Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Вера-Эском», Сыктывкар

КАК ЧАСТО НАМ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ?

Время поста — это усиленная молитва, исповедь, духовный труд, укрепляемый причастием Святых Даров. У каждого, в силу жизненных обстоятельств, это происходит по-разному. Своими мыслями об этом на «круглом столе» «Подготовка ко святому причащению: современные подходы к решению вопроса» поделился протоиерей ДИМИТРИЙ Смирнов.

Хочу рассказать о двух эпизодах.

Первый. В Лавре я наблюдал такую сцену. Мама чуть не плачущим голосом просит иеромонаха причастить мальчика. Иеромонах ей говорит: «Так он же не исповедовался». Она: «Сыну семь лет только сегодня исполнилось». Он: «Нет, без исповеди нельзя». Как жаль, что она не сообразила сказать, что он родился вечером! Я это сам видел на солее Успенского собора.

Второй эпизод. В одном монастыре на Афоне, очень хорошем, я узнал, что монахи причащаются в субботу. Почему? Потому что в пятницу пост. А в воскресенье уже не причащаются.

Мне кажется, что в памятку ко причастию необходимо внести такую главу, как «лекарства». Потому что очень много священников считают лекарство едой. Нитроглицерин, лекарства при диабете — всё это еда, т.е. впадай в кому, но в рот не бери. Поэтому надо где-то обозначить, что лекарства не есть еда. Как и запивание лекарства молоком — это не нарушение поста.

Я когда-то предлагал такую схему. Кто причащается раз в году — тот должен поститься весь пост. Т.е. месяц поститься и где-то в конце поста причащаться. Кто причащается раз в пост — тому поститься неделю. Кто причащается раз в месяц — тому три дня. Кто причащается раз в неделю — то среда и пятница и в субботу всё-таки без мяса.

Необходимо сказать о Евхаристии как о стимуле в первоначальном значении этого слова — в пастырском окормлении. Если христианин привык причащаться, то отлучение его временное пастырем является инструментом его пастырского окормления. И окормлять, и воспитывать таким образом можно только постоянно причащающегося человека. Например, я однажды отлучил одну женщину на целый год, т.к. она занималась разрушением семьи своей дочки. Благодаря тому, что она часто причащалась, для неё это было серьёзно, хотя и не помогло в итоге.

Исповедь у другого духовника. Конечно, это возможно, и никаких препятствий мы не ставим. Но очень часто человек, отправляющийся в паломничество в какой-то монастырь, приезжает с квадратными глазами, с какими-то епитимьями. И я некоторым запрещаю исповедоваться в других монастырях. Потому что человек возвращается с полностью разрушенной духовной жизнью, с мозгами полностью «набекрень». У нас же теперь столько старцев в стране, которые пять лет назад рукоположены, но они с бородами, у них саны, кресты, все дела. И потом некоторые после них уходят из общины, становятся «иэнэнщиками», ещё кем-то... Поэтому некоторой категории граждан наших и прихожан нельзя исповедоваться в других местах. Потому что иные духовники, даже ничего не узнав о человеке, в капусту рубят его душу.

Благословение на причастие. Наша многолетняя практика состоит в том, что мы перед Рождеством и перед Пасхой говорим всем заранее, что нужно исповедоваться в течение недели-полутора, и потом, если никого не убил, можно причащаться без исповеди. Очень удобная форма для тех, кто любит исповедоваться подробно, — письменная форма, которая практиковалась у нас ещё в начале XX века.

Я почувствовал очень большую разницу между приходами большими и очень большими.

Какой-то процент людей, пришедших в воскресенье, — я его оцениваю в 15, — это те, кто пришёл в первый раз. Как-то их отделить в отдельный придел или поднять на второй этаж двухэтажного храма пока не представляется возможным. Не можем мы так организовать их, тем более все они приходят в разное время. Тем не менее надо постараться этому человеку, вновь пришедшему, дать максимум. И даже если он пришёл поздно, если он никогда не постился и не знает, что это такое, если он действительно пришёл с раскаяньем — а таких много, по-своему подготовившихся к исповеди, — я считаю, что такого человека причастить не только можно, но и нужно. Но снабдив его сведениями о том, как надо готовиться. Я всегда спрашиваю: «Есть ли у тебя молитвослов? Читал ли ты Евангелие? есть ли оно у тебя?» Даём ему правило читать Евангелие с этого дня каждый день, рассказываем о посте и говорим, как надо впредь готовиться. Но в тот раз причащаем всё равно. Как дитя. Если у человека нет смертных грехов. А самый распространённый грех — это так называемый гражданский брак или «у меня есть любимый человек». Я ему говорю, что любить друг друга — это очень хорошо, но ваши отношения — это не просто любовь, это уже больше, супружеские отношения, поэтому решайте с любимым человеком этот вопрос, будете ли вы созидать семью, и если будете — давайте это делать скорее, а я готов повенчать безплатно. Если же он любит, но не настолько, я ему говорю, что в церковь, по идее, в таком случае дальше притвора входить нельзя, потому что это противоречит заповедям Божьим.

И вот если так поговоришь по-доброму, объяснишь, очень многие потом женятся...

предыдущая    следующая