Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

ВСТРЕЧА С БОГОМ
В храм иду сегодня днем,
У меня свиданье в нем.
Прямо за его порогом
Встречусь я не с кем-то - с Богом!
Нету службы? Не беда:
В каждом храме Бог всегда.

Е.Санин

Есть выражение: стены помнят, камни плачут. Вероятно, память о пережитом хранят и вещи. Поэтому их и собирают в музеях, берегут, как свидетелей минувшего. После обмена квартиры люди стараются сделать ремонт, обновить ее, как бы смыть следы чужой жизни. А верующие приглашают священника освятить жилье.

- И нашу духовную обитель - наше сердце, наши мысли - нужно постоянно омывать, чтобы в ней нечисть не развелась, - начал вечернюю беседу дедушка, окруженный домочадцами

- Как это? - проявил интерес внук Сережа. Дед чуть улыбнулся:

- Ты каждый день умываешься? Хорошо. Вот и душу мы должны омывать ежедневно своим раскаянием, взывая: "Господи, помилуй!"

- Но Он не услышит нас, - предостерегла бабушка, - если мы прежде не примиримся со всеми окружающими, чтобы в сердце нашем ни на кого не было зла. И мы чтобы никого не обидели.

- Невозможно! - махнул рукой папа. - Мало ли кто кого нечаянно заденет.

- Есть одно средство - волшебное слово, - сказал дедушка. - Слушайте, еду я как-то в автобусе. Народу - битком, ступить некуда. А тут еще мозоль разболелась. Вдруг автобус резко тормозит, и кто-то наступает мне на ногу. Я чуть не закричал от боли, развернулся и уже хотел разругаться… но до слуха моего долетело одно смиренное слово. Гнев тут же растаял, и боль прошла. Какое слово я услышал?

- Конечно, "простите", - засмеялась Таня. Сережа был недоволен, что дедушка обращается к ним с такими детскими вопросами:

- Кто же его не знает? Что в нем волшебного?

- Самое волшебное, если оно рассеивает обиды и рождает мир, - улыбался дед. - А где мир, там любовь. А где любовь, там Бог. Есть семьи, где по вечерам близкие, прежде чем заснуть, говорят друг другу это слово. В таких семьях всегда мир и радость.

- В некоторых селах, - поведала бабушка, - когда призывали на фронт Великой Отечественной, молодые парни становились на колени перед отцом, матерью, перед всеми родными и просили прощения. Потом обходили всю деревню, заходя в каждый дом, всем кланялись и говорили это удивительное слово. И вся деревня шла их провожать, прося Господа спасти их и сохранить.

- И в церкви есть добрая традиция, - добавил дедушка, - прежде чем приступать к исповеди, прежде чем подойти к священнику, человек поворачивается к народу и просит: "Простите меня, братья и сестры". К Богу можно обращаться только с миром в душе.

- А я вот читала об одном ленивом монахе… - вспомнила бабушка. - В монастырях устав строгий, все трудятся в поте лица: кто в поле, кто со скотиной управляется, но все, что бы ни делали, безпрестанно молятся. К тому же службы у них большие, и еще молитвенное правило ночью вычитать нужно, и пост соблюсти.

- Такую жизнь не каждый выдержит, - посочувствовал папа.

- Вот и тот монах, - продолжала бабушка, - не проявлял рвения к молитве. Когда в других келиях звучали песнопения, он сладко спал. Монастырская братия знала об этом, и когда нерадивому брату пришел час прощаться с жизнью, к нему собрались братия посмотреть, как его душа будет разлучаться с телом. Как же они были удивлены, видя его совершенно спокойным и даже веселым. И спросили: "Скажи, брат, отчего ты так весел? Нам известна твоя безпечная жизнь. Неужели расплата за нее не страшит тебя?"

Умирающий, ничуть не смущенный, признался: "Вы правы, честные братья, я прожил недостойную жизнь, и недавно ангелы Божии принесли мне перечень моих грехов, спросили, помню ли я о них? Помню, конечно, отвечал я, но и вы вспомните слова Спасителя: "Не судите, да не судимы будете; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте и прощены будете". С того дня, когда я отказался от мирской суеты и вступил в монастырь, принял постриг, я не осудил ни одного человека, ни к кому не имел в душе никакого зла. Я всем простил. Да исполнятся же на мне слова Господа: "Прощайте и прощены будете". Только я сказал это, как ангелы разорвали надо мной список моих грехов. Вот почему я так спокоен и весел. Мне все прощено, ибо я всем простил".

С этим словами он и отошел в мир иной.

- Как трогательно! Всем простил! - возмутился папа. - Сбежал от мира, предоставил другим за себя работать - и всем простил! Какое великодушие!.. Пусть бы он попробовал простить всех, живя в миру, когда тебя обманывают на каждом шагу, когда боишься выпустить детей на улицу, когда всюду бандиты и не знаешь кому верить. Всем прощал… Очередная сказка не от мира сего! Как можно жить, не осуждая зло? Стать слепым, чтобы ничего не видеть? А я - вижу. Или мне завязать глаза?

- Нет, зачем же еще и завязывать? Наоборот, развязать нужно. Зло надо видеть, но не путать источник зла с его жертвами. Вот послушайте историю, рассказанную святым Дорофеем.

Это было в давние времена, когда торговля людьми шла в открытую. Узнав о прибытии в город корабля с живым товаром, одна благочестивая женщина поспешила на пристань, чтобы приобрести девочку. Ей хотелось воспитать истинную христианку, не знающую порока и греха. Другая женщина, содержательница притона, тоже купила девочку, но совсем для других целей. Первая воспитывалась в чистоте, трудолюбии и святости, вторая - окруженная развратом. Теперь мысленно перенесемся в те далекие времена и представим, что нам дано пройти по улицам того города и увидеть девочек повзрослевшими. Что мы скажем, встретив первую?

- Наверняка мы будем в восторге от ее скромности, приветливости и сердечности, - ответила за всех бабушка.

- А что мы скажем о второй?

- Лучше мы промолчим. Потому что порок будет читаться и в ее облике, и в поведении, - строго сказала мама.

Тут дедушка задал вопрос св.Дорофея: "Если эти девушки совершат один и тот же проступок, одинаково ли будет судить их Бог?"

- Думаю, что нет, - ответила мама. - Одна знала Заповеди Божии, ее учили их соблюдать, другая даже и не слышала о них, не ведала о целомудрии и чистоте. Грех был нормой ее жизни.

- Были ли личные заслуги у первой в том, что она стала такой благочестивой?

- Нет, ее так воспитали.

- Была ли личная вина у второй, что она стала служить пороку? Ведь и ее так воспитали. Неужели нам не жалко будет этой погубленной души? - дедушка наклонился к внучке.

- Конечно, жалко.

- Имеем ли мы право, не зная ни ее жизни, ни воспитания, судить несчастную? - этот вопрос уже был обращен ко всем.

- Право судить принадлежит только Богу, - в подтверждение бабушка сослалась на слова Самого Господа: "У Меня отмщение, Я воздам". Но папа не сдавался: "Так что, видя преступления, я должен закрывать на них глаза, поощряя зло?"

- Нет, сынок, зло поощрять не надо. Однако есть разница между осуждением человека и порицанием его поступка. Одно дело, говорил св.Дорофей, сказать о ком-то: он разгневался. И совсем иное сказать: он гневлив, т.е. осудить все расположение души, вынести приговор всей его жизни. Осуждающий замечает грехи ближнего, а свои оставляет без внимания. Грех осуждения Христос назвал одним из самых тяжких: "Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза". Господь сравнил грех ближнего с сучком, а осуждение греха уподобил бревну.

Один праведный инок так неотступно и слезно просил Бога о своей матери, что Господь послал ангела забрать из ада ее душу. Увидев это, обитатели преисподней ухватились за свою подругу. Ангел возносился все выше и выше. Однако мать праведника, посчитав, что остальные недостойны быть спасенными вместе с нею, стала сбрасывать их с себя. И чем меньше их оставалось, тем медленнее становился полет ангела. Когда же она отбросила последнюю ухватившуюся за нее грешную душу, ангел разжал руки и отпустил ее… Не так ли и мы считаем достойными именно себя, осуждая ближнего? - покачал головой дедушка. - Не так ли и нашу душу выпустит из своих рук наш Ангел-хранитель, видя, что мы нарушаем заповедь: "Не судите, да не судимы будете"? Разве может войти Бог в душу, в которой нет любви, а есть осуждение и злоба? Осуждая других, мы растим в себе гордыню, поселяем в себе дух злобы.

- Это непостижимо для меня, - вздохнул папа. - Видеть зло - и прощать, потворствовать?

- Нет, дорогой, - дедушка погладил по плечу сына. - Если обижают другого - заступись. Но если тебя - стерпи и прости. Потому что так учил Сам Господь. Уже на кресте, когда в Него плевали, когда Его распинали, Он просил Своего Отца: "Отче, прости им, ибо не ведают, что творят". Он-то знал, что Его палачи лишь жертвы, лишь орудия истинного врага. Да разве можно злом остановить зло? Нет, только приумножить. Что есть зло, как не отсутствие добра, отсутствие любви? Любить и есть наше предназначение, наше уподобление Богу, наш долг. Что есть грех, как не нарушение заповеди любви? На Страшном Суде, от которого нам не уйти, мы и будем судимы по мере любви, которую мы успели проявить своим ближним.

Борис ГАНАГО, с сокр.