Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Марфа и Мария», Москва

ДВА СЕРАФИМА

Ещё при жизни народ глубоко почитал старца Серафима Саровского за его любовь и помощь всем, кто к нему обращался, но прославление его как святого произошло только в 1903 году. И вот как это было.

Первым поставил вопрос о канонизации саровского старца отец Серафим (Чичагов), но этому предшествовали чудесные явления.

Саровскую пустынь и Дивеево отец Серафим посетил, ещё будучи московским священником. Его приняла настоятельница Дивеевского женского монастыря, проводила к домику, где жила монахиня Пелагия, в миру Паша Саровская, которая лично встречалась с преподобным и хорошо помнила его. «Едва я вошел к ней, — вспоминал о. Серафим, — как Паша, лежавшая в постели (она была старая и больная), воскликнула: «Вот хорошо, что ты пришёл, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления». Я ответил Паше, что по своему общественному положению не могу быть принятым Государем и передать ему в уста то, что она мне поручает. На это Паша сказала: «Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный». Долго отец Серафим обдумывал слова старицы, и вдруг его пронзила мысль, что можно записать устные рассказы, ознакомиться с архивами монастырей, обработать весь материал, напечатать, а затем преподнести императору. Так было положено начало канонизации, которая состоялась при личном искреннем участии всей Царской Семьи.

Отец Серафим был занят организацией торжеств, входил в комиссию по освидетельствованию мощей святого. Ему было поручено составить Акафист. И слова «Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче» мы произносим вслед за отцом Серафимом (Чичаговым).

Внешние обстоятельства и события жизни — это указатели на нашем пути. К сожалению, мы часто не замечаем их или придаём им слишком большое значение потому, что не видим внутренней, глубинной, духовной стороны нашей жизни.

Телесное око не способно узреть причины, по которым боевой офицер — священник — монах и митрополит Серафим (Чичагов) стал близок смиренному монаху Саровской обители. Их разделяло столетие. Они по-разному жили и по-разному служили Богу. Каждый шёл к Нему своим земным путем. Но духовно они были вместе. Ещё при жизни Серафим (Чичагов) удостоился посещения преподобного Серафима Саровского.

Случилось это в одной из дивеевских келий. Отец Серафим (Чичагов) только что закончил работу над летописью. «В келью вошел преподобный Серафим, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнула мысль, что это видение, — так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня всё, что хочешь, за неё». С этими словами он подошёл ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас». Батюшка Серафим улыбнулся мне в знак согласия и стал невидимым. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца».

Удивительна дальнейшая судьба митрополита Серафима (Чичагова). Верноподданный Государя императора, он испытал трагические последствия крушения государства в 1917 году.

Враг рода человеческого в лице новой революционной власти не оставил его в покое. Митрополит Серафим неоднократно подвергался арестам, тюремным заключениям и ссылкам. Он провел в Бутырской тюрьме несколько месяцев по обвинению в организации прославления Серафима Саровского и был освобожден по ходатайству Св. Патриарха Тихона. Последний раз его арестовали в 1937 году.

К этому времени владыка Серафим был уже уволен на покой и жил на даче недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги. 82-летний старец был всецело предан молитвам и духовным размышлениям. Из-за болезни он почти не выходил из дома, а к моменту ареста не вставал с постели. Из дома его вынесли на носилках и в машине «скорой помощи» доставили в Таганскую тюрьму.

Несколько недель физически безпомощный, умирающий человек подвергался допросам и издевательствам. Наконец ему был вынесен смертный приговор.

11 декабря 1937 года митрополит Серафим (Чичагов) был расстрелян в дубовой роще близ подмосковной деревни Бутово. Ещё за сорок лет до своей кончины отец Серафим, похоронив свою жену на монастырском кладбище в Дивееве, приготовил там и для себя место. Но по воле Божией ему суждено было пройти скорбным путем исповедника и принять мученическую кончину в никому не известном Бутове, где в общей могиле были похоронены многие русские православные люди.

Тогда уже не было Дивеевского монастыря, не было и мощей прославленного угодника Божия Серафима Саровского. Организаторы массовых убийств надеялись истребить христианство, закопать его в землю на большом безымянном кладбище. Но, умирая телом, христиане продолжают жить духом. Эту истину можно не признавать, можно её ненавидеть и запретить говорить о ней вслух, но отменить её никто не может.

И вот спустя десятилетия было восстановлено Дивеево, обретены мощи Серафима Саровского, а митрополит Серафим (Чичагов) прославлен Русской Церковью в лике святых.

Так исполнилось его желание, высказанное  преподобному Серафиму: «Я ничего другого не хочу, как только  всегда быть около вас».

Т. Чернова

предыдущая    следующая