Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЧЕМ ВЫТЕСНИТЬ ЗЛО

фото Ю.КостыговаДети и святители держатся Тебя, Господи, остальные бунтуют против Тебя. Дети и святители - граница между царством бытия и тенью небытия.

Опекуны называют себя родителями и сбрасывают детей Твоих с высокой скалы в пропасть. Опекуны воображают, что они родители, и управляют детьми Твоими как своим имуществом. Поистине, не управляют, а искривляют и ломают. Чужих детей присвоили вы себе, опекуны, и будете отвечать за кражу и разбой. Ни та жизнь, что в вас самих, не есть ваша, ни та, которой каналами послужили вы. Чужое все, кроме зла внутри вас, и будете отвечать за кражу и разбой. Ответите за кражу, потому что чужое называли своим; и за разбой, ибо вы чужое изувечили и разрушили. Нет родителей на земле. Родитель - на небе. На земле только опекуны. Те, кто себя на земле называют родителями, - воры и разбойники. На земле только опекуны: и это уже слишком большая честь. На попечение вам отдано самое драгоценное богатство, которое есть у Бога. И это уже честь превеликая.

Блаженнее тот, кто никогда не родился, и кому никогда ничто не вверялось на попечение, нежели вы, если попечение ваше - соблазн и умерщвление душ. Зачем радуетесь вы детям, если не думаете бдить над ними, как над ангелами небесными? Зачем сокрушаетесь о них, когда они рано оставляют вас и убегают к ангелам? Чужому вы радовались и о чужом сокрушались. Не пекитесь об одном лишь благополучии тела детей ваших, ибо сие делают и лисы для лисят. Но пекитесь о Боге в детях ваших. Выстраданный Бог постарается обо всем остальном. И то, что с муками собираете детям вашим, Он им без муки соберет, быстро и легко. Не изгоняйте Бога из детей ваших, ибо тогда отгоните от них мир и счастие, здравие и благоденствие. Даже если и всю землю оставите оставленным Богом, - оставите ее голодным, которые все пожрут и умрут от голода. Обезпечьте детям вашим не кусок хлеба, а кусок души и совести. И будут дети ваши обезпечены, а вы благословенны в двух мiрах. Пекитесь о чужом имуществе более, нежели о своем, и награда ваша будет немеренной.

Царские дети отданы вам на попечение. Воистину, немалую награду даст Царь тем, кто сберегут для Него царевичей и не сотрут имени Родителя из памяти их. Чрез детей смотрит Царь с удивлением на вас и ждет ответов ваших. Если ответы будут смертоносными, Царь уйдет из детей ваших, и будете печься о трупах.

Дети и святители держатся Тебя, Господи мой, остальные бунтуют против Тебя. Дети и святители - Твое испытание мiра.

Будь внимательной, душа моя, и не ошибись.

Святитель Николай СЕРБСКИЙ († 1956)

Всех родителей волнует, какими людьми вырастут их дети. Родителей верующих, ясно сознающих наступление греха на детство и свою ответственность за чад пред Богом, это волнует особенно. Но свою тревогу мы выражаем по-разному.

Когда приходит время идти в школу, многие из нас тратят немало сил и времени на поиск школы, желательно православной, где опасность вредных знаний и влияний кажется минимальной. Стремление оградить детей от зла, доверить их верующим преподавателям, желание видеть их среди таких же одноклассников, закономерно и справедливо. Но православных школ мало (да и там никто не выдаст нам гарантии на безгрешное пребывание), они находятся в становлении и развитии. И большинство наших детей идут в обычные светские школы. Дай Бог, чтобы в хорошие.

Увы, поиском школы обычно и заканчивается наша забота о времяпрепровождении ребенка в стенах учебного заведения. Мы полагаем, что все дальнейшее - задача учителей, нам остается лишь требовать с них результата. Признаемся честно: именно таким потребительским подходом мы грешим чаще всего.

И лишь некоторые верующие родители принимают участие в школьной жизни собственных детей. Поэтому мы сочли полезным познакомить вас с опытом, которым поделилась Л.ЗЕМСКОВА в "Православной газете для простых людей" (г.Александров Владимирской области):

Могут ли родители помочь педагогам самой обычной школы воспитывать наших(!) детей в духе христианской нравственности, на которой строится вся русская культура? Из собственного опыта смею утверждать, что - да. Когда директор школы, в которую перешел мой ребенок, узнал, что я являюсь директором центра детской адаптации, то предложил мне вести уроки истории для 5-7 классов. Оказалось, что им не хватает кружководов, организаторов внеклассной работы. Я обратилась к настоятелю близлежащего храма, и мы нашли людей, готовых ради любви к детям и Отечеству два раза в неделю приходить в школу, чтобы поработать с детьми. Затем обратились в Московскую Духовную академию, предложили третьекурсникам вести в нашей школе уроки москвоведения. Так к нашим детям пришло пятеро молодых людей - выдержанных, интеллигентных, красивых, - и это задало тон православной работе в нашей школе. Два студента стали вести в начальной школе факультатив "Основы духовной культуры".

Когда подходит к концу первая четверть и начинаются родительские собрания, надо не дремать, входить в родительские комитеты, составляя программу конкретных мероприятий, предложить классному руководителю помощь в организации культурно-воспитательной работы. Мы поступили именно так. Повели детей в замечательный православный театр Камерная сцена на спектакль "Муромское чудо" о святых благоверных князьях Петре и Февронии. В этом театре есть и прекрасные сказки для начальной школы. Увидев один спектакль, дети сказали: "Мы хотим посмотреть все спектакли!" И весь учебный год свободное время детей заполнилось православными мероприятиями…

Таким образом, вы можете стать правой рукой классного руководителя: перед праздниками, в преддверии конкурсов разучить стихи, песни о Родине. Все это очень просто - не надо бояться. Кроме того, дети очень любят экспромты. Можно выступить с небольшим концертом в соседнем детдоме, заодно принести для малышей вещи, гостинцы, канцтовары. Какой урок для детей! И учитель будет доволен родительской помощи.

Как провести Рождество в обычной школе? Я обошла всех учителей с конкретными предложениями. Учителям литературы предложила рождественские стихи и рассказы, учителям физики и химии - брошюры из серии "Ученые о сотворении мира", сейчас немало подобных книг продается в церковных лавках. Для уроков географии можно предложить экскурсию, например, поездку в Коломенское, где есть и источники, и возвышенности, и срезы, и пласты - идеальное место для практического занятия по географии. Внеклассное занятие по истории и краеведению можно провести в Троице-Сергиевой Лавре. Надо не забывать, что если мы сами не предложим таких экскурсий, не займем детей, то они все равно куда-то поедут, но уже со светскими экскурсоводами.

Почему появляются уроки по валеологии? Потому что не занята сетка расписания - нам надо самим занять ее своими уроками. В нашем классе мы проводили факультатив "Уроки старины". И почти в каждый выходной мы куда-то ездили - в Пафнутьево-Боровский, Николо-Угрешский монастырь, а еще при настольной лампе читали книги Ивана Шмелева. Прочитав книгу "Старый Валаам", повезла летом школьников на пятнадцать дней на Валаам, заранее получив благословение игумена монастыря, съездив на Валаамское подворье в Москве. Ездили на экскурсию, посвященную св.блгв. кн.Александру Невскому. Когда мы шли по переулку Александра Невского, мимо храма его святого имени, дети спросили: "А мы внутрь пойдем?" А поскольку в учебнике есть тема - храм, то тут же можно рассказать, что такое храм. За одну экскурсию в рамках школьной программы дети узнают так много! Видят икону св.вмч.Георгия Победоносца: "Ребята, на что это похоже?" И кто-то обязательно скажет: "На герб Москвы". И все с изумлением узнают, что на гербе Москвы изображен св.Георгий Победоносец. "Как интересно! Мы обязательно расскажем родителям!" Кстати, поездки и экскурсии - лучший способ борьбы с дискотеками: если все выходные заняты поездками в театр, в Суворовское училище, в монастыри - у детей не остается праздного времени.

Тему "Беседы о нравственности" можно поручить психологу. Православные могут потрудиться, чтобы занять это время! Раз в неделю проводить беседы в актовом зале (для всех параллельных классов) - о добре и зле, о совести, о способностях, о смысле жизни, о маме, о Родине, о том, как мы говорим, кем быть, о послушании и уважении к старшим, о лжи. Ни один директор, ни один классный руководитель не будет против, если мы будем учить послушанию, проведем лекции против алкоголизма и наркомании. Проводили мы "Уроки любви и добра". Кто-то предложил тему "Идеалы России", литературно-музыкальные композиции. Учителю музыки вы можете дать какие-то песнопения, стихи, кто-то из родителей умеет петь, играть на музыкальных инструментах - привлекайте их, это помощники. Мы договорились, что уроки музыки будут включать посещение концертов - "Русские басы". Дети слушали замечательные голоса, русские песни. На Рождество и Пасху приглашали фольклорные ансамбли. И дети начинали петь вместе с ансамблем!.. Приглашали гусляра: когда он играл, двести детей сидели так, что муха пролетит - слышно. А когда гусляр предложил "Можете сами попробовать сыграть на гуслях, кто хочет" - к нему подошло ползала. Один из мальчиков, что был на том концерте, сделал себе гусли, закончил школу и сейчас играет на гуслях, а все началось с того вечера…

В этой же школе было создано учебно-методическое объединение по нравственному развитию, куда вошли студенты Духовной академии, учителя литературы, истории, все, кто согласился, что нравственность надо поднимать. Кто же будет против, когда кругом безнравственность! Когда новый директор школы хотела ввести валеологию, мы решили упредить события: пригласили студентов Свято-Тихоновского института, чтобы они сделали доклад - очень квалифицированный, со ссылками на экспертизы, на судебные дела. Тогда директор сказала: "Мы все понимаем, кто ж валеологию вводить-то будет? Мы и не думали ее вводить!"… Половое воспитание мы тоже упредили, проводя отдельно мальчишники, девичники, приглашали священников, военных…

Готовясь к Рождеству, мы пригласили супрефекта нашего округа, чтобы провести праздник вместе с учителями, с участием священника - ведь все очень нуждаются в таком общении. Папам можно прийти в школу хотя бы раз в неделю, чтобы позаниматься с мальчиками - сделать деревянные заготовки ложечек, яичек, чтобы расписать их перед Рождеством и Пасхой в подарок родным. И старшекурсников художественного училища можно пригласить на открытый урок по росписи.

Все это важные конкретные вещи, которые может сделать любой неравнодушный человек в любой школе.

Может, в чем-то мы не согласимся с автором статьи, но главное в другом: воспитание детей - дело семьи, и если школа может навредить ему, наша задача - упредить это.

Кто-то скажет, что автор статьи - педагог, а мы - нет, и не можем проводить уроки и экскурсии. Допустим, но мы можем сделать что-то другое, пригласить преподавателя (в Петербурге немало православных педагогов), организовать поездку, приложить усилие, потратить время. Все ли мы можем сказать: "Господи, я сделал все-все, что мог, помоги мне, восполни мою немощь"? Вряд ли. Чаще всего свое неосознанное нежелание что-то делать и менять мы прикрываем апокалиптическими рассуждениями о конце света и греховности мира.

Увы, в своем городе мы не нашли подобного примера сотрудничества верующих родителей со школой. Если такой опыт известен вам, поделитесь им.