Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
В семье протоиерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 15 внуков. Отец Александр — настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, кроме того, он работает в секторе МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными органами, читает лекции в академии МВД, а также руководит работой портала «Православие и мир» — одного из крупнейших православных сайтов. Мы попросили отца Александра рассказать о проблеме взаимоотношений отцов и детей.
— Отец Александр, расскажите пожалуйста, что такое почтение к старшим и как оно воспитывалось в прежние времена?
— В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как её воспитывал отец:
— Папочка, а можно, я в церковь пойду? — спрашивала она, тогда шестилетняя дочка.
— Нет, доченька, нельзя.
— А почему, папочка?
— А ты сегодня по улице шла?
— Шла, папочка.
— Старушку видела?
— Видела.
— А ты ей в пояс поклонилась?
— Нет, папочка.
— А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, в церковь ты сегодня не заслужила пойти.
Обратите внимание, как мягко, доброжелательно и вместе с тем строго ей отвечает отец, и с каким почтением, не помышляя «качать права», говорит с ним его доченька. Вот так вот строго и одухотворённо воспитывали детей в крестьянских семьях. Какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребёнку!
Из других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть сына за то, что тот не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, но и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.
Сейчас семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью. Уничтожено крестьянство, которому нет сейчас даже названия в русском языке, остались сельские жители, но это не крестьяне. В городах — деградация. Когда я был мальчишкой, было вполне естественно поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: «сынок» или «доченька». Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценностей, потому что мы воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.
— Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того, что им не разрешают пойти в храм...
— К сожалению, такое воспитание — прошлый век. Чтобы правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть, как ребёночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать копит своему ребёнку гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только «Чти отца и матерь, и благо тебе будет», но и «Злословящий отца и матерь смертию да умрет». Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее «такой ребёночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребёнка, и не только свой, но и авторитет всех старших. Ребёнок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твёрдо определить, что можно и что нельзя. Ребёнка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил.
— «Скрутить в бараний рог» значит, что ребёнка надо отшлёпать за такое поведение?
— Нет, совсем не обязательно. Вспомните знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!» Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, весёлым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребёночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил.
Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не запомнить, забыть, может устать — ничего страшного, нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Может быть, талантливому педагогу и одного раза хватит, но нам надо быть готовыми, что повторять придётся неоднократно.
Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость — норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь.
— Ребёнок растёт, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом возрасте?
— Это совсем не обязательно, в нашей семье не все через это проходили, у девочек этот период более незаметный, чем у мальчиков. Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст ребёнок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьёзную мировоззренческую и физическую перестройку, происходящую в ребёнке.
Жизнь ребёнка должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей, начинаются, когда ребёнок не может заставить себя заниматься чем-то серьёзным, занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если ребёнка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряжённую работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребёнка.
Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.
Среди распространённых недостатков — излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть добрым, весёлым, но в то же время спокойным, упорным, твёрдым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твёрдо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведёт себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло — плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь — воспитателя из тебя не получится.
— Батюшка, а к чему же может привести такое неуважение к старшим, которое мы сегодня видим повсеместно?
— Оно уже привело к тому, что современная молодёжь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живёт, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим, причём не только к родителям, мы воздаём долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о нас. Но если мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность. Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно. Неблагодарность — это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.
Приведу такой пример. В Государственном историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору Николаю II ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище — это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата нравственных ценностей сказывается на всём, даже на мастерстве.
— А что значит «отцы, не раздражайте детей ваших»?
— Это значит, что каждый человек — личность, сотворённая по образу и подобию Божьему, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно уважать личность. Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.
— Последний вопрос — о взрослых детях. Что делать, если родители слишком настойчиво и требовательно вмешиваются в жизнь уже выросших детей?
— Такие проблемы особенно отчётливы в тех семьях, где один ребёнок и всё внимание, все силы сосредоточены на нём. Конечно, и в многодетных семьях могут возникнуть такие проблемы, многодетность — это не панацея от проблем, но такие проблемы преимущественно свойственны маленьким семьям. Инфантильность и эгоизм родителей, родивших одного ребёнка, его собственный эгоизм — это то, с чем ребёнок может не справиться. Если молодая семья живет вместе со старшими, то это обстоятельство подчас способствует возникновению конфликтов, которые нередко приводят к распаду ещё не окрепшей семьи. Поэтому нужно всеми силами стремиться разъехаться. В этом не проявится никакого непочтения к родителям, с которыми обязательно нужно общаться, навещать их, но жить молодой семье надо отдельно. На Руси молодой семье ставили новую избу: собственно, изба и приспособлена для жизни только одной семьи — это большая комната, несколько семей в ней едва ли смогут жить. В наше время жилищная проблема стоит очень остро, нужно искать возможности влиять на общественную жизнь и законными способами добиваться, чтобы власти содействовали решению жилищных проблем.