Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

НЕ УЧИ БЕЗДЕЛЬЮ, А УЧИ РУКОДЕЛЬЮ

Зайдите в любую городскую квартиру - из чего видно, что вы находитесь в жилище русского человека? Везде одно и то же - стандартная мебель, однотипное убранство… Где подушечки-думочки, кружевные салфетки, скатерти вышитые, коврички и дорожки домотканые, ковшички и кухонные доски расписные?.. Говорят: "А… это мещанство, вчерашний день". Нет, - это уют, русская домовитость. Да, этой красоты уже не купить, но ведь можно сделать своими руками. Этому и обучают мальчиков и девочек в "Школе русской традиционной культуры" фольклорно-этнографического отдела Дома детского творчества "Современник", которому в сентябре исполнилось 10 лет. О своей работе рассказывают - руководитель отдела Вера Викторовна Кайдун, руководитель кружка ткачества Татьяна Сергеевна Галушкина, руководитель фольклорного ансамбля Татьяна Владимировна Ананченок и руководитель кружка лоскутного шитья Виктория Викторовна Минасян.

Дружно гребем мы во имя прекрасного против течения

В.Кайдун: Кроме фольклорно-этнографического отдела "Горница" у нас еще работает с 2000 года "Школа русской традиционной культуры". В течение пяти лет дети - а принимаем мы всех желающих с 6 до 18 лет - изучают историю, быт, искусство, духовную культуру русского народа. Узнают об истоках народного праздника, обрядовой трапезе, песнях, танцах, играх, а затем, собравшись вместе с родителями, ребята справляют русские праздники. А еще детей ждут кружки: музыкальный фольклор, кружевоплетение на коклюшках, золотое шитье, лоскутное шитье, плетение и ткачество, народное творчество. И большинство ребят во всех кружках позаниматься успевают, в каждом ремесле себя пробуют.

Корр: На Руси говорили: "То ремесло, что в дом принесло". В дальнейшем ваши ребята смогут этим ремеслом прокормить семью?

Т.Галушкина: - Мы стараемся разделить понятия - воспитание и деньги. Наша задача - приобщить мальчиков и девочек к нашей народной культуре. Ведь наше государство не дает развиваться русскому народному творчеству, поскольку смотрит на это как на нечто отжившее. Даже в местах бытования ремесла отмирают. Вспомнить те же знаменитые вологодские кружева… Промысел, которым кормились раньше целые семьи, глохнет.

Наши занятия - это кружки, не производство. А в дальнейшем… Если смогут ребята, достигнув определенного уровня мастерства, объединиться и что-то организовать, - оно и хорошо. Но ставить на поток, например, плетение кружев коклюшками - это же ужасно. Представьте, изо дня в день плести километры кружева одного и того же рисунка… где здесь творчество? Это - поденный, серый труд.

Нет, деньги надо зарабатывать по-другому. Нельзя русскую душу, русское самобытное искусство превращать в конвейер, в штамп. А если делать ателье, где разрабатываются модели в единственном экземпляре на конкретного человека - это очень дорого. Разве простому русскому человеку это будет доступно? Так что мы дружно гребем против течения - учим не деньги зарабатывать, а возрождаем русские ремесла и рукоделия для души, чтобы дети помнили и умели. Чтобы научились мыслить по-русски.

Корр: Это как-то взаимосвязано?

Т.Ананченок: Да. Даже ничего не рассказывая, а просто обучая детей рукоделию, мы невольно повторяем те самые движения, которые делали наши прадеды и прабабки - ведь по-другому этого и не сделать, - таким образом приобщаем к нашей истории, истокам, русским корням. Раньше ведь жизнь на Руси была циклична - в соответствии со временем года определенные виды работ выполнялись. И пряли, ткали, шили, как правило, в зимнее время.

Частенько наши дети даже не подозревают, какие таланты в них заложены. А когда им показываешь настоящий деревянный ткацкий станок, бердо (род гребня, принадлежность ткацкого стана; на нем самом, держа в руках, можно ткать пояса, прочие мелкие детали) или те же коклюшки, - они просто млеют от счастья, будто какая-то глубинная память просыпается.

У деток от этих занятий вырабатываются нужные в наше время качества - усидчивость, внимательность, рассудительность, мышление, - а значит, и речь не скачкообразная, но плавная, - и моторика пальчиков, а то удивительное дело - приходят второклассницы, и выясняется, что они даже косичку заплести не могут: не знают, как перевить три пряди, чтобы получилась коса. Неужели куклам косы не плетут? Современным детям не хватает ручного труда.

И на весь бы мир одна наткала б я полотна

Т.Галушкина: Однажды смотрела передачу о папуасах. У них отсутствует такое зло, как воровство. Потому, что они считают, что все самое лучшее - это то, что сделано своими руками. А все, что у соседа, - это хуже, а значит, не нужно. Вот бы и нам такое отношение к вещам, своими руками сработанным. Но у нас все наоборот. Частенько кривятся: "А… это вы сами сделали…" Да в том и вся прелесть, что сами. Мы учимся ткать пояса, сумочки, коврики, ткань, из которой девочки могут потом пошить себе юбки, сарафаны. И как они будут отличаться от других, как элегантны, самобытны, неповторимы будут. Для наших детей ткачество и кружевоплетение - это сегодняшний день. Став взрослыми, они смогут одеть себя, детей, мужа. Кстати, раньше ведь одежда мужа зависела от жены: что наткет, сошьет, - то и носи. Хорошо, у кого жена - настоящая Марья-искусница, а ну, как нет?

Оттого и основная задача девушки была готовить приданое, главное же - наткать километры холста, из которого потом, в замужестве, она могла шить одежду на всю семью. Став женой и хозяйкой, время на ткачество не выкроить - много других забот.

Корр: Ткачество - ремесло девичье. А мальчики интересуются?

Т.Галушкина: Мужчины-ткачи всегда были. Хотя традиционно - это женское ремесло. А современные мальчики на ткачество реагируют с технической точки зрения. Придет, осмотрит станок: "Так, так… это сюда привязывается, это сюда опускается, понятно…" И уходит. Он понял, и ему достаточно.

Вообще, у нас все больше девичьи кружки, поскольку большая часть мужских ремесел ушла в прошлое, а жаль. Взять ту же резьбу по дереву - ведь каждая изба раньше друг от друга отличалась неповторимым узором наличников, коньков на крышах. Мальчики у нас в фольклорном ансамбле с удовольствием занимаются - поют, на гармошке и балалайке играют, в народном театре

Корр: У вас с десяток деревянных ткацких станков. Откуда?

Т.Галушкина: Из экспедиций по деревням России. У многих бабушек остались ткацкие станки, пусть и в разобранном виде, на котором они в молодости ткали себе на платье, мужу на рубаху да порты. Но не все отдают. Иная говорит: "А может, я еще сама ткать буду". Во как! А самой уж восьмой десяток…

Жива еще Русь деревенская

Т.Ананченок: Фольклорные экспедиции - важнейшая составная часть изучения русской традиционной культуры. Ведь им, живущим в огромном городе, трудно представить себе деревенскую глубинку с ее неспешным течением времени, чудным миром природы, с традиционными костюмами, песнями и обрядами, дошедшими до наших дней. Фольклорная экспедиция ярко и убедительно закрепляет в сознании детей сам факт существования народной традиции. Побывали в деревне Нёнокса Архангельской области, объездили Починковский и Глинковский районы Смоленской области, Суземской и Жуковский районы Брянской области, заглянули в Ростовскую и Новгородскую области. И с радостью замечали, что здесь еще помнят тысячелетние песни и обряды, жива русская традиция. Конечно, сейчас она не так богата, как была еще в 30-х годах прошлого столетия, сыграло свою роль ее насильственное уничтожение. Но бабушки и дедушки, с которыми доводилось встречаться, щедро делились с нами тем, что они сами переняли от своих родителей и бабушек. А дети записывали их воспоминания, песни, сведения о народных праздниках, зарисовывали вышитые и тканные узоры старинных костюмов. Доброта, душевность, открытость и мудрость русских стариков воочию показывали детям замечательные качества русской души, научали их бережно относиться к нашей культуре, истории.

Многие старушки дарили нам свои старинные поневы, сарафаны, фартуки. Кстати, по костюму раньше на Руси всегда безошибочно можно было определить пол, возраст, социальное положение, даже место жительства человека. Вернувшись из экспедиций, мы сами ткем ткань, из которой шьем костюмы, точно такие, какие видели в деревнях, делаем вышивки на рубахах и передниках.

В.Кайдун: Во время экспедиционных поездок мы узнаем, как отмечались народные праздники, записываем и разыгрываем обряды. Однажды в деревне Овстуг Брянской области решили записать свадебный обряд. А нам в ответ: "Ведите жениха с невестой, мы вам всю свадьбу справим". Мы тут же назначили "женихом" и "невестой" наших учеников. Бабушки открыли сундуки, вытащили древние поневы, остальные элементы костюма наши девочки сами соткали и сшили, а лапти сплел дедушка со станции Костенская.

Корр: Неужели и впрямь жених с невестой в лаптях венчались?

В.Кайдун: Думаю, в крестьянских семьях на Брянщине так и было. Ну вот, справили мы "свадьбу", а потом поставили кукольный спектакль. Другой кукольный спектакль поставили, изучив свадебные традиции Севера России, у самого Белого моря.

И летят, словно лебеди, русские песни

Татьяна Ананченок: А как наши русские бабушки поют! Приедем бывало, так старушка только от грядки, а побежит по соседкам, соберет всех, усядутся и без репетиций три-четыре часа кряду без остановок поют-заливаются, да на несколько голосов. Мы записываем, потом стараемся петь с теми же переливами и подголосками. Слышали ли вы наши истинно русские народные песни? Какие в них необыкновенные сила и искренность, правдивость и смелость, в них - наша соборная русская душа. Недаром в народе говорят: "Сказка - ложь, а песня - правда". Хотите послушать? Вот как раз пришли участницы фольклорного ансамбля "Горница"… Девочки, не чинясь, сели и запели:

А все люди спят. Одна я не сплю,
Одна я не сплю, а все думаю.
Я все думаю, как мне жить, как быть,
Как мне жить, как быть, как мне умереть.
Как мне умереть, в грехах раскаяться.
Как пойду, я пойду в Божью церковку,
В Божьей церковке Богу помолюсь,
Божьей Матери низко поклонюсь.
"Матерь Божая, Ты прости меня.
Ты прими меня в свое Царствие".

Корр: А вы, занимаясь рукоделием, поете при этом? Как говорится, "беседа дорогу коротает, а песня - работу".

Т.Ананченок: Раньше и впрямь девушки за рукоделием пели песни. У современного человека это не очень-то получается, видимо, у нас в той или иной степени нарушена координация: нет согласованности слуха, голоса, движений. Даже я если пою, то работаю уже медленнее. Раньше ведь жизнь была гармоничная, текуче-плавная, а сейчас… куда-то вперед все рвемся, а душа с телом в полном разладе. Но мы учим детей именно этой гармонии: уметь и руками сноровисто работать и что-то при этом рассказывать или петь.

В.Кайдун: Мы знакомим детей с музыкальными материалами, которые соответствуют жизненному кругу человека: рождение… свадьба… смерть… На все случаи жизни у русского народа песни есть.

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Корр: А что такое лоскутное шитье? Перед глазами возникают тощие одеяльца, из обрезков разноцветных сшитые…

В.Минасян: Это старинный русский промысел. Сначала мы рисуем эскиз, потом подбираем цветовую гамму и из материи вырезаем ромбы, треугольники, птиц, цветы… и уже эти детали пристегиваем к основе. Внутрь для тепла раньше кудель льняную вставляли, а нынче прозаический синтепон. В нашем кружке дети учатся работать сообща: садятся за один стол и кто-то блоки-украшения мастерит - "русский квадрат", "колодец"… другие в узоры их собирают, третьи к основе пришивают. Так и в семьях раньше было: мама или бабушка садились сшивать одеяла, а дети помогали.

Корр: Только теперь я до конца поняла, о чем говорили монахини, рассказывая, что во время гонений советского времени многие инокини зарабатывали на жизнь, мастеря лоскутные одеяла…

В.Минасян: Ну вот. А прошлым летом мы по Смоленской области колесили. У одной бабули видели покрывало с замысловатым орнаментом, характерным для смоленских рукодельниц. Срисовали, спросили: "Где вы, бабушка, научились этому рисунку?" - "Да у соседки увидела, себе сделала". Вот и вся наука. Другой бабуле 94 года уже, а она и пляшет, и поет, и за скотиной ходит, и огород содержит. А в доме, даром что деревенский, чистота и красота - половички кругом, кружево. И все рукоделия - яркие, сочные - будто радуги колесом по горнице ходят. Русские люди, несмотря на тяжелую безпросветную жизнь - жизнерадостные по натуре, и свою радость жизни передают в цвете. Избенка уж покосилась вся, потемнела от времена, а половички голубые, малиновые да зеленые, как трава-мурава.

Т.Ананченок: А параллельно с уроками рукоделия мы преподаем русскую культуру, которая есть культура православная. Родители неизменно нас благодарят: "Хорошо, что вы рассказываете нашим детям о православных праздниках и традициях. Они приходят домой и все это рассказывают нам. Ведь мы ничего не знаем". А чтобы не было недомолвок и отрицательных эмоций, мы в начале учебного года предупреждаем, что на занятиях будем говорить о роли духовной православной культуры в истории России, Петербурга. Это не уроки истории, а скорее знакомство с тем, какая на самом деле была русская культура, освещаем некоторые исторические факты, которые замалчиваются или освещаются неверно. Дети должны знать, что русская культура и история неотделимы от Православия. И все наши праздники корнями своими уходят в Православие. Пусть дети хоть здесь узнают нашу истинную историю и культуру. После этих занятий они уже смогут анализировать то, что им говорят в школе на уроках истории. Вести этот предмет приглашаем православного педагога. А малышам читаем во время занятий рассказики православных писателей.

В.Кайдун: И мы надеемся, что дети, прошедшие через наши руки, когда вырастут, по-другому обустроят и свою жизнь и свою квартиру - и икону в красном углу повесят, и скалки-дощечки своими руками сработают, и вышитой скатеркой стол праздничный покроют. И своих детей научат тому, что сами умеют и знают.

Адрес: СПб, ул.Жени Егоровой, 10, корп.3. Дом детского творчества "Современник", фольклорно-этнографический отдел "Горница". Тел.515-66-83. Руководитель Вера Викторовна Кайдун.

Побывала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая