Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Священник Анатолий ГАРМАЕВ, г.Волгоград

ВСАДНИК БЕЗ ГОЛОВЫ

В 30-е годы в нашей стране произошла кардинальная перестройка в педагогической науке. Педагогика отделилась от психологии. Еще раньше произошло отделение школы от Церкви и уничтожение всего, что составляло духовное основание педагогики. Родился вСадник без головы. В практику воспитания он вышел с лозунгом, которого до этого не знал ни один народ, ни одна нация: «Детям - счастливое детство». До этого детство было всегда временем подготовки к взрослой, сложной, трудовой и ответственной жизни. Вместо этого появилась жизнь беззаботная.

† † †

Каждый раз я вспоминаю бабушку, у которой мне пришлось квартироваться, когда я преподавал в подмосковной сельской школе. С утра, ни свет ни заря, я еще сплю, она уже встала. Ей 78 лет. Неугомонная, она весь день на ногах. Дети выросли, живут в городе. У нее огород, куры. Только к вечеру присядет, чтобы поесть и немного посмотреть телевизор, да и ложится спать. Я иногда помогал ей. Решил однажды помочь основательно - посвятить весь выходной. Мы вместе занялись огородом. К обеду я ее попросил:

- Баба Маша, можно я немного прилягу?

- Конечно, сынок, приляг.

Я прилег. Думал, что полчаса полежу, а проснулся лишь через два часа. Выхожу в огород, спрашиваю:

- Баба Маша, а вы-то отдохнули?

- Отдохнула.

А я вижу, как она отдыхала: все, что мы выпололи и что в межгрядье валялось, она собрала и вынесла за пределы огорода. Вот ее отдых... К вечеру ее спрашиваю:

- Баба Маша, неужели вы не устаете?

Она говорит:

- Да бывает, бывает иногда...

Для меня это было совсем непонятно. Что это такое? Много лет спустя, глубоко занимаясь психологией труда, я узнал, понял, что же происходит с бабой Машей, что происходит со многими бабушками и дедушками ее поколения. Возраст детства (5-7 лет) приходился у них на 1905-1915 годы, время, когда основное население было сельское, когда детям было не до развлечений, да и традиции деревенского воспитания были строгими. Баба Маша вспоминала, что с 4-х лет отец отправил ее на огород, и основную часть детства она провела там.

- Неужели не хотелось поиграть? - спрашивал я ее.

- Как же, отец так задаст... Не до игры было. Конечно, немного играли, но больше работали, - отвечала она.

Неудивительно, что душевные силы благоприятного для запечатлений возраста легли в трудовое действие. Теперь даже за обеденной беседой она не могла сидеть больше получаса. Я еще и час и два слушал бы ее, а она уже занялась хозяйством. Так ей спокойнее.

† † †

Большая часть нас, 40-45-летних воспитаны в сердобольных руках, при родителях, которые не очень-то осознавая это, больше ублажали нас, нежели формировали. Поэтому по способностям мы можем очень много и долго работать. Например, математик готов 12 часов провести в институте и в 10 часов вечера прийти домой. То есть силы есть, и их много. Но приходит он домой... Жена встречает известием:

- Карниз упал, нужно подвесить.

А он чувствует, как теперь что-то упало в нем. Нет никаких сил браться за дело. Просит отложить. Жена согласилась. он идет мимо своего стола, вспоминает, что не доделал на работе какую-то задачу. Садится за стол и до 2-3 часов ночи работает над ней. Силы появились. Получается: по нужде - сил нет, по способностям - есть.

Женщины также знают за собой аналогичные состояния. Кто-то избегает мытья полов, кто-то - стирки, потому что душевных сил на стирку нет, не было такой привычки в детстве. Кто-то избегает глаженья. Постирать - постирает, а вот гладить - нет никаких сил. Когда заставляют, а в конечном итоге заставляют, то мука-мукой. Кому-то не по силам готовить, кому-то не по силам утешить мужа. И так далее. Это значит, что период от 5 до 7 лет, то есть период становления трудового отклика, проведен в праздности, в беззаботных играх или занятиях по способностям. Но многовековым опытом интуитивно все народы знали об этом периоде. Существовали обычаи и традиции, в том числе и у русского народа. Две трети свободного времени дети этого возраста на Руси проводили в труде. Их понуждали к этому. Причем в труде, который связан непосредственно с результатом, ведь дети все очень конкретно воспринимают.

А теперь, взрослея, человек просто не может понять, что от него хотят. От него ждут работы, а у него нет внутреннего движения к ней. Поэтому нужны внешние опоры в виде денежных стимулов, престижа, угрозы наказания и т.д. Связки «работа-человек» сегодня практически не существует. Человек понимает лишь связку «работа-деньги». И в этом катастрофа. Трудно в этих условиях добиться качества продукции. Человек не имеет сил для качественной работы. Другое дело, если за плохое качество будут наказывать деньгами, тогда он вынужден выдавать качество, но это качество не обеспечено резервами душевных сил. И тогда работа становится в тягость, человек ее избегает. И не только молодежь, но и мы, взрослые, тоже нередко избегаем работы, потому что в нашем детстве уже не было традиций трудового становления.