Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Вечером я помолился, попросил Господа вразумить. А утром вот какие мысли пришли в голову… Сказка - это игрушка. Только есть игрушки материальные - куклы, свистульки… а сказка - словесная игрушка. Другое дело, что игрушка может служить разным целям: учить добру или злу. Вот, например, куда исчезла наша русская игрушка Ванька-Встанька? Еще Самуил Маршак обвинил в своем стихотворении Ваньку-Встаньку в том, что "слишком пуста у него голова", - т.е. обозвал дураком. И у русских детей отняли эту игрушку. А я так понимаю, что символизировал Ванька-Встанька одну из главных черт нашего национального характера - русскую стойкость, непокладистость, способность выжить в любых обстоятельствах, и с малолетства учил тому русских детей. Дети взрослели, и Ванька-Встанька напоминал русскому Ивану, чтобы тот не залеживался, а вставал после любого падения и вновь устремлялся к любви, свету, творчеству… показывая тем самым пример остальным народам. Тем более плохо, что вместо веселого жизнеутверждающего Ваньки-Встаньки появились неваляшки с головой волка, крокодила… Так что изгоняют Ваньку-Встаньку сознательно.
А сказка? Надо еще посмотреть, чему она учит. Отвечает сказка заповедям Божиим - значит, все хорошо, нужная сказка, а нет, так это уже не православная сказка, а сатанинская. Золотой середины тут быть не может. "Черная курица" Погорельского, "Сказка о рыбаке и рыбке" Пушкина, "Конек-горбунок" Ершова - сказки православные. А вот "Хозяйка Медной горы" Бажова - это еще надо посмотреть. Образ Хозяйки восходит к языческим духам гор, то есть - бесам, падшим ангелам, которым отдана во временное владение Земля. Так что изображать бесовку, Хозяйку Медной горы, привлекательно и сочувственно - грех. Добра от общения с падшими духами - хотя и людям якобы помогающим - человеку ждать нечего. Да и сам автор своим художественным чутьем прозревает это: судьба мастера, побывавшего у Хозяйки, печальна: сам он погиб, а дочка его исчезла прямо на балу в Петербурге, слилась с малахитовой стеной. Вот и думай: можно ли "Хозяйку Медной горы" давать читать православным детям? Разберутся ли они во всем самостоятельно, или нужны разъяснения?
Алексей ЛОГУНОВ, г.Новомосковск