Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЗА ЧТО ПРОГНАЛИ ВАНЬКУ-ВСТАНЬКУ?

Решаю для себя проблему: христианская литература и сказочность, вымысел… - насколько они согласуются? "Сказка ложь, да в ней намек…" Но ложь - любимое орудие дьявола. Спаситель никогда не прибегал ко лжи, что и людям заповедовал. С другой стороны, Иисус Христос постоянно разговаривал с народом притчами, а притча, как известно, - одна из форм сказки. Значит, сказка не всегда ложь! Выходит, вымысел и ложь - вещи разные?

Вечером я помолился, попросил Господа вразумить. А утром вот какие мысли пришли в голову… Сказка - это игрушка. Только есть игрушки материальные - куклы, свистульки… а сказка - словесная игрушка. Другое дело, что игрушка может служить разным целям: учить добру или злу. Вот, например, куда исчезла наша русская игрушка Ванька-Встанька? Еще Самуил Маршак обвинил в своем стихотворении Ваньку-Встаньку в том, что "слишком пуста у него голова", - т.е. обозвал дураком. И у русских детей отняли эту игрушку. А я так понимаю, что символизировал Ванька-Встанька одну из главных черт нашего национального характера - русскую стойкость, непокладистость, способность выжить в любых обстоятельствах, и с малолетства учил тому русских детей. Дети взрослели, и Ванька-Встанька напоминал русскому Ивану, чтобы тот не залеживался, а вставал после любого падения и вновь устремлялся к любви, свету, творчеству… показывая тем самым пример остальным народам. Тем более плохо, что вместо веселого жизнеутверждающего Ваньки-Встаньки появились неваляшки с головой волка, крокодила… Так что изгоняют Ваньку-Встаньку сознательно.

А сказка? Надо еще посмотреть, чему она учит. Отвечает сказка заповедям Божиим - значит, все хорошо, нужная сказка, а нет, так это уже не православная сказка, а сатанинская. Золотой середины тут быть не может. "Черная курица" Погорельского, "Сказка о рыбаке и рыбке" Пушкина, "Конек-горбунок" Ершова - сказки православные. А вот "Хозяйка Медной горы" Бажова - это еще надо посмотреть. Образ Хозяйки восходит к языческим духам гор, то есть - бесам, падшим ангелам, которым отдана во временное владение Земля. Так что изображать бесовку, Хозяйку Медной горы, привлекательно и сочувственно - грех. Добра от общения с падшими духами - хотя и людям якобы помогающим - человеку ждать нечего. Да и сам автор своим художественным чутьем прозревает это: судьба мастера, побывавшего у Хозяйки, печальна: сам он погиб, а дочка его исчезла прямо на балу в Петербурге, слилась с малахитовой стеной. Вот и думай: можно ли "Хозяйку Медной горы" давать читать православным детям? Разберутся ли они во всем самостоятельно, или нужны разъяснения?

Алексей ЛОГУНОВ, г.Новомосковск