Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

ЦЕРКОВЬ ЗАЯВЛЯЕТ…

Позиция Церкви по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан
На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступают коллективные и индивидуальные обращения людей, обезпокоенных использованием новых документов и технологий взаимодействия граждан с властью.
Авторы обращений вынужденно не получают медицинскую помощь, пенсию по возрасту и другие выплаты, не могут устроиться на работу, совершать нотариальные действия с имуществом, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы и так далее. Создаётся реальная угроза здоровью и благополучию тысяч граждан, среди которых немало чад Русской Православной Церкви.
Данное положение усугубляется действиями и призывами некоторых пастырей и мирян, расходящимися с позицией церковного священноначалия.
В связи со сложившейся ситуацией Его Святейшество поручил мне напомнить всем верным чадам нашей Матери Церкви её позицию, основанную на православном вероучении и выраженную в церковных документах.
Из слов Господа и Спасителя мы знаем, что врата ада не одолеют Церкви Христовой (Мф.16,18). Господь дал апостолам и поставляемым ими епископам власть «вязать и решить», сказав: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18,18).
39-е Апостольское правило гласит: «Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их». В соответствии с 34-м Апостольским правилом епископам всякого народа подобает знать первого у них и признавать его как главу и ничего, превышающего их власть, не творить без его рассуждения, творить же каждому только то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежащих.
Таким образом, соответствующие решения Поместных и Архиерейских соборов, Священного Синода и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси являются нормативными для всех пастырей и чад Русской Православной Церкви.
В Обращении к органам власти стран Содружества Независимых Государств и Балтии, направленном Священным Синодом Русской Православной Церкви 6 октября 2005 года, в частности, говорится: «Священный Синод с пониманием относится к заботе властей предержащих о должной организации учёта населения, полагая, что нет ничего греховного в самом факте учёта граждан государством. Испокон веков взаимоотношения между людьми и народами начинались с решения вопроса, заданного Иисусом Навином Архистратигу Михаилу у Иерихона: «Наш ли ты, или из неприятелей наших?» (Иис.Нав.5,13). Одно из первых в истории мероприятий по исчислению народа было совершено по прямому Божию повелению: «Исчислите всё общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен» (Числ.1,2). Божия Матерь и святой праведный Иосиф подчинились законному требованию власти и приняли участие в переписи населения Римской империи в Вифлееме».
В упомянутом выше Обращении Священного Синода говорится: «Нет ничего греховного и в использовании для учёта граждан, для обезпечения безопасности человека и общества последних технических достижений, в том числе электронных средств, лишь развивающих уже привычные методы. Так, описания и изображения человеческого лица и тела использовались в целях безопасности ещё в древние века. Совершенствование способов их записи не несёт в себе ничего принципиально нового».
Таким образом, нет ничего греховного в участии людей в мероприятиях, связанных с учётом граждан и подтверждением их личности при контактах с государством. Такое участие может выражаться в получении и предъявлении соответствующих документов, в том числе использующих новые технологии, при условии что человек знает всю информацию и символику, хранимую и передаваемую при помощи этих технологий, и она не вступает в противоречие с его убеждениями и волеизъявлением.
Однако существует реальная опасность, напрямую связанная с данными нововведениями. «Вместе с рядом технических преимуществ создание и объединение массивов личной информации, а также развитие электронных средств опознания личности таит в себе немало опасностей, — говорится в Обращении. — Возрастает зависимость человека от неизбежных технических сбоев, ошибок, халатности персонала или вмешательства злоумышленников. Не исключена возможность централизованного сбора сведений о частной жизни граждан и об их убеждениях. Это создаёт угрозу правам и свободе личности, делает возможным тотальный контроль за жизнью человека, в том числе за его мировоззрением. Такое развитие событий усиливает опасность предвзятого отношения к человеку на основании его религиозных, политических или иных взглядов.
Данная опасность приобретает весьма реальные очертания в момент, когда в национальном и международном праве закрепляются идеи нравственного и мировоззренческого релятивизма.
В Определении Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п.54) говорится: «Отвечая на обезпокоенность некоторых верующих, Собор считает, что сохранение человеческой свободы должно предполагать знание человека о том, когда он подвергается идентификации, какие данные о нем собираются, хранятся и используются государством. Недопустимы такие средства и методы электронного учёта перемещений и действий людей, которые вторгались бы в их частную жизнь и делали бы возможным тотальный контроль над личностью и управление ею».
В принятых тем же Собором Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека сказано: «Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. В случаях, когда того требуют защита Отечества, сохранение нравственности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности. Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Ещё более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею» (п.IV.7).
В п.V.2 того же документа «недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над её мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций» выделено в качестве особой области правозащитных трудов Церкви.
Для православных христиан, верующих нашей Церкви, перенёсшей в XX столетии невиданные по масштабу и жестокости гонения за исповедание имени Христова, крайне дорога возможность жить согласно нормам веры. В связи с этим священноначалие Русской Православной Церкви ведёт небезуспешный диалог с власть имущими по данному кругу вопросов, информируя церковный народ о ходе и результатах такого диалога».
Русская Православная Церковь признаёт право людей не принимать определённых символов и технологий, разделяет серьёзные опасения, возникающие в обществе по этому вопросу.
Святейший Патриарх Кирилл и уполномоченные представители Церкви регулярно и небезуспешно поднимают данную тему на встречах с должностными лицами, ответственными за принятие решений в этой сфере, и доводят до них озабоченность чад нашей Церкви данными вопросами. При этом Церковь настаивает на исключительной добровольности участия людей в новых формах идентификации личности, что обычно находит понимание со стороны государства.
Обращаюсь к каждому православному христианину с просьбой о молитвенной поддержке трудов нашего Первосвятителя.
Господь да помогает всем чадам Русской Православной Церкви в добрых делах, совершаемых во славу Божию в духе христианского трезвения и богомудрого рассуждения.
Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН, председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества

предыдущая    следующая