Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

Третий рейх давно разбит, а они всё ещё хотят сдать Россию вермахту…

ВЛАСОВЦЫ ЗАПОЗДАЛЫЕ

Набирает силу тенденция демагогической критики нашей Победы, стремление с иезуитским упорством похитить её у народов России, исказить её социально-политическую сущность, поставить под сомнение справедливый, освободительный характер войны против фашизма. Кое-кто глумится над ветеранами войны, превозносит и выдвигает в ранг героев предателей Отечества, ставит их в пример для подражания. Речь идёт, прежде всего, о настойчивых попытках реабилитировать Власова и власовцев, всех коллаборационистов, изобразить их как подлинных патриотов, боровшихся во имя «свободы» народов СССР от тоталитарного режима.
Примером этому является книга профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова, в которой едва ли не главным героем Великой Отечественной войны провозглашается предатель Власов. По мнению отца Митрофанова, перейдя к нацистам, Власов совершил подвиг, сделав единственно правильный выбор, а советские воины, победившие фашизм, оказываются, по отцу Георгию, «носителями лжи». «Наше общество, — пишет автор, — состоит из людей, в подавляющем своем большинстве живших во лжи, служивших злу и сейчас упорно делающих вид, что вся их жизнь проходила в служении правде. Они «служили России», — называлась ли она Советским Союзом, называется ли она Российской Федерацией, — а на самом деле эти люди, не способные вот так честно и последовательно, как генерал Власов и его сподвижники, перечеркнуть свою прошлую неправую жизнь, служили не России и служат не России, а только себе».
К сожалению, о. Георгий не одинок. Во время презентации его книги и позднее суждения автора, «как глубоко и истинно церковные», содержащие исключительно «евангельские, христианские» оценки, поддержали игумен Пётр (Мещеринов), протоиерей Владимир Мустафин, редактор «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник» С.В.Чапнин.
Самое возмутительное, что индульгенция злейшим врагам Отечества с позиций слепой ненависти к русскому народу, к россиянам звучит из уст священнослужителей Русской Православной Церкви. А ведь им хорошо известна позиция РПЦ в годы войны, поддержка ею духовно-нравственных традиций, сохранение русского национального самосознания, осуждение попыток представить предателей героями, а истинных защитников Родины — предателями.
22 июня 1941 г. местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий обратился к народу с посланием «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». В нём, в частности, говорилось: «Православная наша Церковь всегда делила судьбу народа, вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь». Патриарх благословил верующих на борьбу за оборону Отечества.
26 июня митрополит Ленинградский Алексий, будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, обратился к духовенству и верующим с обращением «Церковь зовёт к защите Родины». В нём говорилось: «Церковь неумолимо зовёт к защите матери-Родины. Она же, исполненная веры в помощь Божью правому делу, молится о полной и окончательной победе над врагом».
8 сентября 1943 г. Архиерейский Собор РПЦ осудил изменников вере и Отечеству. «Среди духовенства и мирян, — говорится в постановлении Собора, — находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить своё благополучие: встречают немцев, как желанных гостей, устраиваются к ним на службу и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например, партизан и других, жертвующих собою за Родину… Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлучённым, а епископ или клирик — лишённым сана».
23 августа 2009 г., во время визита в Архангельскую епархию, Святейший Патриарх Кирилл высказался по теме Власова и коллаборационизма. Взгляды авторов, которые «утверждают, что выбор тех людей, которые стали сотрудничать с немцами, которые пошли во власовскую армию, вполне правомерен», Патриарх охарактеризовал как постмодернистские. Эти люди, по словам Патриарха Кирилла, «размывают границы между добром и злом».
На земле былых сражений установлены часовни и храмы, мемориалы и памятники — знак всенародного преклонения перед священной памятью всех павших защитников Отечества. И трудно не расценить все причитания и заклинания о героизме Власова и его сподвижников как плевок на братские могилы, как ком грязи вслед уходящим в вечность фронтовикам, миллионам людей, до конца выполнившим свой воинский долг перед Родиной. Не иначе, как наша Победа у них бельмо на глазу.
Эта реабилитация изменников даёт ядовитые плоды, повод для оскорбления живущих ветеранов. Вчитайтесь в откровения правозащитника А. Подрабинека в адрес ветеранов Великой Отечественной войны. Стыдно цитировать ушат грязи, вылитый этим «защитником свободы слова» на головы заслуженных людей, возмутившихся вывеской «Антисоветская» над одной из шашлычных. Но кое-что приведём. «Это вам только кажется, что отдых ваш заслуженный и почётный. Это вам только кажется, что вы пользуетесь всеобщим уважением. Вам внушили это давно, но ваше время кончилось… Вы так возмутились «антисоветским» названием, потому что, верно, вы и были вертухаями в тех лагерях и тюрьмах, комиссарами в заградотрядах, помогали на расстрельных полигонах… Презрение потомков — самое малое из того, что заслужили строители и защитники советского режима».
Надо ли комментировать? Очень точно охарактеризовал эти злые, оскорбительные пассажи в адрес ветеранов автор одной из статей в «Санкт-Петербургских ведомостях». «Не критика это, — признание в ненависти к людям, отдавшим силы и жизнь на благо родной страны. И столь нехороши слова господина Подрабинека, что прямо хочется стряхнуть их со столбцов «Санкт-Петербургских ведомостей». Презрение потомков — это то, без чего не обойтись, боюсь, самому Александру Пинхосовичу».
Давно ставшие известными документы убедительно свидетельствуют о варварском, безпощадном характере войны Германии против Советского Союза, суть которой можно выразить двумя словами: «завоевать и уничтожить».
Ещё в марте 1941 г. Гитлер так определил военные и политические цели войны против СССР: «Наша задача в России — разбить вооруженные силы, уничтожить государство… Речь идёт о борьбе на уничтожение». При этом уточнялось: «Уничтожить жизненную силу России. Не должно остаться никаких политических образований, способных к возрождению». Разъясняя долгосрочные планы, фюрер говорил: «Должно быть совершенно ясно, что из этих областей (завоёванных земель. — Авт.) никогда уже не уйдём». По утверждению Гитлера, они представляют собой «огромный пирог», который следовало «освоить». А что будет с русскими? Обратимся к генеральному плану «Ост». Сам план не сохранился, но имеются некоторые документы, относящиеся к этому плану, в том числе составленный доктором Ветцелем, начальником колонизации Первого главного политического управления министерства Розенберга, датированный апрелем 1942 г. «Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается, скорее всего, в том, чтобы разгромить русских как народ… с биологической, в особенности с расово-биологической, точки зрения…»
Победа фашистской Германии в войне привела бы не к освобождению от тоталитаризма, а к расчленению страны, уничтожению десятков миллионов людей и превращению оставшихся в живых в слуг немецких колонистов.
Если обратиться к документам, то в них можно найти факты о неоднозначном настроении народа в связи в обрушившейся на Советский Союз войны. Но именно эти документы подтверждают, что абсолютное большинство советских людей пошли в бой за ту страну, в которой жили, за то Отечество, мирная жизнь которого прервалась 22 июня 1941 года. И именно в патриотизме, усиленном угрозой порабощения, заключалась сила людей, составляющая суть того, что двигало ими. Разве не об этом свидетельствуют 20 миллионов(!) заявлений с просьбой добровольно зачислить в армию? Разве от страха или угрозы заключения в лагерь рвались люди на фронт, на самый опасный участок борьбы с агрессорами? Интересный и весьма характерный факт приводит в воспоминаниях генерал Г. Гудериан: «О настроении русского населения можно было судить, между прочим, по типичным высказываниям одного старого царского генерала, с которым мне пришлось в эти дни вести беседу в Орле. Он сказал: «…Сейчас мы боремся за Россию, и в этом мы едины».
Все заклинания о Власове как «патриоте», «идейном противнике Сталина», «последовательном и непримиримом борце против сталинизма» лишены всякого основания, игнорируют реальные факты, хорошо известные документы, в том числе немецкие, являются чистейшей демагогией.
Знал ли Власов о подлинных намерениях фашистов? Идеологическое кредо национал-социализма, обоснование его стратегии и долгосрочных целей дано в книге Гитлера «Майн кампф», изданной в СССР еще в тридцатые годы, и несомненно, что высший командный состав Красной Армии знал содержание этого труда. Об идеологии и намерениях фашистов шла речь в системе политической учёбы, об участии в которой писал Власов в автобиографии. К тому же, как верно подмечено в литературе, командующий 20-й армии, освобождавшей Подмосковье весной 1941/1942 г., не мог не видеть, не читать доклады подчинённых ему командиров и политработников о результатах гитлеровского «освобождения», о выжженных дотла деревнях, разрушенных городах, горах трупов повешенных, расстрелянных, замученных людей.
Заявление Власова об освобождении СССР от сталинизма в союзе с гитлеровской Германией не что иное, как легенда для оправдания своей трусости, боязни смерти, оправдания себя в своих собственных глазах, в глазах идущих за ним людей.
Не что иное, как злая карикатура на историю войны, есть миф о власовской «третьей силе», готовой при определённых обстоятельствах противостоять вооруженным путем колонизации и расчленению нашей страны. А где эта сила, даже если гипотетически предположить, готовая и способная на эти действия против вооружённого до зубов почти трёхмиллионного вермахта?
Общее количество коллаборационистов подсчитать пока ещё вряд ли возможно. На стороне фашистской Германии, по последним отечественным данным, выступали, хотя в вермахт не входили, Русская освободительная армия генерала Власова (РОА), 15-й казачий корпус генерала фон Паннвица, русский пехотный корпус генерала Штейфона, обезпечивающие их подразделения и учреждения, а также ряд отдельных частей, сформированных из граждан СССР, — всего 160—180 тыс. человек.
На первый взгляд кажется, как пытаются нас уверить горе-правдоискатели, что много тех, кто так или иначе служил на стороне врага. Но если учесть, что это количество набрано из более чем 20 млн человек, прошедших через действующую армию во время войны, из миллионов военнопленных, когда, как пишут многие немецкие историки, «в большинстве случаев речь шла скорее не о политическом выборе, а о стратегии выживания», что «военнослужащих силой принудили служить в вермахте», что только 20% коллаборационистов участвовали в боевых действиях, то цифра значительно потускнеет. К тому же некоторые формирования — «Казачья дивизия фон Паннвица», «особая дивизия Р», «русский заграничный корпус», полк СС «Варяг», некоторые «национальные формирования» — состояли в основном из белоэмигрантов.
Ни о какой «третьей силе» не может быть речи. Да и не входило это в планы Власова, спасавшего свою жизнь и предававшего тех, кому он клялся в верности. Через три года Власов — «последовательный борец против большевизма», как пытаются петь ему дифирамбы неолибералы, предал своих новых хозяев. 11 апреля 1945 года власовцы сопротивлялись советским войскам. А чуть позже, в этом же месяце, Власов телеграфировал в штаб 1-го Украинского фронта: «Могу ударить в тыл вражеской группировки немцев. Условие — прощение мне и моим людям».
В конце войны власовцы оказали небольшую помощь жителям Праги, восставшим против немцев, но, не получив от руководителей восстания гарантий в связи с приближавшимися советскими войсками, кинули и чехов.
Наконец, на суде Власов предал все свои убеждения и своих соратников. В своем заключительном слове он сказал: «Содеянные мною преступления велики и ожидаю за них суровую кару. Первое грехопадение — сдача в плен. Но я не только полностью раскаялся, правда, поздно, но на суде и следствии старался как можно яснее выявить всю шайку. Ожидаю жесточайшую кару».
Нелишне напомнить, что измена воинской присяге своей страны во время войны, переход на сторону врага, не говоря уже о вооруженной борьбе на его стороне, во всех странах считается изменой и карается по закону, предусматривающему самые суровые наказания, включая смертную казнь.
После окончания Второй мировой войны предателей судили по всей Европе. В Норвегии расстреляли Квислинга, во Франции осудили на смертную казнь маршала Петэна, потом заменённую пожизненным заключением, в Румынии как военного преступника по приговору военного трибунала казнили Антонеску. Если подобная кара постигла изменников такой величины, то на что же могли рассчитывать куда более мелкие фигуры типа Власова?
Возникает вопрос, кому нужна реабилитация предателей, оскорбления и унижения защитников Отечества, кто заинтересован в этой откровенной наглой лжи, как объяснить её в год годовщины Победы в Великой Отечественной войне?
Реабилитация коллаборационизма вообще, Власова и власовцев в частности, искажение освободительного характера борьбы советского народа против фашизма объективно ведут к пересмотру итогов Второй мировой войны и выгодны тем силам, которые стремятся обезценить соглашения, достигнутые державами-победительницами на Ялтинской и Постдамской конференциях, на Нюрнбергском процессе над главными нацистскими военными преступниками, подтверждённые Генеральной Ассамблеей ООН (11.12.1946) принципы международного права, признанные Уставом трибунала и нашедшие выражение в его приговоре. Тем самым они надеются на осуществление вытекающих из этого негативных для России геополитических, идеологических и финансовых последствий.
Восхваление деяний Власова неизбежно оправдывает коллаборационизм в других странах, прежде всего в Прибалтике и на Украине, где он носит ярко выраженный русофобский характер.
Что же породило такой всплеск доморощенной критики собственного Отечества, подвига народа в Великой Отечественной войне?
Не исключено желание подладиться под западные обвинения СССР в агрессивности, поставив, по существу, на одну доску Советский Союз и нацистскую Германию, как это пытается сделать прозападная либеральная оппозиция. На российском радио и телевидении именно эту идею развивает Н. Сванидзе при поддержке писателя В. Ерофеева.
По нашему мнению, опирающемуся на историческую реальность, безусловно, следует:
— констатировать, что Вторая мировая война была развязана фашистской Германией, виновной в самой страшной трагедии человечества;
— ясно и чётко подчеркнуть справедливый, освободительный характер войны советского народа против гитлеровской Германии, войны за национальную независимость своего государства, за свободу и честь своей Родины;
— показать, что война Советского Союза против Германии ставила своей целью помочь народам других стран освободиться от гитлеровского ига и эта миссия была выполнена с честью;
— заявить, что победа над Германией и её союзниками была достигнута общими усилиями народов и армии союзнических стран. Вместе с тем, отдавая им должное, подчеркнуть, что советско-германский фронт был главным фронтом Второй мировой войны, советский народ и его Вооружённые силы вынесли на своих плечах основную тяжесть борьбы с врагом, которому не смогла противостоять вся Европа, и понесли наибольшие потери в войне.
— и, наконец, решительно, самым суровым образом осудить тех, кто изменил Родине, перешёл на сторону врага и боролся против своего народа, своего Отечества.
Михаил ФРОЛОВ, доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН

предыдущая    следующая