Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПОСЛУШАНИЕ ЛЮБВИ

На протяжении многих поколений мы постепенно теряли представление об этой добродетели. И речь идет не только о поколениях, выросших при советской власти: можно сказать, что, начиная с Адама, человечество находится вне послушания. Апостол Павел как раз и говорит о том, что Адам отпал от Бога через непослушание, а вот второй Адам - Иисус Христос - был послушлив: "…послушлив даже до смерти и смерти крестной".

А могли бы мы с вами исполнить кому-то послушание до смерти? Подобный пример известен из жизнеописания прп.Серафима Саровского. Ныне прославленная как местночтимая святая прп. монахиня Елена приняла смерть по благословению св.Серафима. Когда Батюшка попросил ее своею смертью спасти жизнь другому человеку, умереть за послушание вместо своего брата, она сказала: "Как благословите", - и исполнила это послушание до самого конца, почему и пророчествовал о ней Преподобный, что именно она будет в Царствии Небесном игуменией Дивеевской.

Имеем ли мы заповедь, которая бы прямо говорила нам о необходимости послушания? В буквальном смысле такой заповеди мы, может быть, не найдем, но если вникнуть в суть Божиих велений, то мы увидим, что послушание является неотъемлемой частью жизни человека в Боге. Прежде всего рассмотрим заповедь о любви к Богу. Естественно, когда люблю, то не перечу любимому. Даже человеческая любовь в наиболее чистом ее виде характерна тем, что того, кого мы любим, - не огорчаем, не перечим ему… напротив, имеем желание исполнить его волю. Люби ближнего, как самого себя! Естественно, если ближний это то же, что я сам, то воля ближнего - это моя воля. Здесь снова видим послушание.

А ведь есть заповедь и Ветхозаветная: "Чти отца и мать свою, да умножатся лета живота твоего". Таким образом, почитание отца и матери - это закон, и понятие о послушании, как одной из сторон почитания, и заложено в этом законе. С этой заповеди и начнем разговор о послушании. Итак, "чти отца и мать свою". Господь не сказал: "Чти хорошего отца или хорошую мать; чти богатого отца или богатую мать…" "Чти отца и мать свою". Но иногда люди говорят: "Как же я могу почитать своих родителей, когда они ведут такой нехороший образ жизни?" И действительно, мы знаем множество людей, ведущих образ жизни весьма предосудительный. Есть родители, которые бросают своих детей, а то и просто издеваются над ними. Но дает ли нам право Бог отречься от таких родителей и не почитать их? Мы видим, что в заповеди об этом ничего не говорится. Почему так? Если мы попытаемся разобраться, то увидим, что почитание родителей основано на послушании, почитании Бога. У святых отцов мы можем найти такое, в свое время очень потрясшее меня, высказывание: "Кто не чтит отца своего, тот не может почитать и Бога".

Дети на исповеди часто каются в грехах непослушания, и иногда с улыбкой это делают - вот, дескать, не слушаюсь, да! Тогда-то и спрашиваешь их: "Скажи, пожалуйста, дружок, а где ты взял папу и маму?" Ребенок недоумевает, не знает, что ответить. "Ну, где же, где? В магазине купил, на улице нашел?" Понятно, что дети улыбаются. Потом подсказываешь: "Наверное, Бог дал?" - "Да, да! - улыбаются, - Бог дал!" "Ну, а раз тебе Бог дал папу и маму, то как же можно их не слушаться? Ведь это значит, что ты уже не слушаешься и Бога, который дал тебе этих родителей".

Мы действительно не выбираем себе родителей. И несмотря на все попытки перевоспитать своих родителей, как нам хочется (а нередко, особенно в наше время, дети этим любят заниматься), к сожалению, ничего из этого не получается.

Родители тоже несут долг послушания перед Богом. Как известно, человек не может создать искусственную жизнь. Рождение ребенка, его зачатие - это есть чудо Божие, ничего подобного человек сам сделать не может. Наши дети рождаются не потому, что мы их сотворили: мы просто явились инструментом рождения нового человека в жизнь. Дети - не собственность и не изделие наше это послушание, данное нам от Бога. Послушание родителей - воспитывать, послушание детей - почитать родителей. К сожалению, наши современники, наши соотечественники о воспитании имеют очень плохое представление. Но надо сказать, что за последнее столетие (я дерзну выразить такое мнение) люди вообще потеряли представление о воспитании. Сегодня подавляющее большинство детей растет, как трава; и как же в таком случае формируется личность ребенка? Дети смотрят на то, что делают взрослые, как они себя ведут, и подражают им. Известный факт, что среди детей, выросших в детском доме, очень низкий процент создания нормальной семьи: у них не было родственного примера, роль мужчины и женщины, отца и матери им не известна.

В православной России, среде крестьянской и рабочей, христианские качества созидались примером родительским, когда ребенок от младых ногтей находился с папой и с мамой и исполнял то, что родители исполняли. Есть замечательный пример такого воспитания в жизнеописании Силуана Афонского. Уже будучи праведником и святой жизни человеком, прп. Силуан говорил иногда, что он еще не вошел в меру своего отца, - хотя отец его был простым крестьянином, имел жену, детей, обширное хозяйство… Прп.Силуан приводит такой пример: у него мальчиком забота была - накормить отца. Отец работал в поле, а маленькому сыну поручили собирать обед и приносить отцу. Так сын чувствовал свой небольшой вклад в работу родителей и радовался этому послушанию: отец растит хлеб, а он носит ему еду и таким образом становится нужным семье. Однажды мальчик, забыв о том, что наступила пятница, принес отцу говядину. Отец молча съел, ничего ему не сказал и только спустя долгое время заметил: "А помнишь, сынок, ты мне говядину-то в пятницу принес? Так я ведь ел ее, как падаль". То есть с отвращением ел эту говядину, но сыну ничего не сказал. Почему? Потому, что он, хоть и простой крестьянин, не имеющий никакого представления о науке воспитания, но свое послушание воспитателя понимал и видел, что если сейчас напомнит сыну о посте, то огорчит мальчика. И не то плохо, что огорчит, а то, что сын потеряет радость участия в отцовском труде, что он будет бояться опять отцу не угодить, опять что-то перепутать, будет работать без радости, то есть не по-христиански. Отец его ни в чем и не упрекнул. Но он не забыл напомнить этот случай в свое время, когда сын уже был способен воспринять такую мысль. Вот какую мудрость, какое искусство в семейном послушании проявлял простой крестьянин.

Послушание есть один из краеугольных камней церковной жизни. Иногда мы слышим, что послушание выше поста и молитвы. К этой фразе люди относятся по-разному. Многие категорически возражают: "Нет, послушание - это закрепощение воли человеческой, это безсмысленное порабощение". На этой почве зиждутся всякие искажения нашей церковной жизни, а происходит такое потому, что сегодня и послушники, и начальники не имеют представления о том, что же такое послушание. Будучи сами своевольными, непослушными, мы с трудом воспринимаем слова о том, что послушание выше поста и молитвы. Как понимать послушание, в каком ключе? Мы прославляем первых русских святых - страстотерпцев Бориса и Глеба. Как вместить подвиг этих князей? Брат их восстал против злого брата, который своевольно и дерзко захватил родительский престол. Добился правды человеческой. А эти агнцы жаждали правды Божией; они сохранили послушание старшему, злому брату и были закланы. Повар, который одному из них служил, зарезал своего господина ножом, перерезал юному князю горло. Как вместить такое послушание? Оно в человеческие рамки не вмещается.

Но нужно сказать, что человек новоначальный, когда он читает о послушании, понимает все совершенно превратно. Он готов лечь на пол: вытирайте об меня ноги! Оно, может быть, и неплохо так уничижить себя, но человек, который себя уничижает, забывает о том, что сам-то он еще не изменился, что заповеди Божии он принял пока лишь умом. Находясь под воздействием втуне дарованной благодати, новоначальный не в состоянии осознать, что сам-то еще не соответствует заповедям. Первенствующая благодать вселяет в него райское, счастливое осознание бытия Божьего, осознание того, что этот мир является Божиим. Он начинает воображать, что достичь смирения легко, нужно лишь как можно сильнее уничижить себя, но на самом деле уже через очень короткое время он начинает противодействовать своему уничижению. Он восстает на тех, кого он соблазнил своим ложным смирением. Вдруг до него доходит, что человек-то он гордый и не может понести унижения. Тогда в душе его происходит такой взрыв, что может привести не только к отпадению от церкви, но даже породить ропот на Творца, а то и до прямого богоборчества довести.

Еще раз скажу: когда мы говорим о послушании, то нужно помнить, что оно есть прежде всего результат воспитания и самовоспитания. Когда мы входим в сознательный возраст и сознательно приходим к вере, тогда мы начинаем сами себя воспитывать. Как? Терпением скорбей и смирением.

Напомню известную историю о том, как одному послушнику старец приказал сажать капусту кверху корнями. Ученик один росток посадил, другой, потом думает: "Что-то старец напутал или я чего-то не понял". Подумал так, посадил капусту корнями в землю и с радостью приходит к старцу. Тот и говорит: "Разве так я тебе велел сажать?" "Отче, так капуста же не вырастет!.." "Молитвами святых отцов наших все вырастет; а вот то, что у тебя нет послушания, это плохо: в тебя не вырастет никаких добродетелей".

На этом примере мы видим, что послушание с древности воспитывалось именно на подобных примерах: проверялось, насколько послушник доверяет тому, кто его учит. Очевидно, что в наше время человек такого не может потому, что он заражен проказой греха. Среди нас нет таких духовных светильников, как Антоний Великий, Пимен Великий, и других отцов, прозванных великими. У них легко было нести послушание, легко доверять им. В том же древнем патерике говорил один из старцев своим духовным чадам: "Я завидую вам: как вам легко спастись!.. Вы можете просто слушаться меня и спасаться. Моими святыми молитвами и вашим послушанием вы в рай войдете". Но сегодня нас точит червь сомнения: "А наши-то духовные отцы? Они-то не святые, они-то чудеса не творят, мертвых не воскрешают, больных не исцеляют. Да, может, они и вовсе грешные: этот по ночам не молится; этот за обедом не обходится одним сухариком; этот говорит страстно". И теряется доверие. Но, братья, послушание всегда основывается на доверии, не проверяемом рациональным умом. Почему маленький ребенок бывает послушлив родителям? Потому что не сомневается в их доброте. Ведь нередко бывает: родители недостойные, а любовь к ним у детей большая. Дети любят своих родителей - ворующих, живущих грешно, готовых даже пропить свое чадо, - а дети их все равно любят. Они страдают от того, что родители не могут их любить по-настоящему, но сами любят и доверяют им. Вот этого-то доверия у нас не хватает. Будем же всегда помнить об этом, и по заповеди Божией будем стремиться стать такими детьми - любящими и не рассуждающими в своей любви.

Протоиерей Игорь ФИЛИН, настоятель церкви прп. Серафима Саровского в п. Песочное