Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

А ВСЁ-ТАКИ БОГ НАС ЛЮБИТ...

Православный миссионер Антон Дулевич на основе Священного Писания и Предания опровергает шесть распространённых доводов лжеучителей против Божественного правосудия.

ДОВОД ПЕРВЫЙ: «Человек сам себя наказывает».

Ответ: Безусловно, бывает, что человек сам себя наказывает. Например, если, не послушав родителей, ребёнок засунул пальцы в розетку. Но если ребёнок хулиганил, а отец его за это побил ремнём, то это уже родительское наказание. Святитель Иоанн Златоуст осуждает лжеучение о том, что Бог якобы не наказывает: «Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода? Кто ниспослал те молнии и громы на землю Содомскую?»; «Как, скажи мне, ты не страшишься, произнося такую дерзость и утверждая, что «Бог человеколюбив и не наказывает?» Действительно, огненный дождь, превративший в пепел Содом и Гоморру, не является самонаказанием. Цунами, бедствия и катаклизмы — действия руки Божией. Защитники модернистского учения утверждают, что подобное было лишь в Ветхом Завете, но кто скажет, что стихийные бедствия и катастрофы происходят сами по себе? Неужели периодические ураганы, цунами и «Фукусимы» в странах, где царствует идолопоклонство, — это лишь случайности? Новозаветный святой прп.Феодосий Печерский утверждает: «Если какая-либо страна согрешает, Бог наказывает её смертью, или голодом, или нашествием иноплеменников, или бездождием и другими различными казнями».

ДОВОД ВТОРОЙ: «В Боге нет страсти, поэтому Он не может гневаться».

Ответ: Безусловно, страсти в Боге нет. Православное учение никогда не понимало гнев и ярость Бога человекоподобно. Для искажающих Божественное Откровение святой Златоуст уточняет: «…чтобы ты, услышав о гневе, не признал его действием страсти, апостол прибавил: «праведного суда Божия». Бог наказывает и гневается безстрастно, праведным гневом отторгая зло. По слову святого Августина Блаженного, «гнев Божий не есть волнение Духа Божия, но суд, которым налагается наказание за грех». Св. Иоанн Кассиан Римлянин пишет о необходимости различения гнева человеческого от Божиего: «Так, когда читаем о гневе или ярости Божией, то должны понимать не человекообразно, т.е. по подобию человеческого возмущения, а достойно Бога, который чужд всякого возмущения».

ДОВОД ТРЕТИЙ: «Бог есть любовь, поэтому он не может наказывать».

Ответ: Любовь не отменяет справедливости. Кто дал право превратно толковать прямые слова Господа: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр.3,19)? Да, праведников Бог наказывает по любви: «Благочестивым Бог посылает наказание от любви, а не от гнева… и здесь правда Божия показывается, которая малых грехов не оставляет без наказания, хотя с милостью и человеколюбием соединена». Но вот с беззаконниками Господь поступает иначе. Тот же святой продолжает: «На нечестивых изливает гнев ярости Своей, и истребит память их на земле, и, лишая временной жизни, лишает и вечной. Такое наказание постигло содомлян, при Ное живших, фараона и прочих».

Слово Божие наставляет родителей наказывать своих чад для их вразумления: «Не оставляй юноши без наказания: если ты накажешь его розгою, он не умрёт; ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней» (Притч.23,13). Здесь мы видим, что наказание является научением, следствием любви и неравнодушия. Поэтому любовь и наказание совместимы друг с другом.

Если следовать абсурдной логике гуманистов, то, увидев, как избивают беззащитного младенца, мы не должны надеяться на вмешательство Бога, ведь «Он только Любовь» и наказывать злодея не будет. А поскольку мы должны Господу подражать, то и нам следует пройти мимо, не обращая внимания на зло… Именно такой равнодушной псевдолюбви учат модернисты. Но Бог ненавидит зло. «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах.8,17). Бог не какое-то далёкое равнодушное существо, а Личность, любящий нас Отец, защищающий слабых и безстрастно мстящий тем, кто обижает беззащитных. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12,19).

ДОВОД ЧЕТВЁРТЫЙ: «Наказания были в Ветхом Завете, там Бог воспитывал непокорных, а в Новом Завете не так: Бог никого не осуждает».

Ответ: Тексты Нового Завета свидетельствуют об обратном. Придя в иерусалимский храм, Христос, «сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы опрокинул». (Ин.2,15). «И, воззрев на них с гневом», Господь обратился к человеку с иссохшей рукой (Мк.3, 1—5).

Это ли не проявление праведного гнева Богочеловека, смиренного перед волей Бога Отца? Святой Златоуст осуждает мнение о том, что Ветхий Завет был более жестоким: «Итак, ни ветхозаветные заповеди не были жестоки, ни новозаветные не обременительны и не тягостны; но и те и другие показывают одинаковую попечительность и любовь».

В православном Катехизисе исповедуется вера в Бога Неизменяемого: «Апостол Иаков пишет, что у Отца светов несть пременения (нет изменения) или преложения стень (или тени перемены) (Иак.1,17)». И слова ярости к израильскому народу: «Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог» (Иез.22,31) — являются вполне современным обращением, ведь и Бог не изменился, да и сказать, что сейчас беззаконий происходит меньше, будет неправильным. Господь может изменить свою волю (пример — покаяние и прощение ниневитян), если народ покается, но никогда не изменится и не останется без Своей праведности. Меняться можем мы, так как находимся во времени и потому подлежим переменам. Поэтому и в Новом Завете неизменяемый Бог карает: «Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нём доказывают наглядно, что един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни и карающий за нарушение их, и что Он неизменяем» (Св.прав. Иоанн Кронштадский).

ДОВОД ПЯТЫЙ: «О наказании Божием в Библии говорится только лишь для того, чтобы запугать человека, для его исправления».

Ответ: Подобного рода заявление выставляет Бога лжецом. Получается, что Он угрожает, а своих слов не выполняет. Мы верим в Истинного Бога, в Единственного, в Коем нет ни тени лжи и лукавства. «Слышал я, как некоторые грехолюбцы говорят, что для острастки людям угрожал Бог геенной, так как будто бы невозможно, чтобы Он, будучи милосердым, наказал кого-нибудь, в особенности того, кто Его не знает. Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвёл то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода?» — справедливо возмущается святой учитель Церкви Златоуст.

ДОВОД ШЕСТОЙ: «Бог любит всех одинаково».

Ответ: Библия показывает обратное: «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них» (Пс.33,16—17). Да и слова пятого псалма говорят о неодинаковом отношении Бога к разным людям: «Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие». Конечно, Бог помогает и мусульманам и язычникам, чтобы те в День Суда не упрекнули Творца в том, что солнце светило лишь христианам. Прп.Амвросий Оптинский: «Всем здраво рассуждающим известно, что дух христианский и вместе дух Христов заключается в соблюдении заповедей Христовых. А брат ваш измыслил какой-то иной дух христианский. Да как же это может быть дух христианский без Христа и без соблюдения учения Христова? Это какой-то дух самоизмышленный и, так сказать, самодельный, и никак не достоин называться христианским именем, потому что думает любить всех безразлично, как христиан, так равно и турок и язычников. Христос же Господь в учении Своём положил в этом различие, говоря во Евангелии: аще кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь (см.: Мф.18,17). Да и Сам Всеблагий Господь праведных любит, а грешных только милует. И истинные христиане, подражая Господу, так же поступают: оказывая милость и снисхождение всем безразлично, являют полную любовь только правоверующим».

Для всех Бог творит милости, но благословение Божие пребывает на Его народе (которым является Церковь Православная): «Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое» (Пс.3,9). На тех, кто вне Церкви, пребывает наказание Божие. Причём не за то, что они некрещёные, а за их злые дела. Об этом подробно повествуется в первой главе Павлова послания к Римлянам. О неоднотонности Божией любви говорят и следующие строки: «Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак». (Рим.9,13).

Если даже среди учеников у Христа был особенно возлюбленный, то что говорить о тех, которые укоренились во зле? Неужели они претендуют на ту же любовь, что Иисус оказывал Своей Матери и Иоанну Бого­слову? Тогда и уточнения об апостоле Иоанне, «которого любил Иисус», становятся безсмысленными вставками в Евангелие, но Бог учит, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3,16). Если бы Бог любил всех одинаково, то и наказание было бы равное. Но мы уже приводили слова святителя Тихона о том, что существует два вида наказания — для праведников и для нечестивцев. Подчёркивает это и святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Скажите, разве все наказания, которые терпят люди от людей, одинаковы? Нет, не одинаковы. Когда отец с любовью наказывает своего сына, то это делает он для того, чтобы исправить его, для того, чтобы был он чистым, добрым и святым. А когда власть имущие наказывают тяжких преступников, осуждённых на тюремное заключение и даже на смертную казнь, то это совсем другое: здесь уже не преследуются цели исправления, а только наказания, потому что заслужившие эти страшные кары признаны неисправимыми».

Заключение. Сторонники лжеучения о том, что «Бог не наказывает», делают подборки Святых Отцов на данную тематику, но вставляют порой лишь те слова, где говорится о наказании праведников, упорно «не замечая» наставлений святых о гневе Божием на нечестивцев. Искажение учения о Боге привело к тому, что некоторые богословы, вопреки Слову Божию и учению Вселенской Православной Церкви, выдумали, что вечных мучений, о которых прямо говорил Христос, не будет… И всё это прикрывается словом «любовь». Но «любовь… не радуется неправде, а сорадуется истине» (1Кор.13,4—6). То, что выдумано собственными чувствами или взято из головы, но противоречит Священному Писанию и Преданию, то к любви никакого отношения не имеет, ибо искажать учение Бога, имя Которого Любовь, — величайшее преступление. Святитель Феофан отвечает на подобное «сердоболие»: «Страсть как хочется нам казаться милосерд­нее Самого Господа! Но и эта выдумка несостоятельна: ибо ад не есть место очищения, а место казни, мучащей, не очищая».

В догматическом учебнике протоиерея Николая Малиновского сказано, что подобное лжеучение появилось давно: «Против правосудия Божия с давних времен указывается на торжество нравственного зла в лице благоденствующих грешников, при унижении добродетели в лице страждущих и гонимых праведников…». И в разделе «Правда Божия» он подробно отвечает на недоумения противников неискажённого православного учения.

Конечно, очень удобно верить в выдуманного Бога, который не накажет за беззакония и не любящих его насильно затащит в Рай. Только это не Тот Бог, Который являлся на Синае Моисею, не Тот, Который не пожалел Сына Своего Единородного, чтобы избавить нас от проклятия и смерти, не Тот Бог, Который в конце времён сядет на белом престоле, чтобы воздать каждому по делам его.

Антон ДУЛЕВИЧ

http://orthoview.ru/pravoslavnyj-otvet-na-6-argumentov-storonnikov-lzheucheniya-bog-nikogo-ne-nakazyvaet/

предыдущая    следующая