Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Русский Дом», Москва

«ФЕНОМЕН» ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ

«С точки зрения психологии, людям нравится смотреть фильмы ужасов потому, что у многих есть нереализованная потребность в острых ощущениях или вообще в жизненных впечатлениях. Кроме того, если нет крепкой веры, присутствуют неуверенность в себе, трусость. А «ужастики» вселяют ложную веру в себя. Их просмотр может серьёзно отразиться на психике человека». О.И. Базанова, практический православный психолог.

Деньги в производство подобных фильмов вкладываются немалые. Но затраты, говорят, окупаются. Тороватый западный люд умело торгует чёрными грёзами. Но только ли прибыль является определяющей при создании фильма? Что скрывает столь притягательный для многих жанр — «фильм ужаса»?

Советский киношедевр «Вий», китайские рассказы о лисицах и людоедах, эвенкийский фольклор и прочее в таком же роде не идут в сравнение с тем явлением, которое представляет собой западный «фильм ужаса». Этот жанр эволюционировал на глазах. Вместе с кинематографом он рос, креп и менялся. И в наши дни на крючок «ужастика» попадает разновоз-растной зритель, но в основном — молодёжь.
Одну и ту же информацию зрительская аудитория воспринимает по-разному. Одних западное кино, подобно гомеровским сиренам, очаровывает и лишает воли, а у других, думающих, зрителей вызывает разочарование и отторжение.
Жанр «фильм ужасов» напоминает пирамиду, в основании которой, по меткому выражению нашего современника, лежит «экзистенциальный ужас бытия». Второй слой можно было бы назвать «политзаказом». Третий, наивысший, — религиозный. Все они взаимодействуют друг с другом, образуя достаточно сложный клубок причин и следствий.

Фильм ужаса — чёрный миф, своеобразное «коллективное безсознательное» западного общества, выражение его страха перед чуждым ему внешним миром, непонимание и неприятие его. Западный человек чужд миру, он боится его, не доверяет ему, ждёт от него подвоха. В тенях ему чудятся чудовища, за каждым листом календаря видится чёрный лист апокалипсиса.

Французский философ Мишель Поль Фуко (1926—1984 гг.) писал, что «роман ужаса представляет собой роман политический». Это его определение превосходно подходит и к рассматриваемому нами феномену фильма ужасов. Как и роман ужасов, фильм ужасов призван нагнетать определённую атмосферу, призван создавать социальное настроение и побуждать к упрощению социальных сдвигов в нужном для создателей этих чёрных грёз направлении.

Исторически Запад со времени своего зарождения как цивилизации пошёл по пути подавления человека. Западное христианство сделало ставку на пробуждение «страха Божиего», исходя из того, что именно с помощью страха можно добиться наибольшей управляемости человеком. При этом страх должен был жить внутри каждого западного человека. Костры инквизиции, пытки и в изобилии присутствующие в западных церковных проповедях и сюжетах апокалиптические картины переместили акцент мышления западного человека в область страха перед миром. В своём варианте христианства Запад сконцентрировался не на любви, а на страхе, и в результате главной фигурой в сознании западного человека стал не Бог, но его антипод, понимаемый как владыка и источник ужаса. В попытке достичь «страха Божиего» Запад создал культ антибога. Для западного сознания зло явлено как одно из главных начал мира. В результате, когда на Западе религия стала утрачивать своё влияние, из душ западных людей ушёл Бог.

Если раньше фильм ужасов служил, как и прочие западные фильмы, прославлению героя-одиночки в пику замшелому коллективизму, то последние из новинок жанра навевают мысль о полной безсмысленности любого сопротивления злу. Не только коллективного, но и индивидуального, что свидетельствует о достижении определённой «стадии насыщения» жанра, который дошёл до пропаганды своеобразного «непротивления злу насилием» — только со знаком минус.
Большинство западных людей уже давно поклоняются не Тому, о Ком говорят в своих проповедях их священники. И фильмы ужасов выступают как своеобразные чёрные мессы, настраивающие сознание на «нужную частоту колебаний», нужную для такого перерождения души, после которого уже можно считать себя окончательно западным человеком.

Есть ли что противопоставить хаосу, обосновавшемуся в умах людей на пространствах старушки-Европы? Есть. Прежде всего, понимание пустоты, безплодности и тщеты западного мировоззрения. И всё это даёт православная вера.
 

предыдущая    следующая