Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

К ТРОИЦЕ, НА ПОКЛОН К ПРЕПОДОБНОМУ

«Прп. Сергий Радонежский с житием» — икона Насти Григорьевой, 9 лет. Студия «Святогорье», рук. Р.Гирвель, СПбПубликуем сочинение петербургской школьницы Иоанны ГАЙДУКОВОЙ, прихожанки Свято-Троицкой Сергиевой пустыни, посвященное прп.Сергию Радонежскому.

Россия... Святая Русь... Дом Пресвятой Богородицы... При этих словах любой русский человек невольно задумывается о родной стране, родной вере, родных храмах. В памяти: "поставить Боженьке свечечку, помолиться, чтобы у мамочки и папочки было все хорошо, чтобы люди не ссорились, не дрались и не обижали друг друга". Как все умилительно: и успокаивающая тишина, и умиротворяющий треск свечей, такой знакомый и любимый, и огоньки лампад, мягким светом своим призывающие к теплой молитве. Во всем присутствует тихая радость, сердечное откровение.

В доме Божием молился, жил, воспитывался каждый русский человек. Здесь и теперь он ищет убежище от потопления в волнах нечестия. В обителях духовно возрастали святые, в земле Русской просиявшие.

Именно в храме впервые возвестил Господь о своем избраннике — Святом Преподобным Сергии Радонежском, когда тот, еще не родившись, трижды воскричал во время Литургии, возвестив, что "будет избранным сосудом Духа Божия и служителем Святой Троицы". В храме он молился, духовно воспитывался и готовился к будущему подвигу. Впоследствии народ-богоносец обрел Игумена Земли Русской, к которому, как к истинному очагу праведности, вот уже несколько веков идут и едут паломники.

Едем и мы...

В ПУТИ
Мерно стучат колеса электрички... Едем к Преподобному... Там, где мы сейчас молниеносно проносимся, едва успев заметить за окном природу, раньше, любуясь залитыми солнцем деревнями, ярко-зелеными волнами трав, белоствольными березками, голубизной небес с белыми дымчатыми облаками и золотым солнцем, благодатными храмами, часто встречающимися в то время, воссылая песнопения Богу и просто молясь, неспешно, с котомкой за спиной, проходил русский паломник. Нескончаемые вереницы богатых и бедных, здоровых и больных, старых и молодых, утвержденных в вере и ищущих ее тянулись к Лавре или, как тогда говорили, к Троице. Как, кажется, далеко то время от современной жизни, а паломничество к великому подвижнику благочестия не прекращается никогда, только теперь богомольцы не идут пешком, а едут на электричках.

Среди тихой, ласкающей душу, успокаивающей природы предстают картины детства Варфоломея. В семь лет родители отдали Варфоломея учиться грамоте, но "знак скромности, смирения есть в том, что будущий святой не мог естественно обучиться грамоте", а уразумел ее по молитвам инока, встретившегося в лесу...

Дивный пейзаж мелькает за окнами. Услаждает зрение, обогащает сердце теплом и добром. Чувствуется прилив жизненных сил. Сознание обновляется, оживает. И ложны, и не нужны в эти минуты человеческие слова душа жаждет других слов — вечных, незыблемых. Отверзаются внутренние очи, и становится ясно, как мало нужно для человеческого счастья: только чистое сердце и незапятнанное грехом естество. И хочется всегда удержать в себе это чувство умиления и гармонии. "Следующая станция — Мытищи", — объявляют по радио.

"Далеко по деревне, по сторонам дороги, перед каждым как будто домом, стоят самоварчики на солнце, играют блеском, и над каждым дымок синеет. И далеко так видно — по обе стороны — синие столбики дымков", — описывал Мытищи семилетний мальчик, идущий на богомолье к великому святому.

Мытищи издавна славились своими чаепитиями. Местные жители тепло встречали богомольцев, шедших на поклон к Сергию. Усталые путники останавливались в этом посёлке, пили чай, приготовленный хлебосольными хозяевами, отдыхали и набирались сил для будущей дороги.

ХОТЬКОВО
Приближаемся к Покровскому Хотькову монастырю, расположенному в верстах трех от Радонежа, двенадцати верстах от Лавры, где "при конце своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария [родители будущего подвижника] пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ" и где вскоре "с миром отошли ко Господу на вечный покой", благословив Варфоломея на иноческий подвиг. Варфоломей, как покорный юноша, почитал и слушался своих родителей: не ушел в дебри Радонежских лесов без их благословения, хотя сердце его давно возгорелось желанием аскетической жизни. И "токмо по смерти их к чину ангельскому приобщился ecu", т.е. принял монашеский постриг.

От родителей зависит душа человека, порученная им. В их власти взрастить благочестивого христианина, наследника Вечности, или умертвить его сердце. Именно родителей следует благодарить за всех духовно мудрых людей, когда-либо населявших землю. Воспитание — один из самых нелегких подвигов, и венцы получает тот, кто достойно справится с ним, вырастит ответственного, трудолюбивого, чистого сердцем и сильного духом человека. Сначала нужно приложиться к святым мощам родителей, изпросив благословения на посещение их благонравного сына, а потом уже ехать на поклон к нему. "Таков завет его: кто идет в лавру, чтобы заходил наперед в Хотьково". Так и повелось. "Простецы-богомольцы, идущие из Владимирской и Ярославской губерний, нередко проходят мимо святую Лавру, чтобы исполнить этот обычай. И уже из Хотькова снова возвращаются к священным стенам славной Сергиевой обители" (Е.Поселянин).

Электропоезд останавливается на хотьковском перроне. Тенистая дорожка приводит нас к монастырским стенам. Благоговейно входим в арочные врата. Идем по выложенной плитками дорожке, вдыхаем запах зелени, наслаждаемся голубизной воздуха. Как прекрасна земля и все, что на ней! Как чудно сливается тонкий душистый аромат живых цветов с красотой дивного стройного стебелька и изящных лепестков, исполненных самых разнообразных красок! Радуется каждый листочек на дереве, каждая травинка! А сколько прекрасного таит в себе каждое живое существо!

К сожалению, ещё не все здания возвращены монастырю. Справа от нас — аграрный колледж, слева — жилые дома, разрушающиеся постройки.

Подходим к Покровскому собору. Красивы и величественны стены, окрашенные в бело-оранжевые цвета. Внутреннее убранство поражает благолепием и праздничностью. Церковный монастырский хор своим благодатным пением приближает к Господу. Мы застали Причастие. "Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите", — звучит молитва сестер.

Припадаем к мощам родителей добродушевного старца. Преподобные внимают нам из раки. Просим "двоицу святую, Богом благословенную" сподобить нас посетить их венценосного сына.

"Святые преподобные Кирилле и Марие, молите Бога о нас!"

У СТЕН ЛАВРЫ
Место, где стоит Лавра, называется Маковицею. Варфоломей оставил все мирское и пришел сюда, когда еще "глубокая дебрь с трех сторон окружала эту Маковицу. Из-за отдаленности от мира, людской суеты полюбилось это место будущему святому. Поэтому и поселился он здесь вместе с братом Стефаном, "в пениих, бдениих же и пощениих" служа Тому, Кого возлюбил больше всего. Позднее Стефан, не выдержав тяжести жестоких лишений, ежедневных трудов, ночных молитв, покинет младшего брата и уйдет в Богоявленский монастырь, где жилось легче, чем в пустыне, и Варфоломей останется наедине с собой и Творцом.

Здесь прошло, "труднейшее для него время. Тысячелетний опыт монашества установил, что тяжелее всего, внутренне, первые месяцы пустынника. Св. Сергий подвергался страшным и мучительным видениям", — пишет Борис Зайцев в своем проникновенном повествовании о жизни великого подвижника и затем указывает примеры "страхования" юного инока из жития его. Все мы знаем, как тяжело исполнять заповеди Христовы, сколько труда нужно приложить, чтобы стяжать дары Духа Святого: веру, смирение, любовь! Какую силу воли надо иметь, чтобы не отойти от благ, которых Господь сподобляет праведника, не впасть в прелесть; сколько нужно терпения, чтобы достигнуть святости! Какой христианской добродетелью надо обладать, чтобы встречать каждого открыто, доброжелательно и терпимо! А ведь каждый человек, которого встречал и встречает сейчас богоносный отшельник, находил строгую верность православной монашеской традиции, пастырскую открытость миру, деятельную любовь, преподобническое бытие, исповеднический подвиг и глубокую молитву.

Здесь каждый день возносились молитвы Сергия к Всевышнему, шла молитва за всю Россию, за всех людей.

Здесь проходил тихий, неведомый для мира труд. Труд всегда стоял во главе жизненных устремлений насельников русских монастырей. Ведь даже вера, которая стояла надо всем остальным в мире, — это прежде всего труд, труд постоянный, нелегкий. Вера без дел мертва. В монастыре и до сих пор ведется натуральное хозяйство. Оно издавна было обычным явлением на Руси, а сейчас, в нашем мире, постепенно сделалось диковинным. Здесь же по-прежнему все добывают по старинке, самостоятельно.

Каждая пядь земли Обители, каждый ее камень — это свидетельство жизни Преподобного. Каждый храм Лавры, каждая келья овеяны молитвами и трудами многих знаемых и безвестных тружеников.

У ТРОИЦЫ
Оставляя обыденность, будничную суету большого города, мы минуем Успенские врата, напоминающие нам своими фресками о жизни прп.Сергия Радонежского.

Греет солнце, такое ласковое, каким оно может быть только в Свято-Троицкой Лавре. Играет оно в звездах голубых главок Успенского собора, и сладостное христианское ощущение переходит в умиление, и хочется сделать что-то доброе людям.

Сюда, в спасительный ковчег церкви, идут тысячи паломников, и "невозможно учесть всех в этом человеческом потоке, каждый день широко вливающемся в Святые врата Обители и говорящем на различных языках мира".

Благоговейно ступаем по святым местам, несущими отпечатки вековой мудрости. Многие здесь ясно осознают свою связь с прошлым. Все вызывает восторг и преисполняет сердце высокими чувствами. "Направо — большой собор с синими куполами, с толстыми золотыми звездами". Успенский храм хранит мощи святителя Филарета Московского, "земли нашей похвалу", который был, как сказано в молитве к нему, "ученик его [прп.Сергия] присный".

Дальше — источник со святой водой, искрящейся, переливающейся всевозможными цветами, отражающей солнце в каждой капле. Пришедшие к Троице богомольцы, кольцом окружающие святой источник, наполняют принесенные с собой бутылочки или купленные здесь же, в Лавре, фляги, пьют хрустальную воду, умываются. И на лицах — благодать, радость, умиротворение. Мы подходим к ним. Живительная влага пробуждает в душе поток прекрасных чувств, питает и обновляет их.

Собор Живоначальной Троицы, красивый и великолепный, с белокаменными стенами, золотыми маковками, возвышается над ракой перешедшего к Всеобъемлющему Богу, "но и от нас духом любове не неотступивого" Печальника Земли Русской. Ежедневно здесь на Братском молебне иноки творят поминовение о здравии всех, кто внес свои имена. Вереницей, которой не видно конца, соборно идут и идут паломники, чтобы приложиться к мощам горячо любимого Игумена. Русский народ любит "преподобного, знает, что принимает его преподобный своей русской широкой душой, потому и идет к нему. И сколько раз помогал ему батюшка Сергий своим предстательством. Не забудет он никогда своего помощника".

Сейчас уже поздно, и собор закрыт. Но по молитвам святого подвижника нас впускают внутрь. Так преславный чудотворец ходатайствует перед Богом за любого человека, молитвенно взывающего к его помощи… Храм тих и пуст, только несколько иноков несут послушание. И через эту умиротворяющую тишину чувствуется сила благодати Божией. Ничто не мешает молитве. Ставлю свечку за благополучие России. Небывалое чувство радости охватывает сердце. Смотрю на иконостас, и так же, как и отроку-богомольцу, "кажется мне, что там небо, а здесь земля". Позади безпросветная земная неволя, и стоим мы словно перед распахнувшимися дверями рая.

При тихом мерцании лампад и ровном горении свечей собираем воедино все свои душевные силы. Поднимают стекло, открывают раку, в которой почивает основатель Обители Радонежской. Подходим к великой святыне, к мощам ангелоподобного молитвенника за русский народ и так, главой к главе Преподобного Сергия, от тьмы к свету, от греха к очищению, сподобляемся приложиться к неисчерпаемой благодати. И льется молитва, словно ангел шепчет: "Преподобие отче наш Сергие, моли Бога о нас".

Все страхи и сомнения ушли, и "меня охватило покойное сознание тихого благополучия, а на душе было мирно и тепло" (И.Шмелев). Так, тихо и спокойно, без плотского мудрования, вроде бы незаметно и естественно, и происходит настоящее чудо, безмолвное и непостижимое в своей красоте, направляющее на путь к истине нашу погруженную в житейские заботы и постоянно пригвожденную к земле душу.

Отпускает все земное, смотрим на мир другими глазами. Как-то незаметно стал ближе сердцу преподобный Сергий, еще теплей, еще родней. Во всем чувствуется его водительство. Начинаем задумываться: как бы сложилась наша жизнь, если бы не молитвы светлого покровителя? Ведь это он, никогда "от нас духом любве не отступивый" ходатайствует за народ, помогает в многочисленных бедах и нуждах. Еще при жизни Преподобный своим чистым сердцем чувствовал каждого человека и любовью касался его, пробуждал в душе все самое доброе. Кротко, мягко, преображал своей святостью всех, приходящих к нему. Теперь освящающая благодать коснулась и меня, отверзла духовные очи.

"Вы были внизу?" — спрашивает нас послушник. Мы внизу не были. Спускаемся по лестнице и поворачиваем налево, входим в Никоновский придел. Благоговейно прикладываемся к частицам гроба Господня и Его Матери Царицы Небесной. Все забывается... Только и желаешь, чтобы эта радость навсегда осталась в сердце.

Переходим в Серапионову палату, на месте которой, как объясняет послушник, по монастырскому преданию, стояла келья Преподобного Сергия. Справа — чудотворная икона, изображающая явление Божией Матери с апостолами Иоанном Богословом и Петром смиренному подвижнику. Поклоняемся иконе и припадаем к честным каплям крови Господа нашего Иисуса Христа. С трепетом прикладываемся к святой нетленной деснице Первомученика архидиакона Стефана и мощам святителей Иоасафа, Серапиона, преподобных Дионисия и Никона Радонежских.

Здесь, на этом намоленном месте, ощущается связь наших душ с сонмом всех Радонежских святых — сосудов благодеяния, готовых излиться на человечество.

Несомненно, Преподобный Сергий Радонежский является духовным отцом русского народа. Не существует русский человек без соборности, не имеет он иной национальной идеи, кроме исполнения Закона Божьего. Наши предки отличались таким благочестием, что теперь, когда особенно важно проникнуть сквозь столетия и найти кладезь, из которого черпали они силы, внутренний мир, душевную красоту, мы до сих пор наследуем глубину нашей православной веры.

Когда отпали русские люди от своей отечественной веры, исторической сущности, сами от себя, они лишились Силы, содержащей их, Промысла, руководившего их действиями. Чтобы вновь воспрянуть, нужно вернуться к истокам своего Начала, к Всемогущей Деснице, направляющей на нужный путь, потому что "народ без веры и идеалов никогда не может стать сильным". Если мы возродим веру, возродится и Россия. Чтобы вернуться на свой, исконно русский путь, нужно смиренно покаяться, как блудный сын, обратиться к Милосердному Отцу, говоря: "Отче! я согрешил против неба и перед Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим". "Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение", — сказал Преподобный Амвросий, старец Оптинский.

Но пора в обратный путь. И пусть будет он путем осознания истины, приоткрывающейся здесь.

ОСОЗНАНИЕ
Мы уходим с радостным сердцем, "унося в своих воспоминаниях светлый благоуханный цветок — повесть жизни и подвигов Сергия Радонежского и тихое безмолвное благословение этого чистого и светлого, необыкновенного, святого человека". Прощаясь с Лаврой, сподобляемся какого-то нового, просветленного чувства, сладостного умиротворения — внеземного и вневременного кристалла Божественного откровения, врачующего больную душу, пробуждающего крепкую, бодрую веру, тихую радость и осмысление истины.

Троице-Сергиева Лавра — великое наследие, оставленное Игуменом земли Русской человечеству. В ней является истинная милость Божия. Обитель, спасшая людей от нашествия иноверцев, от эпидемий заразных болезней, от змей, спасает души людей, пришедших на поклон к Преподобному. Несомненно, каждый, притекающий в Обитель, обновляется, обретает и постигает новую ступень в своем пути и духовном совершенствовании.

Выходим из Обители и опять поднимаемся на Блинную гору. Ступаем по благословенным местам и летим, словно на крыльях, куда-то в голубую даль, в какой-то радостный мир, который хочется навсегда оставить в своем сердце. Оглядываемся, смотрим на Троицу, стараясь запечатлеть ее в памяти навечно.

Легкий ветерок колышет волосы. Великолепное светило дня, совершив свой дневной путь, приблизилось к закату. Ему, кажется, тоже хочется последний раз взглянуть на Троицу, и солнце задержалось над поверхностью земли, раскрашивая Обитель в розовые предзакатные цвета. "Лавра светится по краям, кажется легкой-легкой, из розовой с золотцем бумаги: солнце горит за ней. Розовые ее стены кажутся теперь выше, синие купола — огромными" (И.Шмелев). И чудится, что кончается не день, а время блужданий в темноте в поисках Источника Света, который указывает нам нужный путь, и что именно сейчас, вечером, наступает пробуждение, вера, предчувствие идущей бодрой и светлой жизни.

Время пребывания в Лавре Преподобного протекло как одно мгновение. Потребуется вся жизнь для осмысления происходящего. Но верится: поможет Преподобный, услышит твой, пока еще слабый, зов: Преподобный отче наш Сергие, моли Бога о нас!