Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПОЧЕМУ ХРИСТОС ПРИШЕЛ НЕ К НАМ

Бегу как-то на работу, из-за угла соседский мальчишка выруливает. Увидел, обрадовался. "Я вот все думаю, - начал он смущенно, - почему Иисус Христос не пришел к нам?" - "Куда это, к нам?" - не сразу поняла я. - "К русским, ну к славянам… - он заторопился досказать свою мысль. - Мы бы Его не распяли, а приняли, поверили, пошли за Ним. Ведь иудеи видели Его, говорили с Ним и большинство не поверило, а наши предки не видели, а создали ведь Святую Русь". Я понимала, что мальчишке нужен серьезный ответ - не отмашка - и пообещала задать этот вопрос самому лучшему батюшке. Вскоре такая возможность представилась. Отвечает настоятель храма прп.Серафима Саровского в Песочном, протоиерей Игорь ФИЛИН.

- Вот вопрос-то! Когда человек так говорит - он подразумевает, что Бог сделал ошибку, а мы лучше Его знаем, что нужно для спасения человечества. Пытаясь додумывать Евангелие, мы кощунствуем, ибо выдумываем новую религию, никакого отношения к христианству не имеющую. Надо Ему было прийти к нам, и все было бы хорошо, мы бы Его не распяли. Но если бы не было распятия и смерти - не было бы спасения человечества, не было бы у нас никакого Воскресения и жизни вечной. Как апостол говорит: "Если Христос не воскрес - вера наша тщетна, бедные мы люди".

Но Бог воплотился именно среди иудеев. Почему? А потому, что именно у них Он и сохранял представление о Едином Боге. Остальные народы были язычниками - везде было многобожие, понятия о Едином Боге не существовало. А принять Христа могли только те, кто знал, что Бог - Один. И Ветхий Завет в исторической своей части показывает, как Бог - не благоденствием, так огнем и мечом - удерживал иудеев в этом представлении, что Бог Один. Как только они скатывались в язычество - их начинали бить, завоевывать, в рабство брать… как только они возвращались к Единому Богу, - у них воцарялись покой и процветание.

Кстати, когда Христос пришел на землю, никаких славян в помине не было как народа, как общности. Все это возникло через тысячу лет после Рождества Христова. Тогда возникло первое русское государство, которое объединило славянские племена.

Но, как повествует церковное предание, апостол Андрей когда-то прошелся по Скифии, по землям, ставшими позднее славянскими, даже на Валааме побывал и говорил о Христе. Но где те христиане? Их не было. Хотя каких-то последователей он, возможно, и нашел. Но исторических и археологических подтверждений тому нет. Для нас это было открыто другим, мистическим образом.

А когда недавно у нас побывали мощи Андрея Первозванного, - многие пережили состояние, будто повторяется то, что уже было - вот опять он проходит среди язычников и атеистов, среди потерявших Бога людей, чтобы помочь нам вновь обратиться к Нему.

Кстати, сложность перевода Священного Писания, в том числе на славянский язык, заключалась в том, что в других языках отсутствовали многие слова и понятия, в том числе и понятие Единого Бога. Мы говорим "Господь", и в нашем уже современном понятии Господь - это Бог. Но раньше это слово означало - "господин", и славяне обращались со словом "господь" не только к Богу, но и к хозяину. Поэтому когда Фома говорит: "Ты Господь мой и Бог мой" - то есть "Ты господин мой и властитель, Ты мой Бог" - значит, он понял наконец, что перед ним - Бог. Когда мы крестимся, то говорим: "Верую Ему яко царю и Богу". Богу-то - да, а царю? Царь - властитель здесь, на земле, Бог - на небе. Современный человек разделяет эти понятия. А я верую и в то, и в другое, и здесь Он - царь, и там Он - Бог. И все это Христос.

Но когда мы начинаем гордо посматривать на другие народы… это не христианство. Человек должен любить свою Родину, свой народ единокровный, ибо тот, кто не любит свое Отечество, не может любить и Царствие Небесное, кто не почитает своего отца не способен любить и Бога. Так говорят св.отцы на основании своего духовного опыта. Но нельзя превозноситься над другими.

И еще надо помнить, что Евангелие обращено не к какому-то конкретному народу или народам, а - к личности. Ко мне, к тебе, к нему… Вне национальности, вне семейных, а тем более общественных и государственных отношений. К личности! Заповедь - к личности. И когда мы переносим заповедь на общество - мы ошибаемся, это неправомочно, ибо Христос нигде не говорит о том, как должно жить общество, Он говорит о том, как должна жить личность. Поэтому для христианина не важно, где, среди какого народа воплотился Бог. Важно, что Он соединил Себя с человеком, что пришел на землю, пострадал за всех нас и спас нас всех от рабства грехов и сатаны, даровав жизнь вечную.

Мы знаем, что в каждом человеке запечатлен образ Божий, и с этим образом Он вступил во взаимоотношения, к этому образу обращается. Он обращается не к евреям, не к славянам, не к грекам… Он обращается к каждому конкретному человеку.

Слава Богу, что Россия стала православным государством. Это, безспорно, говорит об определенном таланте русского народа, который хоть и не был просвещен многовековой историей, искусствами, науками (как Греция, Рим, Египет - древнейшие цивилизации), но он какой-то своей детской душой принял Бога. Вот как ребенок верит, так и русские люди поверили - искренне.

Даже если бы в те времена существовало славянское государство… но ведь были же и другие государства, верно? Так почему же Бог должен был прийти к нам, а не к другому народу? Разве мы самые лучшие? А если мы себя считаем достойными принять Христа, то мы должны тогда не отказывать в таком праве и другим народам. Поэтому я люблю свой народ, свое Отечество, я патриот, я ценю историю своего народа, преклоняюсь перед личностями героев, вождей нашего народа, ученых, полководцев, царей - всех, кто на своем месте делал свое дело хорошо, но это не значит, что я должен считать, что мы - пуп Земли.

И даже когда говорят, что Москва - третий Рим и другому не бывать… Это не есть повод для гордости. Это повод подумать о том, какой крест мы на себя берем! Ведь если мы говорим, что мы самые последовательные ученики Христа, то тогда мы должны идти на Голгофу, должны распинаться за всех, за все народы. И если мы посмотрим, то Россия действительно распинается за весь мир, мы распинаемся и распинаемся… Россия - на Голгофе. С одной стороны, мы сами в этом виноваты. С другой, если мы христиане, то что нам остается еще делать? Быть верными Христу.

Как мать распинается, страдает за своего ребенка: она верует, а он нет; она страдает, мучается, молится, а он - пропивает ее достояние, на наркотики спускает все; грозит тюрьма, а она молится за него. Она мать, а потому берет и несет этот крест.

И если уж мы действительно возвысились своим сознанием до того, чтобы понять, что мы есть народ-богоносец, то тогда надо сказать: мы будем распинаться за всех - американцев, иудеев, англичан, французов… Но тогда у нас будет и Воскресение.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая