Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Растет на грядке травка, зеленая-зеленая. Листики - как разрезанные, тоненькие и целым пучком из земли торчат. Подошел мальчик, посмотрел внимательно на листики, заглянул, как они из земли выходят, даже пальцем землю потрогал. Потом вдруг ухватился за травку - дерг! - и вытащил ее из земли с корнем. А корешок толстый, оранжевый, так и блестит на солнце. Догадался, что это за корешок? Да это же морковка! Вкусная, сочная, хрустящая… Сейчас мальчик, наверно, домой побежит, обмоет морковку и съест.
Нет, не уходит. На другой грядке травку разглядывает. И чего смотреть так долго? Сразу видно, что не морковка. Листья круглые, темные, шершавые. Вот ухватился он за листья, тащит. Что это у мальчика в руках? Опять корешок, только на морковку не похож: сам кругленький, красный, а кончик белый. Редиска! А мальчик уже к третьей грядке идет. Сейчас еще что-нибудь выдернет. Ну, так и есть, вытащил! Корешок круглый, на редиску похож, только большой и не красный, а желтый. Это репка.
А знаешь ли ты, что репа была основной пищей наших предков, до того, как в России при Петре I появился картофель, да и тогда картошка не была широко в ходу, усиленно выращивать ее стали лишь в середине XIX века. А репу хозяйки и варили, и парили, и жарили. Ели ее и сырую, и с маслом, и с квасом, и даже солили, как капусту. Применяли ее и как лечебное средство: от цинги, чиреев, кашля, ревматизма, болезней желудка. Кстати, в репе витамина С вдвое больше, чем в апельсинах, капусте, редьке, помидорах, малине и землянике. А на Востоке наша репка использовалась как главное противоядие от различных отравлений.
Меж тем мальчик набрал уже полные руки овощей и побежал домой, мыть их и есть. Ведь и морковку, и редиску, и репку прямо так, сырыми, есть можно.
А свеклу? Сырая свекла с виду красивая - большая, круглая, а на вкус она нехорошая, да еще и жесткая. Зато вареная свекла очень вкусная, и борщ из нее получается хороший. А знаешь, что еще из свеклы делают? Сахар. Только его делают не из красной свеклы, а из белой. Есть такая специальная свекла - сахарная. Она белая, очень сладкая и очень крупная. Каждый корень почти с твою голову. Из этих корней варят на сахарных заводах сахар.
Вот какие корешки бывают!
Есть старая сказка про корешки и вершки. Помнишь? "Подружился медведь с мужиком, и вздумали они вместе репу сеять. Мужик сказал: "Только, чур, мне корешки, а тебе, Мишка, вершки". Вот выросла славная репа. Мужик взял себе корешки, а Мишке отдал вершки-ботву. Поворчал Мишка, да делать нечего. На другой год говорит мужик медведю: "Давай опять вместе сеять!" - "Давай, - соглашается медведь, - только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки". - "Ладно! - говорит сговорчивый мужик. - Пусть будет по-твоему!" Посеяли они пшеницу. Добрая пшеница уродилась! Мужик получил вершки, а Мишка - невкусные корешки. С тех пор у них и дружба врозь". Вот как мужик медведя обманул! От репки взял себе вкусные корешки, а медведю отдал вершки - ни на что не годные листья. А от пшеницы дал медведю корешки, которые есть нельзя, а себе забрал вершки - колосья с зернами.
А ты знаешь еще какую-нибудь сказку про корешки? А про репку?
А хочешь узнать, что из зерен пшеницы и ржи делают? Тогда слушай…
Рожь очень похожа на пшеницу, а все-таки не совсем такая. Колос пшеницы потолще, а ржи - потоньше. Зерна пшеницы покруглей, а ржи - подлинней.
Рожь растет в поле, и осенью ее жнут, вымолачивают из колосьев зерна и мелют на мельнице. Только мука из ржи получается не такая белая, как из пшеницы. Из ржаной муки тоже делают тесто, но из него пекут не белые булочки, а сытный духовитый черный хлеб. Как вкусен ржаной хлеб с рассыпчатой картошечкой, с тягучим медком, с маслицем, просто с солью…
В деревне хлеб часто пекут дома, в обыкновенной печи, а в городе черный и белый хлеб выпекают на хлебозаводах, в электрических печах. Вынут хлеб из горячей печи - он мягкий, будто дышит. Скорей грузят его на машины и везут в булочные. А туда уже спешат люди. Всем нужен хлеб. Много хлеба, чтобы всех людей накормить.
И весь этот хлеб, и белый и черный, из зерен пшеницы и ржи сделан. А рожь и пшеница в поле выросли. Не сами выросли - их люди посеяли. Как? А вот как: не все зерна пшеницы и ржи на мельницу свезли и смололи, часть зерен - самые лучшие, самые крупные - оставили, чтобы посеять.
Вспахали люди землю большими, тяжелыми плугами. У каждого плуга несколько лопат - лемехов - землю вскапывают, а трактор не один такой плуг тащит, а несколько. Потом рыхлят землю бороной, как расческой причесывают. И вот уж пошла по полю сеялка - ровные бороздки проводит, зерно в них сыплет и землей прикрывает. Полил землю дождик. Зернышки в земле набухли и проросли: каждое зерно пустило в землю корешок, а наверх - зеленый росточек. Из ростков зеленая травка, а потом стебельки и на них - колосья. Много-много колосьев. Стоят колос к колосу так густо, что и земли между ними не видно, а в каждом колосе - зерна туго набиты.
Пройдет лето - созреют зерна. Колосья станут сухие, золотистые, а зерна - твердые. Тогда люди срежут-сожнут колосья машинами-жнейками и выбьют-вымолотят из колосьев зерна молотилками. А, может быть, вместо жнейки пустят в поле другую машину - комбайн, тогда и молотилки не нужно, потому что комбайн и за жнейку, и за молотилку работает. Он и колосья срезает, и зерна из них вымолачивает, и в грузовики насыпает. Крестьяне едва поспевают возить зерно на склады да на мельницы. На мельницах зерна смелют. Получится мука. Из муки будут делать тесто. Из теста - хлеб. Много хлеба! А часть зерен оставят, чтобы на следующий год вновь посеять.
Пшеница растет в поле: длинные тонкие стебли, а на них - колосья, и в каждом колосе - зерна. Осенью пшеницу срезают машинами - жнут. Другой машиной выбивают - вымолачивают из колосьев зерна. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают - мелют. Получается белая мука. Из муки делают тесто, а из теста - белый хлеб, булки, печенье, баранки, пряники… Вкусно! Только помнить надо, что "хлеб - всему голова", поэтому "хлеба к обеду в меру бери, хлеб - драгоценность, им не сори".
А как ты думаешь, из чего делают манную крупу? Тоже из пшеницы. Смелют зерна пшеницы не очень мелко, а крупинками, вот и готова манная крупа - можно кашу варить.
А черный хлеб из чего делают? Правильно, из ржи, потому он и называется ржаной.
Овсяная крупа делается из овса, манная - из пшеницы, а гречневая? Да из гречихи, которая тоже растет в поле. Вы, быть может, даже видели ее, только вам и в голову не пришло, что это растет гречневая крупа, потому что ее не так легко узнать.
Вот что случилось как-то с одним моим знакомым мальчиком Юрой. Приехал он в деревню и пошел гулять. Идет по дороге, кругом поля засеянные: вот овес, вот рожь, вот пшеница. И вдруг… что такое? Цветы! Целое поле цветов. Мелкие бледнорозовые цветочки. Много-много. Так много, что не видно ни зелени, ни земли. Будто все поле покрыто пушистым бело-розовым ковром. И запах такой сильный и приятный, что со всех сторон пчелы слетелись. Так и вьются над полем.
Прибежал Юра домой, рассказал про цветочное поле и зовет маму посмотреть. А маме некогда, говорит: "Завтра пойду". А завтра опять некогда. Так недели две она собиралась пойти поглядеть на эти цветы. Но наконец мама собралась, и пришли они в поле. Юра вперед побежал, очень хочется ему поскорее свои цветочки маме показать. Только что такое? Не видно цветочного поля. Все на месте: вот овес, вот рожь, вот пшеница, а цветов нет, и там, где они были, растет какая-то темная сухая трава. Подошел Юра ближе и видит: это и есть то самое чудесное поле, только все цветочки почему-то завяли, засохли и стали какие-то бурые. Огорчился Юра, подбежал к маме, рассказал ей все.
Мама сорвала один стебелек, посмотрела внимательно и говорит:
- Чего же ты, чудак, огорчаешься? Цветы отцвели и засохли, а вместо них гляди что на стебельках висит.
Посмотрел Юра и видит: там, где раньше были цветы, висят на тоненьких стебельках темные зернышки, коротенькие, толстые.
- Погляди получше. На что семена похожи? - допытывается мама.
Юра смотрел, смотрел да вдруг как закричит радостно:
- На гречневую крупу! Только почему они такие черные?
- Не черные, а бурые, - смеется мама. - Это у них такая кожица темная. Вот отвезут их на мельницу-крупорушку, там обдерут с них эту кожицу, и получится гречневая крупа. А я тебе из нее гречневую кашу сварю.
Что это такое? Да это же метелка овса. Зернышки в ней не рядком сидят, как в колосе ржи или пшеницы, а каждое на отдельном стебельке. И впрямь на сережки похоже.
Овес - самая лучшая еда для лошадей. Вот каких лошадей вырастили крестьяне. Они их в поле летом пасли, чистой водой поили и овса для них не жалели. От овса кони стали здоровые, крепкие, сильные…
Люди тоже едят овес, только не сырой, а овсяную кашу, овсяной кисель и овсяной суп. Их из овсяной крупы варят, которую делают из зерен овса: расплющивают специальной машиной зерна овса, и получается самая лучшая овсяная крупа - геркулес. А знаете, почему она так называется? Есть старая сказка про человека, которого звали Геркулес. Он был такой сильный, что любую работу мог один сделать и любого врага победить. Вот в честь него овсяную крупу геркулесом и назвали, потому что тот, кто ее ест, становится сильным и здоровым.
Вся деревня опустела,
Только радио поет.
Каждый занят главным делом:
Сев идет! Сев идет!
Мчусь и я за речку.
Вот и пашня наша.
Мы посеем гречку -
Уродится каша!
Посеем пшеницу -
Пирог уродится!
Алексей ЛОГУНОВ
А вот перед нами поле раскинулось. Да нет, не поле, болото какое-то, все водой залито, а из воды трава растет. Может быть, здесь клюквы видимо-невидимо? А вот и не угадали. Это рисовое поле, и трава не простая - то рис растет.
Рис любит, чтобы очень мокро было. Вот люди и роют канавки и по канавкам воду пускают. Зальют все поле водой и прямо в воду сеют зерна риса. Из зерен вырастает трава, на ней - колос метелкой, как у овса, в колосе - кристалики зерен: рис. Только зернышки риса в колосе не такие белые, как тот рис, который мама в магазине покупает и из которого потом плов и кашу варит. Они покрыты толстой темной кожицей. Зерна из колосьев вымолотят, от кожицы очистят, они станут белые - можно и кашу варить.
И стебли, на которых колос был, тоже, оказывается, нужны людям. Это - рисовая солома. Из нее плетут соломенные шляпы. Рисовая солома самая лучшая, прочная и гибкая, и из нее получаются хорошие шляпы. Из ржаной и пшеничной соломы тоже плетут шляпы, сумки, корзинки, только не такие красивые.
А знаешь, из чего делают ситец, сатин, байку?
Они из ниток сотканы, а нитки из растений сделаны, а из хлопчатника. Цветочки у него светложелтые и крупные. А главное, волокна у хлопчатника получаются не из стебля. Из чего же? А вот из чего. Когда цветы хлопчатника отцветут, на их месте остаются шарики - коробочки с семенами, которые укутаны белым пушком, как ватой. Этот пушок называется хлопок, из него и прядут нитки.
Вот дозреют семена, коробочки лопнут и раскроются, хлопок вылезет наружу. Забавно выглядят в это время кустики хлопчатника: будто их кто-то раскрасил комками ватного снега. Некий европейский путешественник впервые увидев хлопчатник, даже решил, что это на кустах растут маленькие белые барашки. И пошла гулять эта легенда по белу свету. Только все это выдумки.
Людям, выращивающим хлопок, не до выдумок, надо вовремя собрать его, иначе ветер растреплет, по полям вату разнесет, а вместе с ней и семечки. А где упадет семечко, новый куст хлопчатника вырастет… Люди вынимают хлопок из коробочек и очищают от семян, а потом прядут из хлопка нитки, а из них ткани, которые так и называются хлопчатобумажными. Иногда, прежде чем ткать, нитки красят и делают ткани уже из цветных ниток. А иногда делают ткань из белых ниток и потом раскрашивают ее разными узорами. А ученые-мичуринцы научились выращивать сорта хлопчатника, у которых хлопок в коробочках не белый, а цветной - зеленый, коричневый, розоватый. Ткани из такого хлопка никогда не полиняют. Ты не знаешь, кто такой Мичурин? О нем мы расскажем в следующем номере газеты.