Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Благовестник», Вологда

ЮБКА ИЛИ БРЮКИ?

В наше время на дверях многих православных храмов не редкость встретить обращения такого рода: «Дорогие женщины! Убедительная просьба: без головного убора и в брюках в храм не входить!», или «Объявление. Женщины, приходящие в храм в брюках, до таинства причащения не допускаются».

И вот подходит к церковным вратам женщина, одетая в брюки. Как вы думаете, замедлит она шаги, прочитав объявление, подумает смятенно: «Боже мой, ведь я в церковь иду, а как одета?» Ничего подобного: она смело, без малейшей заминки отворяет дверь и входит в храм так же, как люди заходят в магазин за продуктами. И она зашла в церковь поставить свечку, купить иконку, крестик и т.п.

И таких женщин сейчас много. Как правило, это уже не безбожники, но ещё и не верующие. Молитв они не знают, крестятся как попало, подойти правильно под благословение к священнику не умеют, но говорят, что в Бога верят и его любят. Нетрудно заметить, что Бог для них пока нечто вроде доброго Дедушки Мороза с мешком подарков за спиной.

Верующие приходят в храм не к священнику, не к женщинам за свечным ящиком, а к Богу. Как же назвать тех людей, которые свой первый шаг в храм начинают с непослушания? Написано «в брюках не входить», а они входят. Ведь священник не по своему произволу поместил такое объявление. Не потому, что ему так не нравится. Это не каприз, не прихоть священника. Всё в жизни церковной и в бытовой жизни воцерковлённого человека имеет свой порядок, следует своим чином. Нарушить, изломать, исковеркать заведённый порядок, жить в безчинстве — это дело неблагочестивое, непотребное.

Если, допустим, нас приглашают на торжественное заседание, посвященное юбилею города или предприятия, мы не надеваем обычный рабочий костюм, — нет, мы одеваемся в одежду получше. Если нас приглашает в гости друг, мы не снимаем с вешалки первую попавшуюся одёжку, какой-нибудь затрапезный халатик, тапки-шлёпанцы и т.п.

А здесь мы приходим не к начальнику, не к другу, а на встречу с Богом. И идём мы к Нему в одежде, которую носить не благословили ни святые угодники, ни настоятель храма.

Можно встретить возражение, что некоторые женщины приходят в храм по пути с работы домой. Им некогда переодеться. С этим можно согласиться только в отношении вечерних служб, Всенощного  бдения и др. Однако же в воскресенье на Литургию все идут из дома, но тем не менее надевают брюки. И почему на работу нужно идти в брюках, чем они лучше красиво сшитой юбки?

Есть понятие «форма одежды», негласное, принятое обычаем в одной части общества или строго обусловленное в другой, например, в армии. Не может уважающий себя командир полка прийти в часть в штатской одежде и отдавать приказы. Это противоречит воинской русской традиции. Да в Красной армии, где твёрдо держались устава, его бы просто не послушались. Есть определённая форма одежды (мундир) у железнодорожников, лётчиков; врач, придя в больницу, снимает свою повседневную одежду и надевает белый халат; особо одевается музыкант, готовясь выступать в концерте. Соответственно, есть нормы одежды, приличествующие и христианину. Церковь — дом молитвы, дом послушания, а не дом гордыни и своего хотения. Если вы приходите к Богу, так и ведите себя соответственно тому, как заповедал Бог, как учит и просит Церковь.

А ведь бывает, что и к причащению подходят в брюках, обернув поверх них какой-нибудь платок, накидку. Кого хочет обмануть такая женщина — себя, священника? Нет, Того, Кого не обманешь.

Православный человек должен жить не по моде, а по вере, по обычаям праведной старины, по установлениям Церкви.

И всё же истоки проблемы лежат глубже. Ещё с XIX века женщины борются за равноправие с мужчинами. Борьба безсмысленна, ведь во всём мужчина и женщина различны. Господь создал первых людей именно как мужчину и женщину.

В наше время женщины ни в чём не хотят уступать мужчинам. Они одеваются, как мужчины, курят, пьют спиртные напитки, занимаются прежде считавшимися сугубо мужскими видами спорта и даже благодаря достижениям медицины могут изменять свой пол.

Разумеется, за этим забывается главное, для чего существует женщина: рождение и воспитание детей, укрепление семьи, заботы о муже. Происходит смешение понятий, соединение несоединимого. Смешиваются белое с чёрным, добро со злом, женское естество с мужским.

Конечно, Церковь против такого смешения понятий и явлений жизни. Стремление женщины во всём уподобиться мужчине — это бунт против Бога, точно так же, как противоестественные связи между мужчинами и иные извращения.

Во всём мире нарастает процесс глобализации. Её первоочередная задача — уничтожить все национальные культуры, языки (всех учат английскому), всех одеть в одинаковую одежду. Уже сейчас не редкость встретить на улице семью, в которой отец, мать и ребёнок одеты в однотипные джинсовые брюки и куртки.

Главный натиск глобализации идёт из Америки, где официально зарегистрирована так называемая церковь сатаны. Об этом мы тоже обязаны помнить.

Итак,если вы уважаете родную православную Церковь, если вы уважаете настоятеля храма, радеющего о том, чтобы в храме всё совершалось по благочестивым установлениям, если вы уважаете верующих, которым неприятно всякое самочиние и своевольство, то приходите в храм Божий в той одежде, которую издревле носили и носят русские православные христианки.

Р. Балакшин

предыдущая    следующая