто мы могли бы обращаться к Богу со словами "Господи, прости!" гораздо более откровенно и честно, если бы сознавали, как часто мы обращаемся к врагу и просим его помощи. Я хотел бы дать вам пример из жизни, в котором есть, может быть, забавная сторона, но и трагичная одновременно.

На протяжении лет пятнадцати я занимался одним бродягой, который то поселялся у меня, то уходил на все четыре стороны, то появлялся и говорил, что у него нет работы, а значит, и денег. Однажды ему взбрело в голову прийти на Пасху в православный храм, он пришел и вот что потом рассказывал: "Стою я в церкви и вижу, как вы выходите из алтаря лицом к толпе и, обращаясь к ней, произносите "Христос воскресе!" с воодушевлением, с убежденностью, которые меня изумили. Но тут я подумал: чего же удивляться, ему за это деньги платят. Но тут толпа отвечает: "Воистину воскресе!" И мне подумалось: кричат старики, молодежи нет. Но, оглядевшись, вижу, что вокруг стоят молодые люди, которые от всего сердца вдохновенно кричат: "Воистину воскресе!" Я почувствовал, что во мне что-то дрогнуло, - уж очень убедительна была эта молодежь. Но тут мне пришла мысль: если все это так, мне надо переменить жизнь! И тогда (продолжал он) я обернулся к диаволу и сказал: "Ты мне столько раз помогал без всякой моей просьбы, когда мне не нужна была твоя помощь, - теперь-то помоги, на помощь, на помощь!" И с искренним возмущением он закончил: "Негодник! Он и не подумал отозваться!"

Так вот, он попал в плен ко Христу, потому что диавол его предал. Он не знал, что диавол обманщик по природе, что, если чего-то хочешь, безполезно обращаться к диаволу. Но этот пример показывает резко, грубо состояние, которое все мы, каждый из нас можем обнаружить в себе. Это зов, обращение каких-то наших глубин к темным силам, потому что порой вопреки нашим убеждениям, стремлениям, воле голод и жажда нашего сердца и наших тел обращается к ним. Я настаиваю на этом, потому что на предлагается выбор - молиться или не молиться, нам предлагается выбор - молиться Богу или с рабской мольбой, с протянутой рукой, обратиться к князю мира сего в надежде на подачку, которая будет обманна, потому что он всегда обманывает.

Митрополит Антоний СУРОЖСКИЙ

предыдущая    следующая