Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЧЕМ ВЫТЕСНИТЬ ЗЛО

Всех родителей волнует, какими людьми вырастут их дети. Родителей верующих, ясно осознающих наступление греха на детство и свою ответственность за детей пред Богом, это волнует особенно. Но выражается это тревога по-разному. Можно положить все силы и время на то, чтобы водить ребенка в православную школу, даже если она находится за тридевять земель, а можно - вместе с родителями одноклассников стараться улучшить обычную школу.

Могут ли родители помочь педагогам обычной школы воспитывать наших детей в духе христианской нравственности, на которой строится вся русская культура? Смею утверждать, что да - на собственном опыте. Когда директор школы, в которую перешел мой ребенок, узнал, что я являюсь директором центра детской адаптации, то предложил мне вести уроки истории для 5-7 классов. Оказалось, что им не хватает кружководов, организаторов внеклассной работы. Я обратилась к настоятелю близлежащего храма, и мы в приходе нашли людей, готовых ради любви к детям и к Отечеству два раза в неделю приходить в школу. Затем обратились в Московскую Духовную академию, предложили третьекурсникам вести уроки москвоведения. Пришло пятеро молодых людей - выдержанных, интеллигентных, красивых, - и это задало тон православной работе в нашей школе. Двое студентов стали вести в начальной школе факультатив "Основы духовной культуры".

Когда подходит к концу первая четверть и начинаются родительские собрания, надо не дремать, входить в родительские комитеты, составляя программу конкретных мероприятий, предложить классному руководителю помощь в организации культурно-воспитательной работы. Мы поступили именно так. Повели детей в православный театр "Камерная сцена" на спектакль "Муромское чудо" о св.блгв.кн. Петре и Февронии. Театр ставит и прекрасные сказки для начальной школы. Увидев один спектакль, дети говорят: "Мы хотим посмотреть все спектакли!" Так, на весь учебный год свободное время детей заполнилось православными мероприятиями…

Станьте правой рукой классного руководителя: перед праздниками разучите с детьми стихи, песни о Родине. Можно выступить с концертом в соседнем детдоме, заодно принести для малышей вещи, гостинцы, канцтовары. Какой урок для детей!

Как провести Рождество в обычной школе? Я обошла всех учителей с конкретными предложениями. Учителям литературы предложила рождественские стихи и рассказы, учителям физики и химии - брошюры из серии "Ученые о сотворении мира", их немало продается в церковных лавках. Для уроков географии можно предложить экскурсию, например, поездку в Коломенское, где есть и источники, и возвышенности, и срезы, и пласты - идеальное место для практического занятия по географии. Внеклассное занятие по истории и краеведению можно провести в лавре. Надо не забывать, что если мы сами не предложим таких экскурсий, то они все равно куда-то поедут, но уже со светскими экскурсоводами.

Почему появляются уроки по валеологии? Потому что не занята сетка расписания - нам надо самим занять ее своими уроками. В нашем классе мы проводили факультатив "Уроки старины". И почти в каждый выходной мы куда-то ездили - в Пафнутьево-Боровский, Николо-Угрешский монастырь, а еще при настольной лампе читали книги Ивана Шмелева. Прочитав книгу "Старый Валаам", повезла летом школьников на 15 дней на Валаам, заранее получив благословение игумена монастыря, съездив на Валаамское подворье в Москве. Или едем, например, на экскурсию на тему "Александр Невский", - веду детей по переулку Александра Невского, мимо храма его святого имени. Дети с интересом спрашивают: "А мы внутрь пойдем?" А поскольку в учебнике есть тема - храм, то можно рассказать, что такое храм. За одну экскурсию в рамках школьной программы дети узнают так много! Видят икону Георгия Победоносца. "Ребята! На что это похоже?" И кто-то обязательно скажет: "На герб Москвы". И все с изумлением узнают, что на гербе Москвы изображен св.Георгий Победоносец. "Вот здорово! Обязательно расскажем родителям!" Кстати, поездки и экскурсии - лучший способ борьбы с дискотеками, когда заняты все выходные - поездками в театр, в Суворовское училище, в монастыри…

Тему "Беседы о нравственности" можно дать психологу. Раз в неделю проводить беседы в актовом зале (для всех параллельных классов) - о добре и зле, о совести, о способностях, о смысле жизни, о маме, о Родине, о том, как мы говорим, кем быть, о послушании и уважении к старшим, о лжи. Ни один директор, ни один классный руководитель не будет против, если мы будем учить послушанию, проведем лекции против алкоголизма и наркомании. Проводили мы "Уроки любви и добра". Кто-то предложил тему "Идеалы России", литературно-музыкальные композиции.

Учителю музыки вы можете дать какие-то мелодии, стихи, кто-то из родителей умеет петь, играть на инструментах - привлекайте их, это помощники. Мы договорились, что уроки музыки будут включать посещение концертов - "Русские басы", дети слушали замечательные голоса, русские песни. На Рождество и Пасху приглашали фольклорные ансамбли. И дети начинали петь вместе с ансамблем!.. Приглашали гусляра: когда он играл, 200 детей сидели так, что муха пролетит - слышно. А когда гусляр предложил: "Можете сами попробовать сыграть на гуслях", - пошло ползала. Один из мальчиков, что был на том концерте, закончил школу и сейчас играет на гуслях, сам их себе сделал гусли…

В этой же школе было создано учебно-методическое объединение по нравственному развитию, куда пришли 11 человек: студенты академии, учителя литературы, истории, все, кто согласился, что нравственность надо поднимать. Кто же будет против, когда кругом безнравственность! Когда новый директор школы хотела ввести валеологию, мы решили упредить события: пригласили студентов Свято-Тихоновского института, чтобы они сделали доклад - очень квалифицированный, со ссылками на экспертизы, на судебные дела. И директор сказала: "Мы все понимаем, кто ж валеологию вводить-то будет? Мы и не думали ее вводить!"… Половое воспитание мы тоже упредили, проводя отдельно мальчишники, девишники, приглашали священников, военных…

Готовясь к Рождеству, мы пригласили супрефекта нашего округа и провели праздник вместе с учителями и с участием священника - ведь все нуждаются в таком общении. Папам можно придти в школу хоть раз в неделю, позаниматься с мальчиками - сделать деревянные заготовки ложечек, яичек, - чтобы расписать их перед Рождеством и Пасхой в подарок родным. На открытый урок по росписи пригласите старшекурсников художественного училища...

Все это важные конкретные вещи, которые может сделать любой неравнодушный человек в любой школе.

Л.ЗЕМСКОВА, зам.директора лицея по воспитательной работе, г.Москва, "Православная газеты для простых людей"