Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Как в древности усвоялись истины веры и правила благочестия

Родители древних христиан старались воздействовать на восприимчивые души детей такого рода впечатлениями, которые возбуждали и развивали у них любовь ко всему божественному и святому и укореняли всецелое послушание Церкви Христовой. Со времени Крещения мать или воспитательница следили, чтобы дети всегда имели на груди крест; осеняли их крестным знамением во всех необходимых случаях, например, перед сном и после сна, перед обедом и после обеда, перед началом и по окончании занятий; часто приносили детей в храм Божий и приобщали Святых Таин.

Когда дети начинали говорить, мать ставила их пред иконами и, указывая на священные изображения, учила, как нужно молиться Богу, как совершать крестное знамение и произносить краткие молитвы. Когда мать становилась на молитву, рядом с собою ставила она и детей; ее пример лучше всяких наставлений внушал детям необходимость молитвы, сознание зависимости от Бога. Исключительные семейные обстоятельства побуждали родителей к усиленной молитве; принимали в ней участие и дети. Во время праздников и постов родители брали с собою детей на богослужение. Убранство храма, священнодействия, песнопения и вид молящегося народа производили на детей неотразимое впечатление.

По мере развития сознания детей родители старались запечатлеть в их памяти достопоклоняемое имя Иисуса Христа, а рассказами о жизни Спасителя укореняли горячую любовь к Нему. Затем уже постепенно сообщали основные истины веры о Боге Едином и Всеблагом как о Творце, Промыслителе и любвеобильном Отце, о жизни вечной и будущем мздовоздании; внушали страх Божий, почтение к родителям и старшим возрастом, к предержащим властям и отцам духовным; научали смирению и трудолюбию; располагали к состраданию и благотворительности, к терпению и незлобию, к скромности, воздержанию, целомудрию…

Когда началось обучение детей грамоте, то первой учебной книгой было Слово Божие и церковные молитвословия. Не так давно и в нашем Отечестве после букваря или азбуки сажали детей за Псалтирь или Часослов и изучали их до тех пор, пока дети не приобретали навыка читать правильно и толково, а потом уже знакомили их с гражданской печатью. К букварям присоединялись общеупотребительные молитвы; молитвы и псалмы заучивались на память; немало было таких, которые знали всю Псалтирь наизусть. Такой порядок обучения устранен у нас с того времени, как началось увлечение приемами обучения по немецким образцам; тогда все церковное стало устраняться безпощадно.

Главное значение в воспитании детей всегда имел пример родителей: они служили первыми и лучшими образцами для своих детей. Блаженный Иероним (отец Церкви V в.) писал одной матери: "Ты сама должна быть наставницею своей дочери; тебе должна подражать ее неопытная юность; ни в тебе, ни в своем отце она не должна видеть ничего порочного". Так, находясь под кровом родителей, дети с первых дней своей юности видели в родной семье примеры искренней веры и высокого благочестия, приобретали любовь к добродетели и становились достойными имени христиан.

От чего в древности предохраняли детей

Укрепляя в сознании детей истины веры и правила благочестия, родители христиан первых веков в то же время заботливо ограждали своих детей от всего, что могло породить в них порочные мысли и желания. Так, ни под каким видом они не дозволяли присутствовать детям при пиршествах, общественных играх и зрелищах, удаляли от близкого общения с лицами иного пола и с людьми зазорной жизни; не допускали чтения соблазнительных книг, рассматривания непристойных картин и знакомства со сладострастной музыкой. Ничто нечистое не должно было прикасаться к невинным душам детей: ни зрение, ни слух, ни чувство стыдливости не должны быть заражаемы и оскорбляемы. Как худые сообщества, по выражению Апостола, развращают добрые нравы (1Кор.15,33), так и знакомство с искусствами непристойного содержания может отравить непорочную юность. Поэтому так тщательно, с такой заботливостью родители и охраняли детей от всего, что могло вредно влиять на их нравственное настроение; поэтому из них и выходили люди, отличавшиеся высоким благочестием и христианскими добродетелями.

И в наше время в домашнем религиозно-нравственном воспитании детей следует пользоваться и руководствоваться теми же средствами и способами, какие употреблялись в древности. Да, с течением времени многое изменилось и изменяется во внешних условиях жизни людей, но христианская истина остается неизменною; как усвоялась она прежде, так должна усвояться и теперь.

Недостатки современного религиозно-нравственного воспитания

Религиозно-нравственное воспитание детей в современной русской жизни, за малыми исключениями, далеко не таково, каким было оно в древности в благочестивых семействах наших предков.

С тех пор как началось сближение русских людей с Западной Европой, они, начиная с покроя платья, стали перенимать у иностранцев иной язык, иные обычаи, а вместе с ними - иной взгляд на самую жизнь и на основу ее - религию. Многие, чтобы казаться настоящими европейцами, стыдились завещанных преданий родной старины, забывали свой язык и говорили не иначе как на языке иностранном, а это уже лишало их возможности быть в непрерывном общении с Православной Церковью, пользоваться ее учением и богослужением. Вместо того они с усердием усвояли философские доктрины протестантского Запада, где, как известно, основы религии расшатаны до крайности. Оттуда они заимствовали и модные идеи современного воспитания, проповедовали их почти всеми органами светской печати, старались проводить в жизнь и применять к делу; оттуда же выписывали иноверцев, чтобы вручать им воспитание своих детей. Все, что могло напоминать о православной вере, о наших обязанностях к Богу и Церкви, тщательно устранялось от детей, как нечто отжившее.

Так началось и постепенно развивается в современной русской жизни ослабление религиозных начал и либерально-отрицательное отношение к своему родному Православию. Этим по преимуществу и объясняются те печальные явления, что одни из наших соотечественников холодны и равнодушны к исповедуемой ими вере, а другие отрицают ее своей жизнью и делами. Первые нарушения какого-либо светского приличия считают более важным и непростительным, чем пренебрежение к религиозным обязанностям; вторые едва ли не забывают, что они принадлежат Православной Церкви.

Немалую долю гибельного зла порождает собою дух времени, дух всепоглощающего утилитаризма (пользы, наживы). Теперь большинство живет исключительно материальными интересами, заботится о выгодах, удобствах и удовольствиях внешней жизни, а интересы религиозные и нравственные отодвигаются на задний план. Такое направление современной жизни весьма вредно отзывается на всем воспитании детей и на религиозно-нравственном в особенности. В деле веры прежде всего сами родители и воспитатели редко представляют хорошие образцы. В большинстве случаев дети видят кругом себя холодность и равнодушие к исповедуемой вере.

Так, одни из родителей хотя и говорят детям о Боге, внушают, что нужно молиться Ему, заставляют их иногда прочитывать заученные молитвы пред иконами и даже посылают в церковь на богослужение, - но сами редко призывают Бога в своих нуждах, нарушают святость праздников и постов, мало думают о делах христианского милосердия, дома почти никогда не молятся и редко посещают храм Божий. Таким образом, они примером нисколько не подтверждают того, чему учат детей. От детей нельзя скрыть явного противоречия между словом и делом.

Другие родители немало полагают хлопот при воспитании своих детей, обучают их наукам, искусствам, иностранным языкам; но оставляют детей в полном неведении о Боге, о наших обязанностях к Нему, полагая, что не надо очень рано сообщать им истины веры, так как они якобы недоступны детскому пониманию.

Бывают и такие родители, которые свою холодность и равнодушие к вере не скрывают от детей и позволяют себе в их присутствии легкомысленно отзываться об обрядах и уставах Православной Церкви, прививают детям свои отрицательные воззрения.

Такое отношение родителей к религии неизбежно отражается на детях: нередки случаи, что они в семье не получают никаких религиозных задатков и хотя в школе изучают истины веры по учебникам, на самом деле всю жизнь остаются неверующими; если иногда они пользуются Таинствами Церкви и некоторыми обрядами, то делают это по необходимости или по установившемуся обычаю.