Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ДЕТИ ЧИТАЮТ СЕРДЦЕМ

К.В. Лемох. Бабушка и внучкаНаучить бегло читать дочку или сына - главная забота родителей, чьи детки пошли в первый класс. Беглое чтение - залог успеха последующих школьных лет. Но сам ребенок, за редким исключением, не может заставить себя заняться дополнительным чтением. Ему действительно трудно. Недаром с древнейших времен существует пословица - корень учения горек, а плод его сладок.

Многим детям чтение дается нелегко. Но это совсем не значит, что они глупые, отсталые и ни на что не способные. Сергий Радонежский за два года пребывания в училище так и не смог научиться читать. Только в отрочестве чтение открылось ему как чудо. Трудно овладевал чтением в детстве и Иоанн Кронштадтский, но откройте любую страницу его сочинений, и вы поразитесь легкостью и изяществом его слога.

От родителей требуется большое терпение, понимание значимости и необходимости своих личных усилий в обучении ребенка чтению. Мало просто заставить ребенка читать положенное количество страниц в день, к тому же с нужной скоростью, - нужно привить ему интерес к чтению, объяснить ему, что каждая книжка - это целый мир, интересный, необычный, несущий новое знание. Как это сделать? Да очень просто! Нужно каждый день вслух читать детям классическую русскую литературу. Ее авторы - прежде всего - православные люди. Этим мироощущением наполнена вся литература XIX века. Неудивительно, что в наше время все начитанные люди так легко сбросили шелуху атеизма и вошли в Православие как в свою родную среду. Именно чтение в семье вслух наших великих классиков посеет добрые семена в душах наших детей.

Мой отец окончил всего три класса церковно-приходской школы, но этого оказалось достаточно, чтобы классическая литература стала основой жизни его самого, его детей, внуков и правнуков. Приходя с работы, отец брался за книгу и читал вслух. До сих пор помню свои слезы по поводу неоконченной повести Гоголя "Иван Федорович Шпонька и его тетушка". Мне казалось, что папа просто не хочет дочитать до конца. Сама я тогда читать еще не умела, а он смеялся и уверял, что конца нет. Только став взрослой, узнала я, что сам автор ее не закончил. Долго не могла понять, что же так притягивало меня, из-за чего плакала? Ну велит ему тетушка жениться, ну бьет он мух хлопушкой, ну и что? А все дело в волшебной силе таланта Гоголя: я уже была там, в этой жаркой летней комнате с мухами, жила среди близких мне людей, любила их, как родных, переживала за них. Но вдруг их пришлось оставить, покинуть, и я о них уже никогда ничего не узнаю. Я осознала это как большую потерю и горько плакала.

Ребенок в раннем детстве не умом, а сердцем чувствует теплоту и свет классической литературы. Прочитайте малышам "Емеля охотник" и "Зимовье на Студеной" Мамина-Сибиряка, и вы увидите, как сердца их откроются для сочувствия страданиям безпомощного человека, ощутят всю правду и боль человеческой жизни, а глазки наполнятся слезами сострадания. Именно такие книги создают особое настроение, и им нужно воспользоваться для разговора с малышом о Боге, о любви к ближнему, о Христе и Его жертвенном служении людям. Эти разговоры в сознании малыша оставят след на всю жизнь, ибо в этом возрасте дети обладают удивительным свойством запечатлевать услышанное. Он многое в данную минуту не поймет, но чувства отца или матери, дополненные его собственными переживаниями, останутся в нем навсегда. Позднее он будет осознавать услышанное, додумывать все до конца. Важно, чтобы ему было что додумывать.

Анна СУДОМОИНА, п.Лычково, Новгородская обл.