Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

КАК УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ БУДЕМ

Я проработала в школе учительницей 33 года, теперь пенсионер, но связи со школой не теряю, так как в ней учится внук.

А тут вдруг попросили меня позаниматься с учениками русским языком. Один мальчик из 8-го класса, другой - из 9-го. Учатся они в разных школах, у разных учителей, но одинаково безграмотны. Страшно безграмотны… Такое впечатление, что они никогда не сидели за партой в начальной школе, в которой учат писать элементарные слова, какими человек пользуется очень часто: гняздо, отдовал, поседел на лавочки… Эти ребята делают столько ошибок, что после проверки все написанное становится красным. Сами они болезненно переживают свою безграмотность, родители - тоже и потому платят деньги репетиторам.

Чем объяснить, что школа скатилась до такого уровня безграмотности?

Во-первых, у учащихся пропал стимул к учебе: института многим не видать, а нужно искать любую работу, чтобы заработать на хлеб насущный.

Во-вторых, дети перестали читать, часами сидят перед телевизором, смотрят мультики, ужастики, боевики. А ведь чтение оказывает на человека двойное воздействие: рациональное (познавательное) и эмоциональное.

В-третьих, многое зависит от учебника "Русский язык".

Когда-то мы работали по учебнику С.Г.Бархударова и С.Е. Крючкова "Учебник русского языка", 1965 г. (я работала с 1951 по 1984 год). В этом учебнике дана система правил, много тренировочных упражнений после каждого правила. На уроках мы с ребятами писали, заучивали трудные слова, подбирали к ним родственные, и учителя получали хорошие результаты - дети были грамотными. Когда этот учебник "ушел в отставку", много лет подряд издавали все новые и новые учебники. Вот тогда-то учителя почувствовали, что грамотность детей падает. Результаты контрольных диктантов стали очень плохие. По новым учебникам приходилось больше говорить, чем писать.

Раньше также обращали внимание на почерк, ибо он вырабатывал аккуратность, собранность, требовательность к себе. Сейчас же в тетрадках у многих ребят просто невозможно разобрать, что там написано. А небрежность порождает неряшливость во всем.

Серьезная реформа нужна и в устной речи. Какая неряшливость звучит в речи многих говорящих в общественных местах! И если бы только неряшливость… Один студент умудрился с помощью одного слова на "б" рассказать товарищам, как он, не готовясь, пошел сдавать экзамен. Трое молодых людей молчали, а он бравировал матом, пока мы его не одернули… Новая реформа обещает 12 лет учебы в школе. Что они дадут? Согласна с академиком Скринским, что обучение до 18-19 лет закрепит у молодежи иждивенческую зависимость от родителей и государства. За 12 лет учебы некоторые женятся и посадят новые семьи на матерей-одиночек, так как большинство детей живут без отцов. А большая часть учащихся ждет с нетерпением окончания школы, чтобы вырваться из-под опеки учителей и родителей, чтобы пойти зарабатывать самим и жить свободно. Но во что обойдутся все "эксперименты в особо крупных размерах" обществу и молодому поколению, похоже, власти совершенно не волнует.

Е.Шальнова, г.Серпухов, "Русский дом"